Один из самых распространенных способов наказания непослушного ребенка, который выбирают родители, отправить малыша в угол. Однако в последние годы мамы и папы стали больше читать о воспитании детей, смотреть видео, даже обращаться к детским психологам по вопросам правильного наказания. И метод угла многие из них готовы оспорить.
Как же на самом деле обстоят дела? Можно ли ставить ребенка в угол вообще, и насколько эффективен этот метод в современной жизни? Рассмотрим его положительные и отрицательные стороны.
Аргументы «за»
Можно сказать, что детские психологи, как и родители, разделились на два лагеря в этом вопросе. Узнаем мнение тех, кто утверждает, что ставить ребенка в угол можно и нужно.
- Если ставить в угол нечасто, этот метод станет довольно эффективным. Особенно в отношении очень подвижного ребенка. Он минуты не может просидеть неподвижно, а в ограниченном пространстве это сделать придется. Он проведет в укромном уголке пару раз, а после будет задумываться перед совершением новой шалости, хочется ему вновь стоять лицом к стене, один на один с собой или нет. Для гиперактивного малыша эти несколько минут — серьезное испытание. Скорее всего, поначалу он станет бурно сопротивляться такому положению дел, но со временем станет воспринимать наказание более адекватно.
- Поставить ребенка в угол или отшлепать, как следует? Если родители в этом вопросе могут засомневаться, психологи будут едины во мнении: второй метод точно недопустим.
- В угол ставили испокон веков. Родители и сами провели в нем не один час за тот период, пока были маленькими, и помнят, что ощущение не из приятных, и вновь его испытывать не хотелось.
Стояние в углу — индивидуальный метод наказания. Для одного ребенка — это действительно наказание. А флегматику — это, как говорится, что шло, что ехало. В любом случае наказание должно иметь и объяснение. И до его начала, и после него нужно провести беседу с неслухом и объяснить причину наказания, а также поставить цель: подумать над своим поведением. Стояние в углу не должно войти в привычку, так как тогда его эффект сводится к нулю.
И еще один момент: место наказания должно быть относительно комфортным. В нем не должно быть очень темно, влажно, он не должен быть на сквозняке.
Не нужно заставлять ребенка стоять на ногах. В углу можно и сидеть на коврике или стульчике лицом к стене. Смысл наказания — подумать над собственным поведением — от этого не исчезнет.
Как же происходит наказание детей в детском саду?
Во-первых, воспитатели должны уметь разговаривать с ребёнком и находить к нему подход, они должны объяснить, почему нельзя делать то, за что малыш может быть наказан. Могут также поставить в угол, причём в некоторых случаях дитя будет в нём находиться достаточно долгое время. Зачастую того, кого собираются наказать отстраняют от игр, просто усаживается ребёнок возле воспитательницы и просто наблюдает за процессом. Во-вторых, как показывает практика, к ребёнку могут применяться различные методы наказания, о которых узнают не все родители. Главное помнить, что наказание за избиение ребенка бывает в соответствии с законом.
Источник: Страна Детства
Аргументы «против»
Теперь узнаем доводы тех, кто уверен, что ставить ребенка в угол нельзя. Стоит заметить, их аргументы не менее убедительны, чем у сторонников наказывать малыша стоянием в углу.
- Ограничивать свободу ребенка — это жестокое обращение с ним. Особенно унизительно ставить ребенка лицом в угол. Ведь так он не только лишен возможности реализовывать свою потребность в движении, но вдобавок изолирован от людей.
- Этот метод неэффективен. Далеко не все дети понимают, почему их отвели в укромное место, тем более они не будут думать, стоя в углу, над своим поведением, а лишь затаят обиду на взрослых. Какой же смысл в данном способе наказания? Если даже малыш сможет проанализировать свое поведение и осознает, за какие именно поступки его ставят в угол, он и перестанет совершать только их. Рефлекс выработается, но совершать другие проступки он все равно не прекратит.
- Такого рода наказание аукнется во взрослом возрасте. Человек вырастет с пониженной самооценкой, со склонностью к депрессиям или будет вести нездоровый образ жизни.
