Автор Петр Дерябин
Обновлено: 30.04.2020 10:11 Опубликовано: 06.09.2005 07:00
Здоровье » Акушерство и гинекология » Мать и дитя
С сентября в детские садики приходит новая волна малышей. Как с наименьшими переживаниями войти в новую ситуацию? Советует частный педагог-психолог из г. Москвы Наталья Сергеевна Быковская.
0 поделились
Адаптация в детском саду: советы психолога
Сад ребенку необходим
Отдавать ребенка в детский сад все же стоит. Сад готовит детей к школе в:
- интеллектуальном плане
- психологическом аспекте
- помогает выстроить отношения в социуме.
В детском саду ребенок учится строить отношения с детьми и взрослыми, участвовать в коллективной деятельности.
Если вас не тяготит пребывание с ребенком и нет срочной необходимости выхода на работу, то лучше отвести его в детский сад в 4 года.
Ясельный возраст характеризуется сильной привязанностью к маме. Разлука с мамой в это время дается малышу очень тяжело и травматично, нарушается безмятежное и спокойное существование, столь необходимое для гармоничного развития.
В результате затягивается процесс адаптации. Малыш сопротивляется разлуке с мамой всеми силами, болея всю зиму и капризничая.
В возрасте 3 лет ребенок начинает строить новые отношения с миром, со взрослыми, ломая сложившиеся старые. Поведение малыша резко меняется. Он все чаще проявляет такие качества, как:
- негативизм
- упрямство
- строптивость
- своеволие
- чаще спорит и бунтует.
Это кризис выделения своего «Я». Эти изменения даются ребенку нелегко. От взрослого требуется:
- мудрость
- спокойствие
- выдержка.
Малышу необходимо чувствовать понимание, поддержку и любовь. Кардинальные перемены в жизни ребенка нежелательны. Лучше немного выждать.
Семья — лучшее место для формирования неповторимой индивидуальности. Во сколько лет бы вы ни повели ребенка в садик, его лучше подготовить. И чем малыш младше, тем тщательнее к этому надо готовитьcя.
В детский сад первый раз!
Кажется, что только недавно вы торжественно, с кружевным пищащим конвертом в руках, переступили порог дома. Но время летит незаметно и вскоре наступает пора, когда ваш карапуз в первый раз пойдет в детский сад. Подготовиться к этому знаменательному событию в жизни всей семьи следует заранее, для того, чтобы к минимуму свести возможные сложности начала садикового периода.
Для чего нужен детский сад?
Изначально, основная роль детских садов сводилась к тому, что дети на протяжении рабочего дня находились под присмотром, в то время, как их родители были на работе. И сейчас, решение мамы о выходе на работу, подразумевает то, что ребенок пойдет в сад. Но основная роль детского дошкольного учреждения несколько иная, и родители, которые сомневаются, нужен ли ребенку детский сад, должны это понимать.
В коллективе сверстников маленький человечек быстрее адаптируется, а это очень пригодится ему в дальнейшем. Ведь впереди школа, университет, работа – везде происходит довольно тесное общение. И чем раньше ребенок научится взаимодействию со столь непохожими людьми, чем раньше он будет попадать в незнакомую обстановку и сам принимать собственные решения, тем легче будет его взрослая жизнь.
Но случается так, что ребенок по состоянию здоровья посещать сад не может, или же, близкие всё время твердят – зачем нужен детский сад, когда есть любящие родственники, которые позаботятся о ребенке. Это очень хорошо, если на выручку родителям приходят любящие бабушки и дедушки. Но ведь общение только в кругу семьи, очень ограничивает развитие личности малыша. И гиперопека в этом случае не принесет никакой пользы. Для ребенка обязательны будут прогулки на многолюдных детских площадках, где ребенок сможет общаться со сверстниками, а также посещение кукольных театров и различных детских мероприятий.
Решено – идем в детский сад!
Оптимальный возраст для того, чтобы отдать ребенка в сад – это 2-3 года. В ясли деток принимают с полутора лет, но не все дети в таком возрасте хорошо переносят перемены в жизни. Потому, если есть возможность еще немного подождать, то лучше отсрочить посещение садика. После 3-4 лет иммунная система ребенка более крепкая, чем в полтора года, и болеет он реже. Но это не означает, что ребенок старшего возраста с радостью побежит в группу.
В каком бы возрасте вы ни решили отдать своего малыша в детский коллектив, желательно приучать к нему ребенка постепенно, чтобы малыш не испытывал большого психологического дискомфорта. Знакомство с садом можно начать с прогулок на игровых площадках дошкольного учреждения, а первые дни пребывания в саду свести к 1–2 часам, увеличивая постепенно.
Когда ребенок впервые идет в детский сад, положительный настрой родителей очень важен. Мама и папа должны осознавать, что сад – это благо для малыша, даже если первое время он отказывается туда идти и плачет. Расставаться с ребенком нужно коротко, без долгих уговоров, ведь в группе ребенок практически сразу успокаивается. В основном, уже на третий день посещения ребенок с интересом общается со сверстниками, садится с ними кушать и соглашается пользоваться туалетом. С каждым днем вы заметите, как малыш всё больший интерес проявляет к саду, даже если с утра он идет туда с большой неохотой.
