Бог не всем даёт детей, так как у некоторых другое предназначение
Есть, допустим, некая женщина, Мария Петровна. Ходит в церковь, читает Библию, следит за собой, замужем. Плохого слова о ней никто не скажет. Всегда она поможет ближнему, подскажет, о чём не спроси. А сама в чужие дела не лезет, чтобы людям не докучать.
Ну ведь хороший человек, верно? А детей у неё нет. Разве справедливо? Мать ведь получилась бы замечательная. Но наша проблема в том, что мы всё меряем людскими категориями. У Бога же свои планы.
Давайте ненадолго оставим Марью Петровну в покое и представим себе её далекого предка, этакого доисторического человека, каким его рисуют в учебниках биологии. Сидит бедолага и думает, чем бы расколоть орех.
Не все рождены, чтобы оставить потомство. Нобелевский лауреат Бернард Шоу не имел детей, но найдётся хоть кто-то, способный сказать, что жизнь этого выдающегося человека из-за бездетности прошла напрасно. Фото: upload.wikimedia.org
И вдруг — раз, волшебным образом у ног этого пра-прапрадедушки возникает микроскоп. Вещь увесистая, значит, орехи колоть подойдёт. Всё ведь правильно? По всем качествам идеальный орехокол, даже с ручкой. Но это с доисторической точки зрения.
Вот только задача у него иная. Поймёт ли этот человек рассказы о бактериях, лупах и т.д.? Нет, не его уровень знаний, и пытаться не стоит.
И вот вернёмся к Марии Петровне. Она в этом мире тоже не случайна. Как и у микроскопа, у неё есть своя задача. Но окружающие, как и доисторический человек, существа обусловленные, они не глядят вглубь божественного промысла, равно как и наши предки ничего не ведали об увеличительных устройствах.
Если у человека нет детей, Бог может отвести ему очень важную роль в этом мире.
Иными словами, не все из нас рождены иметь детей, хотя с человеческой точки зрения каждому подобает быть родителем.
Много великих личностей, проповедников, художников, писателей и т.д. не имели потомков:
- Иисус Христос;
- Сиддхартха Гаутама;
- Микеланджело Буонарроти;
- Николай Коперник;
- Марсель Пруст;
- Бернард Шоу;
- Фридрих Ницше.
У каждого была своя причина не иметь детей, но, вероятно, имелась и ещё одна, глубинная — божественный промысел. Конечно, это не значит, что Мария Петровна из нашего примера, будучи бездетной, обречена на мировую славу. Но вклад в наш мир измеряется не известностью человека, а той пользой, которую мы приносим кому-то другому.
Иными словами, если Мария Петровна направит свою доброту и лучшие качества на создание приюта для бездомных животных, помощь одиноким пенсионерам, творчество или что-то ещё, она способна принести пользу куда большую, чем если бы сосредоточила все свои выдающиеся качества на двух-трёх детях.
Фридрих Ницше полагал, что любому, чтобы иметь ребёнка, нужно самому стать достойнейшим человеком. Фото: upload.wikimedia.org
Это иной уровень сознания. Так, например, высказался Микеланджело, который, кстати, сотворил множество шедевров на христианские темы:
«Искусство — ревниво и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, а мои дети — это мои произведения».
Поэтому бездетность — не приговор, а указание Бога на то, что у человека есть какое-то иное, безусловно, важное для этого мира предназначение.
Ветхий Завет негативно высказывается о бездетности, но мы живём по Новому Завету, где этого нет
В Библии можно найти далеко не самые приятные эпизоды, связанные с детьми. Если человек, который беспокоится, почему Господь не даёт детей, заглянет в Ветхий Завет, может появиться чувство неполноценности.
Возьмём пример:
«И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю. Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева? Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее. И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков»
(Быт. 30:1–4)
Мы видим ужасающую картину. Супруги, которые много лет потратили на то, чтобы жить вместе, начинают ссориться и обвинять друг друга в бесплодности. И ради сомнительной радости продолжения рода Иаков согласен изменять родной жене и иметь детей от чужой женщины, которую даже не любит.
2000 лет мы живём по Новому Завету, но о бесплодии почему-то цитируем Ветхий.