Да, доводы звучат очень убедительно. Но все дети разные, значит, и детские наказания на каждом из них в будущем отразятся по-разному. Это вовсе не означают, что если дети сейчас стоят в углу, то все поголовно вырастут депрессивными алкоголиками с суицидальными наклонностями.
Можно сказать, вопрос, можно ли ставить ребенка в угол, еще изучается детскими психологами, и результаты его неоднозначны. Они зависят от мотивации наказания, его периодичности либо эпизодичности, личности каждого конкретного ребенка. Одним, наказание действительно идет на пользу, других во всех смыслах загоняет в угол. Ознакомимся еще с одним мнением.
Можно ли ставить ребёнка в угол. Мнение доктора Комаровского
Однажды известному современному детскому доктору Евгению Комаровскому задали вопрос: можно ли ставить ребенка в угол. Он рассказал о похожей методике, описанной в большинстве западных учебников. Она называется методикой тайм-аута, и заключается в том, что провинившегося ребенка родители оставляют наедине с собой. Для этого его отводят в комнату, где он не сможет придумать для себя никакого развлечения, так как здесь отсутствуют игрушки, книжки и телевизор.
Угол и отдельная комната — это не одно и то же, скажут многие. Но смысл наказания, в принципе, одинаков. Оба варианта лишают ребенка возможности заняться чем-либо. Он успокаивается, если до этого была бурная истерика. Находиться в углу он должен такое же количество минут, сколько ему лет. То есть, пять лет — пять минут, десять лет — десять минут и т.д. Почему именно такое количество времени? За пять минут пятилетний ребенок наедине с собой может успокоиться, а поскольку задумываться над своими поступками он еще не умеет в силу возраста, дальнейшее его стояние в углу бессмысленно. Десятилетний за десять минут и успокоится, и созреет до раскаяния. Ну а с более старшим ребенком этот метод уже не срабатывает.
Доктор Комаровский подчеркивает, что данный вид наказания — это крайняя мера. Его нельзя применять в отношении ребенка, если он, к примеру, не выучил уроки или не убрал свои игрушки. В этих случаях можно найти массу других способов наказания: лишить совместного похода в зоопарк, не купить мороженое, перенести обещанную покупку новой игрушки. Нельзя только лишать его физиологических потребностей: сна, еды, прогулки и прочих.
Таким образом, доктор Комаровский — сторонник того, чтобы ставить ребёнка в угол, но при этом уточняет, что делать это нужно только в крайних случаях, когда ему действительно требуется успокоиться и прийти в себя.
Рекомендуем также прочесть: Можно ли ребенку давать кефир? Читайте все самое полезное на нашем сайте: Можно ли ребенку?
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей
НАКАЗАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Цель посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.
Предлагается обсудить разные точки зрения.
Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, — о проблеме целесообразности применения наказаний.
Оправданным ли является полное отрицание наказания как воспитательной меры? Взрослые, которые, боясь обидеть или расстроить ребенка, совсем не практикуют наказание детей, рискуют вырастить личностей с полным неприятием дисциплины и неуважительным отношением к другим людям. Вырастить ребенка без правил, ограничений и запретов практически невозможно. Не объяснив ему, где находятся границы дозволенного в поведении и поступках, взрослые подвергают ребенка большой опасности и фактически бросают его на произвол судьбы. Другое дело, что меры наказания детей должны соответствовать уровню их проступков.
Наказание — сложный и трудный метод воспитания: оно требует огромного такта, терпения и осторожности.
Итак, в процессе нравственного воспитания личности ребенка поощрения и наказания выступают как вспомогательные средства, но в определенных ситуациях они становятся необходимыми в воспитательном процессе средствами педагогической коррекции.
Поощрение и наказание нельзя свести только к этической оценке поведения детей, т. е. к одобрению или осуждению. Одобрение и осуждение являются повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников. Поощрение и наказание отличаются от других средств нравственного воспитания силой воздействия. Это ударное воздействие, стимуляция сильных чувств.
Внутри семьи складывается одна система наказаний за проступки,а в детском саду дело обстоит иначе. Здесь в ход должна идти и педагогическая практика и отличная от родительской ответственность .
Работа с детьми отличается особой ответственностью. Деятельность педагога не должна наносить вред детской психике.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
Обсуждение по группам, составление сводной таблицы критериев педагогической эффективности наказания.
