Подростковая лень — Психолог
Подростковая лень
– первый индикатор разгара переходного возраста. Больше всего
лень у подростков
распространяется на учёбу. Делать уроки совсем не хочется, если хочется, то не можется – не заставить себя никак. Успеваемость резко падает вниз. В школе обычное дело, когда ребёнок до 5 класса был отличником, а теперь в его дневнике одни тройки и двойки. Следующий плацдарм для разгула
подростковой лени
– домашние обязанности, особенно уборка квартиры, вынос мусора, мытьё посуды.
Подростка
, который бы ежедневно надраивал свою комнату – свою личную территорию — увидишь крайне редко. Каковы же причины
лени подростка
? Конечно же, гормональная перестройка, приводящая к вялости, рассеиванию внимания, к усилению сексуальных интересов, по сравнению с которыми школьная рутина – пытка. Конечно же, снижение
учебной мотивации
.
Мотивация
– это двигатель любой бурной деятельности. В подростковости этот двигатель учёбы абсолютно не исправен. Ценность учёбы рушиться под натиском желания общаться со сверстниками, поскольку взаимодействие с ровесниками в этом возрасте является основной потребностью тинэйджера. Подросток живёт здесь и сейчас, ему крайне трудно представлять далёкие жизненные перспективы, и то, что необходимо, упорно трудиться – учиться ради счастливого будущего. А сейчас ему хочется общаться.
©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Ещё одна причина подростковой лени
– бурная эмоциональная жизнь, характерная для этого возраста. Эмоции захватывают, дестабилизируют, сильно снижается самоконтроль, взять себя в руки и заставить что-то делать становиться почти невозможно, внимание постоянно непроизвольно переключается на то, что наиболее значимо для тинэйджера и приносит ему удовольствие: отношения, любовь, секс, увлечения.Как же вырвать своего любимого ребёнка из лап всепоглощающей
лени
? Борьба с ленью должна основываться на следующих трёх китах:- повышение
учебной мотивации
, -развитие воли или произвольности (делать произвольно означает делать то, что надо, а не то, что хочу),- гармонизация эмоционального состояния
подростка
. В развитии учебной мотивации колоссальную роль играет учитель. Нудные лекции и санкции низкими оценками для такого возраста не допустимы. Уроки такого учителя будут прогуливаться, предмет станет ненавистным на всю жизнь. Вот если методами преподавания станут дискуссия, диалог с учащимися, написание работ, сочинений на темы, которые им близки с вкраплениями в них тем уроков, этот учебный предмет обязательно полюбится тинэйджерами. Например, если проанализировать с помощью классной дискуссии рассказ А.П.Чехова и дать задание ученикам написать свой рассказ о современной жизни с подобным сюжетом, русский язык и литература перестанут восприниматься как бесполезные предметы, а учитель будет рассматриваться подростками как интересная личность, его уроки станут любимыми. Главное, занятия должны вызывать интерес у школьников и понимание своей нужности и необходимости для жизни. Конечно, такие передовые учителя большая редкость, хотя талантливый преподаватель первоочередной своей задачей ставит заинтересовать своим предметом учеников, повысить ценность этого предмета в их глазах и обязательно вселить уверенность, что они на практике в своей жизни применят полученные навыки. Однако если Вашего ребёнка обучают в школе совсем другие преподаватели, что делать? Выполнить эту часть работы за них. Если трудности вызывает физика, например, пойти в интерактивный музей занимательных наук или лунариум (в планетарий). На практике рассмотреть те или иные физические явления. Если Вашему сыну или дочери никак не удаётся прочесть заданный в школе роман, сходите на спектакль по этому произведению или посмотрите вместе фильм и обсудите его. Школьники, запустившие уроки, могут очень сильно отставать от класса и освоить новую тему вместе со всеми им порой невозможно, даже если они сильно этого захотят. Помогите Вашему ребёнку, уделите ему своё время (дарить своё время в наши дни близкому – это, прежде всего, дарить свою любовь), объясните на пальцах пропущенный материал, разберите вместе с Вашим ребёнком трудный материал. Такое совместное творчество принесёт в разы больше положительных результатов, чем занятия с репетиторами.
©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Подростку крайне важна целесообразность своих действий. Именно в этом возрасте тинейджеры ставят под сомнение ценности взрослых, окружающие предстают им глупыми, жалко влачащими своё существование на тягостной работе, единственным светлом пятном где, зарплата и возможность развлечься с её помощью, которые ещё и пытаются втянуть в эту гнусную авантюру своих детей. В противовес, взрослый, который охотно подисскутирует на темы образования, карьеры и жизни, не приползающий с видом беглого каторжника или героя гражданской войны с работы, а воодушевлённый, наполненный творческой энергии, абсолютно удовлетворённый выбором своей профессии, будет самым непревзойдённым по эффективности мотиватором на учёбу.