Мы часто упрекаем молодёжь за интимные отношения без любви и брака, но вот, пожалуйста — другая сторона монеты: брак есть, а любви нет. Неужели, такое действо богоугодно? Конечно, нет. А стоит ли напоминать, что Рахиль в итоге роды стоили жизни?
Всё это показывает нам не исполнение воли Всевышнего, а жуткие устои некоторых семитов ветхозаветных времён, когда в абсолют возводилось деторождение, и этот абсолют переходил все разумные пределы. Но мы живём в другую эпоху. Рассказывает протоиерей Алексий (Уминский):
«Хотя Христос и пришел на Землю 2000 лет назад, и нам было даровано Евангелие, до сих пор по своему внутреннему содержанию человечество смотрит на мир вполне ветхозаветно. Даже язычески. Что по сути примерно одно и то же.
Ведь и в языческой семье, и в ветхозаветной — бесчадие, то есть прерывание рода, воспринималось как следствие какого-то личного духовного несовершенства. В христианстве этого быть не может».
Алексей Анатольевич Уминскии?
протоиерей
Ветхозаветные персонажи Иаков и Рахиль души друг в друге не чаяли, пока не выяснилось, что у них проблемы с деторождением. Фото: artchive.ru
Мы живём по заповедям Христа, и те исторические свидетельства об ошибках библейских персонажей, которые зафиксированы для нас в Библии, не должны смущать людей и быть образцом для подражания. Христос любит детей, но никогда не говорит, что цель жизни человека или заведения семьи — это рожать. Божественная любовь от этого не зависит.
Отец Алексий добавляет:
«Мы порой не можем вместить Промысел Божий о нас, не можем его понять. Но если человек определил главное в своем отношении к Богу, если понял, что Он для него есть Любовь, тогда этот человек сможет принять всякую скорбь из Его руки, в том числе и бездетность. Как некий крест, как некое осуществление себя иным способом, иным путем, нахождение излияния своей супружеской любви на что-то иное или на кого-то другого».
Алексей Анатольевич Уминскии?
протоиерей
Наташа старалась задавить слезы глубоко внутрь, чтобы не портить праздник. Оправила кофту на выпирающем уже животе и, толкая перед собой инвалидную коляску с сыном, открыла дверь кафе.
Наташа старалась задавить слезы глубоко внутрь, чтобы не портить праздник. Оправила кофту на выпирающем уже животе и, толкая перед собой инвалидную коляску с сыном, открыла дверь кафе.
Обычное воскресенье, когда тольяттинские мамы детей-инвалидов собирались в кафе, чтобы немного выдохнуть от бесконечных реабилитаций и битв за нормальное существование детей. Они сами себе организовали отдых, без всяких спонсоров и фондов. Кафе «Фасоль» закрывалось на спецобслуживание. С подачи владелицы, уставшим мамам бесплатно раздавали чай, пирожные и включали караоке. И мамы детей-инвалидов превращались в обычных молодых женщин, которые смеялись, пели, болтали и подшучивали друг над другом.
Наташа ходила туда всегда, даже когда и двигаться не хотелось. Потому что это был ее островок, где понимают и принимают. Но сейчас она сидела, молча, не зная, как объяснить подругам, что она беременна, а муж «сделал ручкой», сказав, что эта ноша слишком тяжела. Второй ребенок не должен родиться, ведь у первого – ДЦП. Но Наташа отказалась идти на аборт и вот, спустя три месяца, муж уже живет с другой женщиной, а у нее самой едва хватило денег на бензин, чтобы доехать с больным сыном сюда на мероприятие.
– Ну, давай, колись, что стряслось? – к ней подсела Елена Нечаева, удивительно моложавая, красивая и сильная. Ее дочь – Софья Бабич – также была в инвалидной коляске, но благодаря терпеливой и любящей матери, завоевывала раз за разом различные вокальные награды по всему миру. И жила, жила очень радостной жизнью.
Наташа хотела было разрыдаться от жалости к себе, но Елена энергично оборвала ее:
– И так все понятно. Ушел? Ну, Бог ему судья. Ты давай-ка расскажи лучше, какие у тебя остались ресурсы? Что тебе реально может помочь поставить детей на ноги?