1. Эффективность поощрений и наказаний зависит от методики их применения. При использовании поощрений и наказаний надо, прежде всего, исходить из анализа конкретной педагогической ситуации . Педагог должен планировать и обеспечивать продвижение воспитанника и коллектива в нравственном развитии. Применение наказания предполагает осознание ребенком последствий своих поступков и должно помочь ему выбрать правильную линию поведения.
2. Важнейшим требованием в применении наказаний является справедливость и объективность .
3. Наказание должно вызывать чувство стыда, огорчения, раскаяния, недовольство самим собой, осознание того, что своим поведением он вызвал осуждение со стороны товарищей и всего коллектива.
4. Важнейшая основа наказаний в учебно-воспитательных учреждениях (в школе, в детском саду) – общественная оценка поведения отдельного воспитанника коллективом. Общественное мнение — сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха. Нельзя забывать, что если детский поступок часто подвергается коллективному обсуждению, то у ребенка невольно притупляется чувствительность к более деликатным влияниям.
5. Наказание всегда должно быть обосновано и понятно для провинившегося, а также для всех членов коллектива.
6. В применении наказаний необходим индивидуальный подход , учет индивидуальных особенностей характера, типа нервной системы. Необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка в группе. Исходя из этого, то наказание, которое воспримет один ребенок, может быть бездейственным для другого. Наказание должно быть значимо для ребенка , иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения.
7. Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний . Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие которое оказали ему. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.
8. Наказание не должно быть длительным по времени. Наказание должно быть по времени как можно ближе к проступку, особенно для детей дошкольного возраста. Через 30-40 минут ребенок уже не вспомнит, что его побудило так поступить, а не иначе.
9. В каждом последующем наказании не упоминайте о предыдущих грехах , это только закрепляет плохое поведение ребенка.
10. Взрослые должны быть непреклонны в своем решении, иначе ребенок будет всегда надеяться на его отмену. Поощрения и наказания должны исполняться . Очень важно, чтобы обещанная награда бала получена (как в положительном, так и отрицательном смысле), а поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. Не выполняя обещания, вы теряете свой авторитет.
Основные детские проступки и как на них реагировать. Детские проступки можно условно разделить на 4 группы .
Совершаются детьми в силу незнания, неведения, отсутствия житейского опыта или необходимых полезных привычек
В этом случае наказание будет несправедливым и, следовательно, не принесет пользы. Достаточно будет ограничиться терпеливым разъяснением неизвестной ему нормы. Источником или мотивом данной группы проступков является познавательное отношение ребенка к окружающему, попытка заглянуть внутрь вещей. Дети дошкольного возраста пытаются найти ответы на ряд вопросов, не обращаясь непосредственно ко взрослому, а действуя самостоятельно: например, попытка утопить воздушный шарик в раковине с водой кончается неудачей — шарик лопается, вода разбрызгивается.
Проступки — шалости, которые являются вариантом игры .
Они характерны для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Взяв на себя определенную роль в игре, ребенок забывает обо всем, сосредоточивая внимание лишь на действиях разыгрываемого персонажа. «Я — волк, я буду кусаться». Он начинает рычать, хватает зубами других детей. Таким образом, Сережа не злоумышленник. Им руководили самые благородные намерения, самые честные порывы. Не всегда отрицательный результат есть плохое поведение. Иногда отрицательный результат, это попытка исследовать свои возможности.
Прежде чем наказывать, узнайте причину плохого поведения ребенка. Ребенок решил сделать сюрприз и украсил отполированный шкаф пластилиновым панно. В этом случае ребенка необходимо похвалить за результат, сделав акцент на том, что это панно лучше бы выглядело на картоне, и к тому же появилась бы возможность перемещать его по квартире.
Проступки, вызванные переутомлением ребенка
Характерными признаками поведения ребенка являются активность, инициатива и изобретательность, но не преднамеренность. Например, Миша накатался на санках, набегался по сугробам. Мальчик получил большое удовольствие. Но вот беда: он весь в снегу, да и в валенках полно.
Уместно использовать переключение внимания на другую, более полезную и интересную для детей деятельность.