Большинство родителей признают, что для гармоничного эмоционального, психологического, социального и физического развития ребенку нужен садик. В детские дошкольные учреждения принимают малышей от 18 месяцев и до 4-5 лет.
С какого возраста отдавать ребенка в садик, каждая семья решает самостоятельно. Но при этом важно учесть отзывы родителей и советы специалистов, работающих с детьми.
Ясли в раннем возрасте: за и против
К ясельной группе относятся детки в возрасте от 1,5 до 2 лет. Далеко не все садики принимают таких малышей, но при острой необходимости, подобное заведение можно отыскать почти в каждом городе или крупном поселке.
Хорошо или плохо это для конкретного ребенка — ответить сложно, ведь при принятии решения отдать малыша в ясли родители руководствуются интересами семьи, в целом.
Обычно такой путь избирают, если сложилось плохое материальное положение, работодатель мамы требует, чтобы женщина приступила к своим трудовым обязанностям, родился еще один кроха и справиться сразу с двумя родителям непросто и т.д. Таким образом, плюсы для каждой ячейки общества свои.
А вот минусы для всех общие:
- почти все малыши в столь нежном возрасте крайне тяжело переживают расставание с мамой — психологи утверждают, что разлука с домом сказывается на нервном и эмоциональном состоянии ребенка плохо;
- иммунитет полуторагодовалых детей слишком уязвим к большинству вирусов, поэтому юный воспитанник садика будет часто болеть;
- адаптационный период для малышей этой возрастной группы, как правило, более длительный и болезненный.
Специалисты советуют не отдавать кроху в ясли — лучше доверить воспитание бабушке или другому близкому человеку. Даже если мама будет целый день отсутствовать, разлуку с ней малыш перенесет намного легче.
Оптимальный возраст для детского садика
Почти всех родителей интересует, с какого возраста отдавать ребенка в садик, чтобы адаптация прошла успешно, болезни одолевали не слишком, а сама разлука не травмировала психику.
Изучая многочисленные отзывы мам, а также психологов, воспитателей и педагогов, можно сделать вывод, что оптимальный момент для того, чтобы начать посещать детское дошкольное учреждение — 3-3,5 года.
В этот период, ребенок уже вполне может некоторое время оставаться без родителей, обладает базовыми навыками самообслуживания, а также выраженной потребностью в общении с другими детьми, имеет более крепкий по сравнению с 1,5 годовалыми крохами иммунитет.
Кроме того, у трехлеток обычно не формируется опасное состояние, называемое «комплексом неполноценности». Это ощущение, что он не нужен маме и папе. Именно от такого состояния страдают малыши, отданные в сад слишком рано.
С какого возраста лучше отдавать ребенка в детский сад?
Сразу начнем с того, что вопрос «С какого возраста лучше отдавать ребенка в детский сад?» должен решаться для каждого ребенка индивидуально.
Дети все разные – как невозможно найти двух одинаковых снежинок, так и невозможно найти двух одинаковых по темпераменту и способу взаимодействия с миром малышей. Есть дети, которым вообще можно не ходить в детский сад, так как в этом просто нет нужды.
Скажем, дети в многодетных семьях не испытывают никаких проблем с общением и построением социальных связей, активно обучаются дома совершенно естественным путем, набираясь знаний и приобретая опыт в процессе взаимодействия со старшими и младшими сестрами и братьями. Ничего принципиально нового детский сад им не даст, включая дисциплину, потому что в многодетных семьях именно дисциплина и четкий режим дня является важнейшим условием здоровой обстановки и спокойствия мамы.
Дети активные, любознательные, эдакие непоседливые «волчки», общительные и воображули тоже способны взять от этого мира очень много, особенно если дать им свободу действий, возможность познавать этот мир, не скупиться на мероприятия и впечатления и не держать дома безвылазно. Главное условие – это свободное познание мира, границы которого проходят там, где начинается опасность для жизни и здоровья. Если маленького проворного фантазера сдерживать в его знакомстве с миром, произойдет искусственное снижение его способностей, что выльется в будущем в проблемы с поведением и обучением. Однако еще больше такой ребенок приобретет в саду, где есть и коллектив, и игры, и прогулки, и занятия. Не стоит лишь ограничиваться одним садиком.
