Нет такого ребенка, который не пробовал бы на вкус предметы и крошки, поднятые с пола. Но беспокойство родителей вызывают не единичные случаи, а регулярное и постоянное их повторение. Причины, по которым эту привычку надо искоренять:
С 4 до 7 месяцев – это прорезывание зубов, стремление чесать десна, пробуждение интереса к окружающим предметам.
Годовалые дети таким образом познают мир.
У детей после 2,5 лет – перерастание во вредную привычку, основная причина – мама вовремя не отучила.
Сосательный рефлекс
Интерес к окружающему миру возникает у малыша на 2–3 месяце после его рождения. В возрасте 4–5 месяцев кроха начинает осознавать работу своих ручек и их возможности. После этого малыш пытается понять, как они работают, поэтому отправляет их на исследование в свой рот. Затем в ход идут практически все предметы, которые находятся в зоне досягаемости: игрушки, одежда, мамины части тела.
Важно понимать, что это нормальный этап в жизни, через который проходят все детки. Задача родителей заключается в том, чтобы создать ребенку безопасные условия. К малышу не должны попадать мелкие детали или предметы с острыми краями Игрушки, с которыми играет малыш, всегда должны быть чистыми.
Ходим сами
Все вышеперечисленное очень легко делать и контролировать, пока малыш не научился передвигаться самостоятельно на двух ножках. С наступлением этого волшебного момента бедные родители как угорелые носятся за малышом в парке, оттаскивая его от урн, забирая из рук палки, камни, а еще хуже – окурки. Потому что все найденное ребенок норовит попробовать на зуб – и бананчик, и песочек, и кошкин хвост. И это нормально (в том смысле, что логично), поскольку именно таким образом он исследовал все новое до недавнего момента. Но уже ближе к году (средне статистически именно в этом возрасте малыши начинают ходить и большинство из них прощаются с грудным вскармливанием) ребенок начинает понимать, что кроме рта у него есть и другие части тела для осязания, сосательный рефлекс естественным образом притупляется. Именно в такой момент перед родителями становится очень важная задача – научить малыша правильно пользоваться руками, глазами, чтобы в ближайшем будущем он смог довольствоваться ими в процессе познания.
Опасность
Прежде чем перейти к вопросу, связанному с тем, когда дети перестают тянуть все в рот, необходимо рассмотреть последствия, которые могут возникнуть.
В рот младенца может попасть все, что туда отлично помещается. Важно понимать, что такой период развития сопровождается повышенной опасностью. В чем она заключается:
- Малыш может затащить в рот предметы, которые не предназначены для еды, а затем проглотить их. Не так страшно, если это будет всего лишь кусочек бумаги. Но есть опасность того, что кроха может проглотить небольшую батарейку, иголку или выпить средство для мытья посуды.
- Ребенку год — все тянет в рот. Во время активного развития сосательного рефлекса детям свойственно облизывать дверные ручки, поручни в автобусе и прочие вещи, которые кишат бактериями. Помните, что все предметы, окружающие вас, могут быть источниками вирусов, с которыми бывает сложно справиться даже взрослому организму.
Но, опасность заключается не только в проглатывании предметов, также в возможности случайно вдохнуть мелкую деталь или предмет.
Можно, но осторожно
Недооценить важность оральной стадии просто невозможно. Строгие запреты будут тормозить развитие малыша. Важно не запрещать и ругать, а быть рядом и помогать ребенку знакомиться с окружающим миром самым безопасным способом.
- Прежде всего, необходимо обеспечить малышу максимальную безопасность. Обязательно уберите из зоны его доступа все колющие и режущие предметы, бытовую химию и легко бьющиеся предметы. Если у вас есть старшие дети, следите, чтобы малыш не подобрал «в гостях» у брата или сестрички мелкие детали от конструктора или игрушек.
- Если ребенок берет грязный, опасный предмет в рот, его необходимо остановить. По возможности, останавливаем спокойно. Говорим коротко и четко: «Это не съедобное», «Мы это не едим», «Это опасно».
- Будет хорошо, если вы сможете объяснять, как с этими несъедобными предметами принято обращаться. Разумеется, после того как вытащите их изо рта малыша.