Не желают дети ходить в школу для галочки, как их родители отчаливают на свою работу, проявляя гены крепостных. Только дело по душе, вне зависимости от дохода и престижности, будь то общение с животными, участие в турслётах, дизайн вещей что-то ещё — верный путь, чтобы подросток хотел учиться в школе. Если оно есть, то можно строить планы о получении профессии, и учиться собственного для того, чтобы ею овладеть, нажимая на те предметы, которые нужно будет сдать.
Поддерживайте подростка своей верой в его силы и успех. Никогда не говорите при ребёнке, что Вам не интересна Ваша работа или, что она тяжёлая и это только способ заработать. Современные подростки осведомлены, как можно заработать более легко. Плохое отношение к своей работе у родителей убивает любую учебную мотивацию у их ребёнка. Кто захочет повторять мученический путь своих предков, которые учились, учились, а теперь страдают на работе? Запугивать, что станешь дворником тоже не стоит, ведь в жизни полно примеров, когда отъявленные неучи богатели, а те, кто в детстве учились на отлично, потом нищенствовали. Резюмируя, можно сказать, что развить учебную мотивацию можно только заинтересовав подростка процессом учёбы (давая творческие задания, которые ему по силам), связав знания, получаемые в школе с жизненной практикой именно этого тинэйджера в его жизни сейчас, а не в далёкой перспективе, и добиваясь, чтобы учебный материал стал адекватным для восприятия Вашего ребёнка. Если этого не делать, учебная мотивация не повыситься. Следующее направление борьбы с ленью у подростка – развитие воли и произвольности. Каковы качества волевого человека? Инициативность, активность, целеустремлённость, ответственность, умение принимать решения, решительность. Юнец обязательно должен участвовать в ПРИНЯТИИ семейных РЕШЕНИЙ за большим круглым столом. Например, куда поехать отдыхать в отпуске, выбора школы или съёмной квартиры, по поводу крупных покупок и т.д. Необходимо выслушать все точки зрения в семье, в том числе и детей – подростков, а потом совместно принимать решения. Так ваш ребёнок на практике узнает, как нужно принимать решения, и как они важны в жизни. У ребёнка, а тем более тинэйджера, всегда нужно поощрять стремление проявить ИНИЦИАТИВУ. Если у Вашего чада в голове созрел проект, то поддержите его. В реальности родители принимают важнейшие решения в жизни своего ребёнка, не советуясь с ним, а инициатива подавляется. Инициатива вырастает из интереса, а родители, увы, часто не осведомлены об интересах своего ребёнка и полагают, что лучше, чем их ребёнок знают, что должно быть ему интересно. Чем больше в этом мире интересов у Вашего ребёнка, тем меньше места для лени в его жизни. Интерес стимулирует активность и инициативу. АКТИВНОСТЬ
– умение действовать для того, чтобы достичь поставленной цели.
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ
– великое качество. Подростку обязательно нужно научиться ставить перед собой цели и достигать их. Допустим, у него появилось желание научиться играть на гитаре. Пусть поставит и сформулирует цель «Научиться играть на гитаре». Цель всегда формулируется с участием глагола, ведь она связана с действиями. Чтобы действовать — нужно
ПЛАНИРОВАТЬ
. И даже, если в Вашей семье принято действовать спонтанно, для того, чтобы подросток был активным и волевым, необходимо научить его планировать. Планировать обучение игры на гитаре, планировать свой день – завести тетрадку и писать там план на каждый день, планировать повышение успеваемости. Анализировать полученный результат, что удалось, а что нет.
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ
так же необходимо развивать для того, чтоб не быть ленивым. «Лучше что-то сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть». Когда одолевают сомнения, неуверенность в себе, когда кажется, что всё напрасно и закончиться неуспехом, нужно быть решительным и переломить себя, действовать, веря в свои силы и достижение успеха.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
. Важно, чтобы тинейджер отвечал за свои поступки, за свои обязанности по дому, за свою учёбу. Если на данном фронте у него полный штиль, то давайте ему мелкие поручения, за которые он бы нёс ответственность. Потом можно перейти на более крупные участки деятельности.