От посещения садика и вовсе стоит отказаться (или лучше отложить до поры до времени) тем деткам, которые имеют нарушения привязанности к матери – излишнюю привязанность. Это является психическим отклонением, требует наблюдения и корректировки у специалиста, а посещение детского сада (особенно в раннем возрасте) может вызвать у таких детей слишком сильный стресс. Если ваш малыш (малышка) и в 4-5 лет не может остаться без вас ни минуты, боится чужих людей, обладает высокой тревожностью, нарушениями сна, много плачет и легко раздражается – проанализируйте, действительно ли необходимо посещать сад в вашем случае. Если же наряду с симптомами имела место родовая травма, тяжелая (в психологическом смысле), тревожная беременность – то порой и без специалиста не обойтись… В любом случае, таких детей не рекомендуется отправлять в детский сад раньше 4-5 лет, и лучше не на полный день.
Предположим, ваш ребенок здоров и счастлив. В 1,5 годика вас уже начинает волновать вопрос: «а может, уже можно?» Раньше «можно» было и раньше…
В Советском союзе существовали ясли, куда работающие мамы отдавали своих младенцев с 3-6 месяцев. Многие из нас, нынешних мамочек, прошли через эти ясли и, как видно, выросли абсолютно нормальными. Но это в целом. А в частностях картина складывается иная: в таком возрасте отрыв от матери на целый день – несомненный стресс для ребенка, а у младенцев, как известно, стрессы снижают иммунитет и способствуют частым и хроническим болячкам. Поэтому, если эта практика еще и сохранилась где-то, все же очень хорошо, что не везде.
На способность ребенка безболезненно посещать детский коллектив в определенном возрасте столько всего влияет… Скажем, иммунитет. В 3 года он (при отсутствии сильных внешних воздействий), несомненно, сильнее и лучше, чем в 1,5. А в 5 – лучше, чем в 3. Одни дети болеют настолько редко, что и садиковские болячки «пролетают» за 2-3 дня, не вынуждая маму бегать за справками. Другие – болеют стабильно раз в месяц, а пойдя в садик – и вовсе большую часть года. Поэтому адекватно оценивайте здоровье своего ребенка, а при острой необходимости записаться в детский сад – примите общеукрепляющие меры для поддержания здоровья, особенно это касается детей до 3 лет.
Темперамент вашего ребенка так же может о многом рассказать. Активные и любознательные болтушки – первые на очереди. Если в детском саду, который вам приглянулся, принимают детей от 1,5 лет, то маленького здорового, общительного малыша, конечно, лучше отдать именно с этого возраста – такие дети очень нуждаются в общении. Для такого малыша и в 1,5 годика большой радостью станут утренники и новые знакомства.
А вот шумному, неугомонному и легко возбудимому, так называемому холерику, очень сложно будет влиться в коллектив раньше 3-4 лет – до этого возраста они еще не умеют адекватно строить социальные связи. Кроме того, для таких детей посещение детского сада в раннем возрасте может стать опасным – они часто не испытывают страха в стремлении залезть куда-нибудь, где повыше и поинтереснее. Воспитатели же, вынужденные следить за 20-30 детьми сразу, бывают не в состоянии уследить за слишком активным ребенком. Лучше подождать того возраста, когда появляется некий элемент сознательности и способности к анализированию, умение договариваться и слушать. А это происходит не раньше 3-4 лет.
Бывают дети спокойные и невозмутимые, хоть и упрямые как маленькие барашки. Они послушно посещают детский сад уже с 2 лет, не высказывая особых эмоций по этому поводу. В саду им хорошо, как дома, а дома – как и везде, если родные рядом. В саду они самые деловые (как и дома), не испытывают проблем с общением (или просто не нуждаются в нем, играя самостоятельно – без лишнего напряга). Это дети, не доставляющие особых проблем никому, и себе в том числе, так что они спокойно могут посещать детский коллектив с 2 лет.