- Используйте простые и понятные, но обычные слова. Упрощенные варианты вроде «Это кака» или «Фу!» обедняют речь.
- Когда у малыша начнут резаться зубки, предлагайте альтернативу (прорезыватель, соску, сушку…)
- Насыщайте ребенка сенсорной информацией в безопасном режиме. Предлагайте игры на развитие сенсорного восприятия.
Даже если ребенок нарушает правило, очень важно не подвергать его психологической и физической агрессии. Ребенок поступил неверно, поступок не одобряем, а ребенка любим и прощаем.
Как отучить ребенка тянуть все в рот?
Эксперты дают следующие советы:
- Запрещайте крохе тянуть в рот предметы, которые не относятся к пище. Не ленитесь напоминать ему об этом регулярно, если видите очередную попытку затащить в рот игрушку.
- Папа, бабушки и дедушки также должны принимать активное участие в подобных запретах.
- Старайтесь всегда играть с ребенком. Если он нашел какие-то мелкие детали, то подробно расскажите ему о них, чтобы у него не оставалось желания исследовать их при помощи языка.
- Если малыш тянет в рот пульт от телевизора или мыло во время купания, то покажите ему, что нужно делать при помощи этих вещей.
- Не вырывайте предметы у ребенка из рук с криками. Постарайтесь аккуратно забрать предмет, а затем объяснить для чего он служит. Помните, что даже восьмимесячный ребенок способен понимать слова и их смысл.
Почему ребенок берет палец в рот?
Многие считают, что, когда ребенок берет палец в рот, — это просто плохая привычка. И много нервов уходит у родителей и у ребенка, чтобы избавиться от нее. На самом деле всё не просто.
Итак, психологи убеждены, что сначала ребенок сосет палец по какой-то причине:
1. недолгое или редкое грудное вскармливание (реже всего является причиной) — обычно это только большой палец, и появляется эта привычка до 1 года;
2. непродолжительное искусственное вскармливание (до 10 мин.), когда соска с большим отверстием – по этой причине дети приобретают привычку сосать пальцы до 1 года;
3. усталость, огорчение, тревожность – обычно сосание пальца по этой причине начинается после года;
4. недостаток внимания мамы, заботы и душевной теплоты – чаще всего после года;
5. острый дискомфорт, испуг, неблагополучное состояние ребенка с травматизацией психики – может стать причиной сосания пальца уже после 3-х лет ребенка.
Если до года ребенок не перестает сосать палец, то это может продолжаться и до 4-5 лет. Сначала сосание пальца – это реакция ребенка на что-то, а после она или исчезает, или становится постоянной. Чаше и дольше всех берут в рот пальцы дети родителей, имеющих проблемы с алкоголем.
Режутся зубки
Когда дети перестают тянуть все в рот? Очень часто малыши, у которых только начинают прорезаться зубки, пытаются просто почесать десна. Поэтому они могут тащить в рот пальчики, свою одежду и прочие предметы, которые попадаются под руку. Задача родителей заключается в том, чтобы обеспечить кроху всем необходимым на этот период.
Сегодня в детских отделах магазинов можно найти массу разнообразных прорезывателей, резиновых колечек и прочих предметов, которые помогают малышу справиться с дискомфортом в области рта. Если вы не очень хорошо относитесь к такому решению проблемы, то приобретите детский обезболивающий гель.
Физиологи: ДА!
Как известно, возбуждение одной зоны коры головного мозга распространяется и на соседние. Именно поэтому, разрабатывая пальчики крохи, вы заодно тренируете и язычок.
То же самое касается и участка мозга, ответственного за сосание и распознавание вкуса. Давайте рассмотрим, какие зоны его окружают. Сверху это моторные (отвечают за двигательную активность крохи: умение переворачиваться, садиться, вставать, ходить, плавать). Сзади — двигательный анализатор сложных трудовых навыков (позволяет обучиться вышивке, шнуровке ботинок, работе за компьютером, сборке конструктора).