– Да ничего, – хлюпнула носом Наташа.
– Ну, так не бывает! Бог-то никуда не делся, верно? Даже в твоей тяжелой ситуации. А Бог помогает руками людей, помнишь такую поговорку? Так что, на, возьми микрофон, мы сейчас с тобой обо всем забудем, споем дуэтом, напьемся чаю, а дома ты хорошенько все обдумаешь. И – да, почитай рассказ психолога Мурашевой про ресурсы. Погугли. Это я от нее вдохновилась. Выход есть всегда, Наташк. Ну не убивать же чудо…
И Наташа пела и смеялась, а с сыном занимались волонтеры из благотворительного фонда. Им завернули пирожных, и Наташа впервые не вздрогнула от тишины пустой квартиры.
Ресурсы, ресурсы… Ночью, уложив сына, и счастливо вздохнув от его «Мам, я тебя люблю и вместе мы со всем справимся», Наташа села записывать все, что у нее есть на сегодняшний момент.
Так вот же он, первый. Точнее, второй. Есть Господь, который точно рядом и любит ее, есть 11-летний сын, пусть и в инвалидной коляске, но с сохранным разумом и огромным сердцем. Он, наверняка, и приглядит за малышкой, и вообще поможет. Он ее вдохновитель!
Но больше писать было нечего… Список ресурсов выглядел скудненько, и Наташа не спала всю ночь.
Утром встала с трудом, но пропустить Литургию, особенно, в таком положении она не могла.
– Господи, Господи! – только и взывала она всю службу в своем любимом храме на улице Голосова в Тольятти. Настоятель прихода в честь Пресвятой Троицы когда-то мечтал построить на своей территории центр реабилитации для детей-инвалидов. И теперь после службы подошел к девушке, собрал все продукты, которые прихожане приносят «на канон», помянуть усопших родственников.
– Это тебе и сыну, Наталья, – тихо сказал батюшка, – приносить тебе домой продукты будет бабушка Вера, когда родишь. Живет она рядом с тобой, нужно будет – за детьми присмотрит. Скажи, чем мы еще можем тебе помочь?
Наташа стояла растерянная, вглядываясь в лицо доброго батюшки.
– Ты не молчи, Наталья. Люди чужую беду обходят, потому что не знают, чем конкретно можно помочь. Ты давай пока подумай, а потом приходи чайку попить.
Так и поняла Наташа, что добрых людей больше, чем плохих. Им просто нужно показать конкретные способы помочь чужой беде. А еще Наташе пришлось ломать свою гордость, когда стала обращаться к друзьям, прося посидеть с сыном хоть несколько часов в неделю. На удивление, друзья с радостью откликались, несли Наташе вещи и продукты. И на место высокомерной гордости в сердце пришло смирение и благодарность Богу за все.
Так она внесла в список ресурсов Бога, сына, родной приход, верных друзей.
Но все равно будущее тревожило, как бы старательно не молилась Наталья. Ведь дата родов приближалась, а кроме помощников у нее не было ни дохода, ни какой-либо опоры в будущем.
На следующий день ей пришла огромная посылка. Новые, шикарные вещи на девочку, коляска и детское постельное белье. Вконтакте ее ждало письмо от женщины по имени Ольга:
«Уважаемая Наталья, надеюсь, вам пригодятся вещи, общие друзья рассказали мне о вашей беде. Хотя, какая это беда, это же временные трудности. Я работаю в большой московской компании, и моя зарплата позволяет высылать Вам ежемесячно десять тысяч рублей на Сберкарту. Думаю, это поможет Вам продержаться на плаву с Вашими чудесными детьми. Очень прошу Вас как верующего человека молиться обо мне, грешной, а также о моей усопшей мамочке, рабе Божией Фотинии. С благодарностью к Вам за сохраненное чудо жизни, Ольга».
Руки Натальи тряслись. Пока она дочитывала письмо, слезы удивления и радости щипали глаза. В дверь позвонили. Пришел кто-то из друзей погулять с сыном во дворе. Они сами составили расписание и исправно несли детскую вахту.
В этот раз бывший одноклассник Вовка втолкнул в просторную прихожую смущенного мужчину.