Что нужно в детский сад?
Самое основное – медицинское заключение с печатью участкового врача о том, что состояние здоровья позволяет малышу посещать сад. Об этой справке нужно побеспокоиться как минимум за две недели, ведь предстоит пройти нескольких врачей, узнать, какие анализы нужны в детский сад, и сдать их. Обычно это общий анализ крови и мочи, а также кал на яйца гельминтов, которые принимает санитарно-эпидемиологиеская станция. Результаты последних нужно ждать около трех дней, после чего, со всеми готовыми документами можно уже идти за заключением педиатра.
Список необходимых вещей, в основном, во всех садах одинаков. С первого дня ребенку потребуется:
- Сменная обувь – обыкновенные удобные комнатные тапки на липучке, но не шлепанцы или босоножки (желательно пару про запас, на непредвиденный случай).
- Теплая одежда для прогулок (по погоде) и головной убор (кепка или панама) для лета.
- Запасные трусики, маечки, колготки и носочки (всего 5 пар даже если ребенок самостоятельно ходит на горшок).
- Слюнявчики.
- Теплая пижама и носочки для сна (понадобится уже осенью).
- На занятия хореографией и физкультурой понадобятся чешки, шорты и белая футболка.
- Вместо традиционных носовых платков пригодится рулон бумажных полотенец или салфеток.
Все вещи должны быть подписаны и лежать в шкафчике в специальном мешочке, так же именном. И самое главное для малыша – не забудьте взять с собой любимую мягкую игрушку, в компании которой ребенку будет легче адаптироваться к переменам в своей жизни.
Подготовка и адаптация к саду
Наверняка вы хотите выбрать своему крохе хороший детский сад и хорошую воспитательницу. Надо отметить, что последнее важнее, так как именно человек, с которым будет находиться малыш целый день, создает атмосферу в группе, и от него в большей мере зависит благополучие детей, а не от сада.
Ситуация новизны является для любого человека тревожной. Адаптационный период длится приблизительно 6 недель.
На первые три недели приходятся наиболее бурные реакции, проявляющиеся в:
- нарушениях сна
- капризности
- возможны респираторные заболевания.
У ребенка могут возникнуть проблемы мокрых штанишек, он может стать более плаксивым и привязанным к матери. Малыш быстро утомляется, становится непослушным, невнимательным. В этот период важна спокойная атмосфера дома.
Подготовив ребенка, можно избежать этих неприятностей:
Прогулки в детском саду | Хорошо бы иногда гулять на территории детского сада с его друзьями, чтобы в будущем все было уже знакомо. |
Знакомство с воспитателем | Познакомьтесь заранее с воспитателем группы. Расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, обратите внимание на элементы самообслуживания, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается. |
Режим дня | Постарайтесь заранее подготовить ребенка к режиму дня детского сада. За полгода до поступления в детский сад организуйте свой образ жизни так, чтобы ваш ребенок общался с разными людьми. Учите его общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки, площадки, приучайте к игре в песочнице, ходите в гости к друзьям и родственникам. |
Трудности привыкания
Не следует забывать, что в первые дни может все быть благополучно, а трудности появятся через две-три недели или через месяц. Ребенок неожиданно может начать категорически отказываться от утренних сборов в садик, страдать ночными кошмарами или часто болеть. Это связано с тем, что новизна впечатлений и радость общения с новыми друзьями уже исчерпана, накопился стресс, ребенок в полной мере ощутил потерю всех прежних привилегий.
Помните, что полная адаптация возможна не раньше чем через пару-тройку месяцев. Все это время нужно стараться сглаживать большинство различий между прежней и новой жизнью малыша Уделяйте ему как можно больше внимания, старайтесь по выходным и вечерам готовить его любимые блюда, проявляйте интерес к его занятиям в садике и выслушивайте все, что он захочет сообщить. Хвалите и берегите детские рисунки и поделки. Одним словом, проявляйте в этот период максимум терпения, доброжелательности и не бойтесь идти на некоторые уступки ребенку.
Самое главное – быть другом своему ребенку. Доверие и взаимопонимание – основа прочных отношений, при которых малышу легче перенести любой стресс.
Плюсы и минусы
Не так давно малыши оставались с бабушками и дедушками, которые не хотели отдавать любимое чадо в садик, где ребёнок может заразиться вирусными инфекциями или матерными словами. На сегодняшний день большинство психологов схожи во мнениях, что записывать малышей в ДОУ нужно. Сад имеет множество преимуществ, среди которых главными являются обретение навыков общения со сверстниками, стрессоустойчивость и самостоятельность.
На самом деле опасения родителей по поводу частых болезней ребенка не напрасны. У домашнего малыша быстро появляются сопли и кашель при посещении коллектива. Но здесь также есть преимущество. До школы у малыша уже вырабатывается иммунитет и в школьном возрасте ОРЗ ему не страшны.