Чуть ниже — звуковой анализатор (помогает понимать речь и определять источник звука). Внизу — вестибулярная зона (обеспечивает равновесие при ходьбе и спортивных упражнениях). Спереди — центр Брока (речь и словесное мышление). Чем чаще стимулируете у карапуза участок сосания и вкуса, тем лучше развиваются все окружающие центры. Но помните, что стимуляция должна быть разнообразной: сосание одной и той же пустышки не даст реакции возбуждения в мозгу, а, наоборот, наступит торможение. Пусть пробует на зубок и пластмассовые погремушки и резиновые прорезыватели и свои пальчики и мамину кофточку… Вот где настоящее пиршество ощущений!
Ошибки в действиях родителей
Детям свойственно подражать своим родителям. Поэтому прежде чем ругать кроху, проанализируйте свои действия и поступки:
- Не ешьте, упавшую на пол еду. Демонстративно поднимите ее и выбросьте в мусорное ведро.
- Старайтесь не пользоваться на глазах у ребенка зубочисткой или зубной нитью. А также не открывайте зубами упаковку орешков или конфет. Если вы грызете карандаш или ручку, то постарайтесь избавиться от такой вредной привычки.
- Кладите вещи на свои места, чтобы ребенок не смог добраться до них.
Когда стоит волноваться?
Занятия для детей 2–3 лет в виде рисования или лепки часто приводит к тому, что ребенок начинает грызть карандаши или тянуть в рот пластилин для того, чтобы попробовать его на вкус. Некоторые родители считают это абсолютной нормой. Но если вашему ребенку более 3 лет, а он продолжает тянуть в рот различные предметы, вам следует задуматься:
- Когда малыш старше трех лет грызет карандаши, возможно, у него так проявляется реакция на стресс.
- Если ребенок тянет в рот песок, мелки для рисования или металлические предметы, это может быть симптомом анемии.
- Когда дети перестают тянуть все в рот? После 1,1–2 лет. Но важно понимать, что многое зависит от индивидуальных особенностей малыша. Если ребенок продолжает тянуть все в рот после трех лет, то следует проверить функции чувствительности органов слуха, обоняния и осязания. Это необходимо для того, чтобы исключить возможные проблемы.
К сожалению, такие симптомы могут проявляться у детей с психическими расстройствами, так как они не в состоянии контролировать свои действия.
Следите за своими детками, своевременно обращайтесь к специалистам будьте здоровы!
Психологи: ДА!
Основоположник психоанализа Зигмунд Фрецд, предложил классическую периодизацию психологии ребенка, которую до сих пор никто еще не отменил. Она включает в себя оральную (пока малыш находится на грудном или искусственном вскрамливании), анальную (время приучения к горшку), фаллическую фазы (когда кроха влюбляется в родителя противоположного пола и конкурирует с родителем своего). Есть еще латентная и генитальная, но они уже относятся к подростковому возрасту. Нас интересует оральная стадия. Она характерна тем, что самое яркое удовольствие младенец получает через слизистую оболочку рта. Сосание и глотание выступают прототипом… полового акта! Насыщение снимает напряжение и дарит удовлетворение. А когда карапуз совершает открытие — можно сосать не только грудь, но и свой пальчик или игрушку — он здорово продвигается вперед в миропонимании.
Он перестает считать себя единым целым с мамой и ее телом, делая первый шаг к независимости. То, как малыша кормят грудью или из бутылочки, формирует его личность на всю жизнь. Например, если ребенок не мог удовлетворить полностью свою потребность в сосании или, наоборот, на любой его крик предлагалась именно грудь или соска, без попыток общения или игры, кроха фиксируется на неразрешенных проблемах того периода и вырастает человеком орально-пассивного типа. Он веселый, оптимистичный, ожидает от окружающих материнского отношения к себе, ищет одобрения любой ценой, слишком доверчив и зависим.
Такой подход к жизни чреват разочарованиями и часто заканчивается депрессией и плотной дружбой с психотерапевтами. При не особенно нежном отношении мамы к маленькому, резком отлучении его от груди или чересчур бурной реакции окружающих на укусы крохи формируется другой оральный тип личности — агрессивный. Он любит спорить, делать язвительные замечания, пессимистичен, склонен во всем подмечать лишь негативные стороны.