– Наташ, ну никто его не понимает – француз, да еще с сильным дефектом речи. Кошмар, но он талантливый до невозможности. Приехал сюда в служебную командировку на месяц. А тебе же до родов целых три месяца? Так давай помоги нам с переводом некоторых бумаг. А то я ему все уши прожужжал про то, какая ты талантливая была у нас на инязе и на скольких языках говоришь. Так что, заходи, брат Антонио, к нашей чудесной Наташке и не благодари, что русский быт узнаешь изнутри, да еще и сможешь покартавить на родном французском с красивой разведенной женщиной. Пусть и немного беременной.
Вечером, когда они обсудили с Антонио и Вовкой детали, Наташа налила всем чая и включила на кухне выступление Сони Бабич, девочки на инвалидной коляске, которая пела так, что замирали сердца.
– Что невозможно людям, возможно Богу. Правда, Антонио, – проговорила она на чистейшем французском, даже не подозревая, что на долгие годы декрета обеспечила себе прибыльную подработку по переводу технических бумаг и писем.
Прошла в комнату и зачеркнула в списке ресурсов все, кроме главного слова – «Бог». Ведь Господь заботится обо всех.
И если уж дал ребенка – то и на ребенка даст.
Елена Янковская ok.ru/myfamilyismywealth
О том, чтобы Бог дал ребёнка, молиться не стоит, хотя Всевышний может ответить
У современных христиан популярно ошибочное представление, что молитва — это способ что-то попросить у Всевышнего. Будто сидит Бог где-то, понятия не имеет, что человеку хорошо, а что плохо. И тут вдруг — подсказка в молитве: «А дай-ка мне, Бог, детей», и сразу нашлось решение.
Нет. Так не бывает. Бог всё в этом мире делает не случайно, а потому не нуждается в подсказках, как и чего менять. Молитва — это способ выразить благодарность, пообщаться с Господом, но никак не заказать Ему что-то, как деду Морозу.
Молитва — это не способ просить, а средство общения с Богом.
Если Бог считает, что нам что-то нужно, Он даст все средства для достижения этого. То есть Он не дарит храбрость трусу, но создаёт сложные обстоятельства, в которых эту храбрость можно взрастить. Но делает это лишь по Своей воле.
Если верующий не знает, почему Бог не даёт детей именно ему, то как он может быть уверен, что эти дети ему вообще полезны? Быть может, обстоятельства вообще бы привели к какому-то губительному результату. Отец Владимир (Головин) на видео ниже рекомендует вообще ничего никогда не просить у Бога, а довериться ему.
Есть ли смысл вымаливать у Бога то, что Он не дает для нашей пользы? (прот. Владимир Головин)
99% родителей понимают, что если их дети лечатся, то все это не случайно. Все от Бога
— Все ли родители больных деток обращаются к Богу, становятся верующими?
— Скажу так – я не встречал в больнице родителей, которые враждебно относились к церкви, священникам. Как минимум, они не препятствуют приходить к детям. В разной степени, конечно. Кто-то быстрее отзывается и понимает, что будет, если он обратится к Богу, и Бог дарует исцеление. На самом деле, 99% — это родители, которые понимают, что если их дети лечатся, то все это не случайно. Кроме того, у них там каждый день чудеса происходят, и родители видят это. Представьте себе, разве не чудо, когда ребенку, которому нужна срочная операция, и на нее необходимо 100 тысяч долларов, а таких денег у родителей нет – и вдруг эти средства находятся. И подобные чудеса происходят постоянно, в любое время – кризис, не кризис, в любой ситуации. Всегда находятся люди, готовые помочь. Многие волонтеры не афишируют свою деятельность, помогают тайно, движимые бескорыстным желанием помощи. Поэтому родители, каждый день встречаясь с чудесами милосердия, понимают, что такое под силу только Богу.
Бог может дать детей в ответ на искреннюю молитву, но лучше Его не просить
Случается, что Бог, по большой любви к нам, уступает на настойчивую и искреннюю молитву. Подобным образом родитель может купить ребёнку вредный продукт, просто потому, что сын или дочки очень уж слёзно просят. Мы знаем, что это навредит, но, в конце концов, иногда томления чада перевешивают.