А вот замкнутым меланхоликам вообще никакого детского сада не нужно – и если каждый будний день начинается слезами по дороге в сад, сопровождается слезами в саду и заканчивается слезами дома – ищите варианты. Не нужно навязывать ребенку то, что не несет ему пользы. Один только утренник может стоить ему нескольких месяцев, а то и лет неприятных воспоминаний. Есть такие люди – одиночки, для которых скопление людей – проблема, коллектив – вынужденная необходимость, а общество – не авторитет. Такого человека легко разглядеть даже в самом маленьком ребенке – по настроению и расположению духа в зависимости от окружающей обстановки. Таких людей стоит беречь хотя бы потому, что в подавляющем большинстве случаев они – художники в душе, творческие личности с огромным потенциалом. Так что отнеситесь с пониманием к неспособности своего маленького одиночки посещать детский сад.
Можно подытожить все вышесказанное тем, что, размышляя над вопросом «отдать – или не отдать, и когда отдать», каждой маме стоит ориентироваться только на свою интуицию, на свою природную способность понимать и видеть своего ребенка, чувствовать его потребности. Ведь, даже в окружении массы советчиков, добрых и не очень, в изобилии всякой информации на эту тему, смотреть нужно не только на характер и здоровье своего ребенка, а и себе в сердце. Потому как истина неоспорима – мама знает лучше!
Как определить готовность малыша к детскому саду?
Большинство родителей опускают такой важный этап, как подготовка к садику, считая, что там ребенка всему научат. Однако, это в корне неверное решение.
Критерии, по которым можно определить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение:
- навыки самообслуживания. Отлично, если будущий воспитанник умеет мыть руки, ходить на горшок, есть самостоятельно, а также одеваться. Конечно, никто не будет требовать от малыша безупречного выполнения этих вещей, однако, наличие перечисленных умений существенно упростит жизнь в коллективе;
- здоровье. Если малыш постоянно болеет, едва ли он готов к саду, ведь там он будет хворать в разы чаще. Кроме того, обязательно, чтобы ребенок был привит в соответствии с национальным графиком вакцинации;
- присутствует психологическая готовность, то есть, некоторое время ребенок может обходиться без родителей. Если привыкание к саду будет постепенным (сегодня оставили одного на час, завтра — на два и т.д.), то никаких трудностей у родителей, скорее всего не возникнет, то есть, не будет истерик, моральной травмы и прочего;
- будущий воспитанник прошел подготовительный этап. Это значит, что мама потратила время, чтобы познакомить ребенка с садиком, воспитателем, детьми и т.д. Обычно такая подготовка начинается с приходов в дошкольное учреждение в гости, то есть, для ознакомления. Это нужно для привыкания и облегчения будущей адаптации.
Согласно масштабному исследованию, проведенному в России в 2018 году, садики проходили аттестацию по множеству критериев и получали 4 типа оценки — от «отлично» до «неудовлетворительно». Итоги исследования 10 тысяч дошкольных учреждений оказались плачевными. Оценки «хорошо» и «отлично» не получил никто, поэтому не стоит рисковать здоровьем малыша и отдавать его в сад слишком рано.
Официальная документация
При оформлении в детский садик независимо от возраста ребенка предоставляются следующие бумаги:
- заявление родителей или опекунов о приеме малыша;
- копия свидетельства о рождении;
- копия паспорта матери или отца (опекунов);
- путевка;
- медицинская карта (по форме Ф26).
Видео по теме
В каком возрасте и в какой детский сад отдать малыша:
Несмотря на то что описанные выше рекомендации являются универсальными, далеко не всегда они работают, ведь каждый ребенок индивидуален.
Если малыш плохо привыкает к саду, часто болеет, потерял сон и аппетит, тяжело переносит разлуку с родителями, — возможно идеальный возраст для посещения дошкольного учреждения для него еще не наступил. Уточним, что перечисленные адаптационные явления в норме должны проходить в течение 1-3 месяцев.
Как выбрать воспитателя?
В этом случае поможет “сарафанное радио”. Поговорите со всеми знакомыми в Вашем окружении у кого есть дети. Узнайте по телефону режим прогулок и пойдите с ребенком в “разведку” в детский сад, подойдите к этому воспитателю. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вы сразу почувствуете есть ли симпатия у Вас к этому человеку. Возможно, вашему ребенку может не понравиться воспитатель. Подойдите несколько раз, спросите у Вашего ребенка: “Тебе понравилась тетя воспитатель? Почему?” Дети — маленькие личности, у них своё мнение и чувства. Первое впечатление может быть ошибочным, но стоит обратить на него внимание.