Садиковские дети являются более адаптированными в коллективе и социально подготовлены. Чтобы малыш не чувствовал себя одиноким и брошенным, психологи рекомендуют изначально отдавать его в группу до обеда. Таким образом, он может общаться с другими детьми, позаниматься, а также настанет время для общения с мамой.
За
- Освобождается достаточное количество времени у матери, и она может выйти на работу или уделить время мужу и близким, или даже заняться творчеством.
- Наблюдая за другими детьми, легче научиться чему-то новому.
- Ребенок должен будет находиться в одном помещении с одними и теми же детьми, а это неизбежно приведет к новым знакомствам, некоторые из них он, возможно, пронесет через всю жизнь.
- Найти хорошего, адекватного воспитателя, который станет наставником и другом малышу, очень непросто. Но, если это удалось, то сможете спокойно заниматься своими делами и быть уверенными в том, что ребенком занимается профессионал. Хорошие отношения с воспитателем способствуют более легкой адаптации ребенка.
Против
- В таком нежном возрасте стресс от разлуки с мамой и папой может негативно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Неготовность малыша и принуждение к расставанию со стороны родителей усугубят ситуацию.
- Большое количество других детей – не всегда плюс. Стоит заболеть одному, и зараза быстро распространится на остальных. Какие бы меры профилактики ни предпринимались, риск заболевания (начиная от простуды, насморка и заканчивая ветрянкой и вшами) есть всегда.
С сегодняшнего дня, 25 мая, в Украине разрешено работать детским садам. Среди рекомендаций МЗ по работе этих учреждений нет пункта об обязательном ношении масок детьми. Об этом Министр здравоохранения Украины Максим Степанов заявил на ежедневном брифинге. К слову многие требования итак давно в садиках действуют — использование жидкого мыла, запрет на мягкие игрушки и обязательная сменная обувь.
С 25 мая мы даем возможность возобновить работу дошкольных учебных заведений, если это позволяет эпидемическая ситуация в регионе. В наших рекомендациях не существует требования, чтобы дети постоянно находились в масках. У меня большая просьба ко всем, кто комментирует эту тему — не надо вводить в заблуждение родителей и детей, — отметил Максим Степанов.
Среди общих рекомендаций к работе детских садов является следующее:
• Перед началом работы заведения всем работникам измеряют температуру.
• Детям меряют температуру перед входом в заведение.
• Работники и дети с температурой, выше 37,2 — не допускаются в заведение.
• Родители, приводящие ребенка в учреждение, должны пользоваться масками.
• Учреждения должны быть оснащены антисептиками. Дети пользуются ими исключительно под присмотром воспитателя.
• В игровой форме, собственным примером воспитатели учат детей пользоваться средствами защиты, правильно кашлять и мерить температуру.
• При этом запрещается использование: многократных полотенец, мягких игрушек, ковров с длинным ворсом, уличной обуви внутри детского сада.
Также дошкольные учебные заведения должны:
• Иметь 5-дневный запас всех необходимых средств защиты и дезинфицирующих средств.
• Научить работников правилам правильного использования средств защиты и организовать контроль выполнения этих правил.
• Заменить твердое мыло на жидкое, а тканевые полотенца — на бумажные.
• Предупредить родителей об особых условиях работы заведения.
• Регулярно убирать помещения с дезинфицирующими средствами.
• Регулярно проветривать помещение.
• Временно отстранить от работы лиц из «группы риска».
В детсады не будут впускать детей и работников с температурой выше 37,2 0С, помещение необходимо дезинфицировать и проветривать, а с детьми следует проводить больше времени на свежем воздухе. Об этом говорится во временных рекомендациях по организации работы детских садов на период карантина через COVID-19.
При входе в заведение дошкольного образования работники и дети должны проходить температурный скрининг. Также в течение дня, по меньшей мере раз в 4 часа, работники должны измерять температуру детям.
На время адаптивного карантина Минздрав рекомендует:
проводить дополнительные занятия по профилактике вирусных заболеваний для детей;
предоставлять приоритет играм на свежем воздухе;
создать максимальную дистанцию в группе и во время питания;
ограничить занятия, требующие физического контакта или дополнительного инвентаря;
разработать график прогулок таким образом, чтобы не допустить смешивания групп.
Все работники должны носить маски или респираторы течение рабочего дня.
Статистика в разных странах
Страна | Принимают в садик |
Франция | Декрет длится 2 месяца, потом можно отдавать грудничка в ясли |
Израиль | С 3 месяцев |
Турция | Декретный отпуск длится полгода, потом дитя отдают в сад |
Великобритания | С 1 года |
Финляндия | С 9 месячного возраста |
США | С 3 лет, практикуется домашнее воспитание |
Италия | До 3 лет отпрыски остаются с родителями или родственниками |
Ясли в детском саду
Возрастное ограничение — с 1,5 лет, но есть группы и для воспитанников с 6 месяцев. Предпочтительнее приучать малыша к коллективу заранее: начните с групп кратковременного пребывания (2-3 часа), позже можно будет оставлять и на целый день.
Рекомендуем заранее приехать в выбранное заведение, познакомить специалистов с особенностями развития и привычками ребенка, его интересами и склонностями. Кардинально менять привычный уклад жизни в один момент нельзя.