Но не стоит пытаться давить на это. Христианские авторитеты соглашаются, что даже если Бог уступит и позволит всему свершиться по воле человека, события эти всё равно будут иметь печальный итог.
Это тот случай, когда Всевышний даёт нам на собственном опыте пережить ошибку и понять, что не стоит указывать Богу, как и что делать.
Эти дети понимают ценность жизни, понимают, что нельзя ее растратить на водку, сигареты…
— Вы говорили, что те дети, которые исцелись, сейчас приезжают к больным. А они становятся верующими, укрепляются в вере?
— На последнем концерте, на Сретенье, было интересно слушать этих детей, их выступление. Я скажу так: по крайней мере, эти дети понимают ценность жизни, понимают, что нельзя жизнь растратить на водку, сигареты, гулянки, наркотики, а ее нужно использовать для чего-то полезного, нужного. Потому, что они столкнулись лицом к лицу со смертью, чувствовали дыхание смерти. Что значит «верующий человек»? Я бы не сказал, что это тот, который поклоны бьет в храме – это необязательно, потому что можно выйти из храма и вести себя, как будто в храме и не был. Главное, чтобы человек правильно жил, а если он будет правильно жить, будет настоящим человеком, то у него нет другого выхода, как придти к Богу и стать христианином.
Бог не может не давать детей за грехи
Некоторых людей интересует, за какие грехи Бог не даёт детей. Но это так не работает. Вознаграждение за праведную жизнь и кара за неправедную, по христианскому вероучению, состоится после Страшного Суда. А всякие прижизненные обстоятельства обусловлены только образом жизни человека.
К бесплодию приводит образ жизни человека или его родителей, а не грехи.
Скажем, почему Бог не даёт ребёнка пьянице? Ясное дело, почему: от алкоголизма возникли проблемы со здоровьем, это человек лишил себя детей, а не Бог. Или же случается, что человек родился изначально с проблемами репродуктивной системы.
Здесь уже стоит обратиться с вопросом к родителям, которые своим образом жизни повлияли на наследственность чада. А прижизненные наказания и поощрения за грехи — это уже в Восточных религиозных традициях, но не христианстве.
Бездетность как испытание
Именно такие случаи описаны в Библии. Родители Богородицы и Иоанна Предтечи долгое время были бездетными и терпели презрение соплеменников. Ведь в Иудее бесплодие считалось высшей формой отсутствия Божьей благодати. Но благочестивая жизнь и неустанная молитва сотворили чудо, а вымоленные у Господа дети обрели невероятный духовный потенциал.
Современной истории также известны случаи «вымоленных» у Бога детей, родившихся вследствие переосмысления жизни, приведения ее к Божьему знаменателю и долгого периода молитвы.
Молитесь о своих детях – это самое большое наследство, которое вы можете им передать!
«Дал Бог ребёнка, даст и на ребёнка» и другие народные мудрости учат доверять Господу
Народная мудрость учит доверяться Богу в любой ситуации. Например:
- «Дал Бог ребёнка, даст и на ребёнка». Если ты уж решаешь рожать, то в мире обязательно есть ресурсы и возможности, чтобы достойно вырастить своё чадо.
- «Без детей горе, а с детьми — вдвое». Дети — это много забот, проблем и волнений. Если не суждено родить, то в этом есть смысл: человек живёт свободнее и спокойнее. Зачем-то он Господу нужен в какой-то иной роли, но не родительской.
- «Без детей тоскливо, с детьми хлопотно». То же самое.
- «Все бобры добры до своих бобрят». Жизнь человека с рождением ребёнка сильно переворачивается. Не всегда в лучшую сторону. В чём-то люди могут стать жёстче, эгоистичнее.
- «Детки — радость, детки ж и горе». Дети — не только счастье, как часто уверяют. Они ещё — и огромная ответственность, заботы, сложности. К ним нужно быть готовыми.
- «Деток родить — не веток ломить». Ребёнок — это сложный этап в жизни человека. Не стоит относиться к нему легкомысленно.
- «Детки маленькие поесть не дадут, детки большие пожить не дадут». Дети всегда приносят заботы. Не стоит ожидать, что когда они вырастят, всё прекратиться. Всякий возраст несёт свои сложности.
Как православная церковь относится к ЭКО