©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Эмоциональное состояние, так же как безволие и отсутствие учебной и трудовой мотивации, может уводить тинэйджера от деятельности. Тяжёлые переживания по поводу отношений с одноклассниками, страдания от неразделённой любви, мучения от изменений своего тела, муки от школьной неуспеваемости, вина из-за развода родителей – всё это может привести к отказу от учебных занятий, к протесту, в том числе и тихому против семьи и как следствие невыполнению семейных дел. Так что задача родителей проявить чуткость, приглядываться к своему взрослеющему чаду и, заметив сильные изменения в его настроении, поговорить с ним по душам, быть в курсе его дел и оказывать поддержку в личных вопросах и трудностях. Итак, лень – это мощный враг, но одолеть его можно. Нужно учитывать, что дракон этот дышит огнём временно. К моменту вступления во взрослость его сила значительно уменьшиться. Тем не менее, родителям важно не быть ленивыми и действовать, опираясь на 3-х китов: развитие учебной мотивации, укрепление воли – произвольности и гармонизируя эмоциональное состояние недорослем.
Найти истинные причины лени именно Вашего ребёнка и получить конкретные рекомендации по улучшению ситуации, Вы можете, обратившись ко мне за психологической помощью со своим подростком
на 2-х часовую очную консультацию у
Вас на дому
или по
скайпу
, возможны коррекционые занятия с подростком
очно
или по
скайпу
. Записаться можно
здесь=>=>=>
Такая работа очень доступна и по цене, и по организации!
Храмченко Н.С.
27.10.2013
Выводы
Напоследок повторим основные тезисы.
- Прежде чем бороться с ленью, нужно понять причины её возникновения.
- Выявить причины поможет разговор с ребёнком и активное слушание.
- В основе лени младшего школьника чаще всего лежит отсутствие силы воли или усталость. У подростка причины могут быть сложнее, например, недостаток мотивации или страх неудачи.
- Любой метод борьбы с ленью требует регулярности, а результат появляется спустя время.
- Бороться с ленью можно только при наличии родительской поддержки, внимания к ребёнку и доверительного общения с ним.
Успехов в обучении вам и вашему ребёнку!
Источник: externat.foxford.ru
Откуда берутся ленивые дети
Стоит приглядеться к любому здоровому ребенку: насколько он активен и деятелен, энергии у него хоть отбавляй! Он за всё берется, пытается помочь, старается сделать сам и… взрослые наказывают его за такую инициативность.
Не позволяя ребенку делать что-либо самостоятельно, проявлять свое Я, взрослый на корню губит задатки активности и создает благоприятные условия для появления лени.
Если кому-то кажется, что ребенок с детства ленивый, т. е. все признаки налицо: он вялый, пассивный, не хочет играть со сверстниками, общаться с взрослыми, выглядит малоподвижным — это первый сигнал, что следует обратиться к врачу-специалисту.
Если малыша постоянно останавливать, ограничивать его бурную деятельность, у него развивается лень. Некоторые семьи демонстрируют патологические привычки: кормят с ложечки, одевают-обувают пятилетнего малыша, сюсюкают с ним и всячески оберегают его. Когда такой ленивец идет в школу, то начинаются школьные будни у мамы-папы. За ленивого ребенка решаются задачи и пишутся сочинения вплоть до получения аттестата зрелости. Чрезмерная опека с самого раннего возраста — враг и самих родителей, и, конечно же, ребенка.
Лень чаще всего носит ситуативный характер. Учиться бывает многим лень, а вот посидеть за компьютером и поиграть в игру — не лень. Активность проявляется тогда, когда деятельность увлекательна и интересна самому ребенку.
Если с самого раннего детства не приучить ребенка к выполнению обязанностей по дому, то время может быть безвозвратно потеряно. Повзрослевший ленивый подросток будет отлынивать от всех домашних дел, при этом бесполезно его ругать или осыпать упреками — не поможет. А не поможет потому, что не приучили, не привили, допустили ошибку при воспитании. Угрызений совести ленивые дети никогда не испытывают. Почему они должны волноваться, если им комфортно? Лень —весьма удобное состояние, оправдывающее все проступки и любое поведение.
Основные причины
Психологи не выделяют каких-либо особых причин лени у ребенка. Все дело в самих родителях и их подходе к воспитанию детей. Нельзя заставлять малыша делать что-то «из-под палки». В таком случае он будет еще больше упрямиться и делать все через свое детское «не хочу».
Детям нужно объяснять все, что Вы их просите сделать. Например, «убери игрушки с пола» звучит, как вызов для ребенка ничего не делать. А вот фраза «убери, пожалуйста, все игрушки на свои места, иначе ты сам споткнешься, упадешь и сделаешь себе больно» звучит уже по-другому. Чадо видит причинно-следственную связь и понимает, что если этого не сделать, то будет только хуже.
Важно помнить, что лень – это некая защитная реакция психики человека. Именно поэтому важно не искать истинную причину лени у ребенка, а важно понять свое дите. Родителям важно понимать, что чувствует малыша, что у него на уме. Только в таком случае они будут знать, как бороться с детской ленью, и какие методы будут наиболее эффективны в их случае.