Как побороть страх вождения и получать удовольствие за рулем


Привет, друзья, с вами Лена Жабинская!

Сегодня я приготовила для вас немножко свеженького жизненного опыта о том, как восстановить навыки вождения после долгого перерыва.

Насколько долгого перерыва, спросите вы? Десятилетнего! Да, да, я не садилась за руль 10 лет после получения водительских прав.

И сейчас вполне успешно начала водить снова. Как всё это лучше провернуть, чтобы не растерять само желание ездить за рулём и не покоцать машинку? Узнаете из статьи!

Как я сдавала на права

Как мне это удалось, до сих пор не знаю.

Теорию я, разумеется, выучила на отлично.

Элементы на автодроме были отработаны до автоматизма.

Но вот сам город с инспектором ГИБДД за спиной помню как во сне.

Пыталась улыбаться, сильно вроде бы не косячила, и как-то всё само получилось.

В те времена возможности выбора механики и автомата не было, был только первый вариант. Как же меня раздражали все эти рычаги!

Частенько глохнешь на перекрестке, не сумев поймать сцепление, катишься назад на горке при попытке тронуться с места. Брр!

Забери свой страх

Заставьте Тело улыбнуться себе в зеркало (оно точно должно быть в Вашем авто). Расправляем плечи как можно шире, улыбаемся на ширину плеч и наблюдаем за своим состоянием. Если вы излишне расслаблены (ноги-руки «ватные»), то активизироваться поможет еще одна дыхательная техника. Это не медленные вдохи-выдохи, а энергичные выбросы и забросы воздуха. Только предварительно осмотритесь — делать это упражнение лучше вдали от любопытных глаз, а то окружающие могут усомниться в подлинности Вашей водительской медицинской справки.

Почему перестала водить

У всех могут быть разные причины для перерыва в вождении. У кого-то после получения прав просто не было личного автомобиля. У кого-то не было особого желания или необходимости водить.

Мне после получения прав выдавали папину машину «покататься», которая мало того, что казалась мне огромной и неуклюжей (Ниссан Альмера), с тонированными до черноты стеклами, через которые ничегошеньки не видно, так ещё и была на механике!

Добавьте сюда моего папу с далеко не ангельским характером, пришедшего с нервной работы в качестве постоянного пассажира, и поймёте сами, почему я расхотела тогда в принципе водить машину.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Если вы испытываете настолько сильный страх, что не в состоянии первый раз сесть за руль и хотя бы отъехать от парковки, попросите кого-то из хорошо знакомых опытных водителей сопроводить вас один или два-три раза. Но не увлекайтесь! Чем дольше рядом с вами будет находиться «страховка», тем меньше шансов избавиться от страха самостоятельного управления автомобилем. Только опыт вождения в одиночку позволит вам почувствовать, что ничего угрожающего не происходит.

Выезд в город – настоящий стресс для молодого водителя. Помню, как, выехав первый раз, я испытала настоящий шок. Боялась всего – встречных авто, машин, двигавшихся по соседней полосе, пешеходов, резво перебегающих по зебре, людей, просто стоящих у обочины… Мне казалось, что я непременно должна задеть соседний автомобиль, врезаться в двигающийся мне навстречу и сбить пешехода, спокойно переходящего дорогу за 50 метров от меня. Муж, водитель с 20-летним стажем, седея на глазах, умолял: «Не прижимайся к «мазде»!», «Не шарахайся на «встречку»! После первой поездки я с трудом оторвала от руля сведенные от напряжения пальцы, еле дошла до дома на подкашивающихся ногах, раза два пила валерьянку. Успокоившись, я стала разбираться, откуда растут ноги у моих страхов.

Во-первых, я не чувствовала ни саму машину, ни ее габаритов, ни скорости и, соответственно, не чувствовала, что я управляю машиной. Мне казалось, что машина – это некое отдельное существо с собственным разумом, повернуть которое в нужном мне направлении по собственному желанию не удастся. Отсюда паника, напряжение, тревога. А когда повышается уровень тревоги, автоматически нарушается продуктивность мышления, мозг как будто отключается, и принимать адекватные решения становится очень сложно. Поэтому я только и делала, что слушала голос мужа, а сама со стрессовой ситуацией справиться не смогла, а значит, так и не научилась самостоятельно водить.

Авторы прочитанных мною публикаций советовали в первую очередь научиться чувствовать автомобиль. Для этого я выезжала рано утром на трассу. Я старалась максимально расслабиться, принять удобное положение. Для этого необходимо опираться спиной о кресло, а рука, лежащая на руле, должна быть лишь слегка согнута в локте. Такая поза не вызывает напряжения, рука не устает. Дорога была практически пустынной, и угрозы в виде пешеходов и встречных машин пока не было. Я трогалась с места и останавливалась, разгонялась и притормаживала, стараясь запомнить ощущение скорости и отслеживая тормозной путь. Разворачивалась, останавливалась, снова трогалась с места. Постепенно трасса становилась все более оживленной, но машины уже так не пугали меня. Я почувствовала, что, следуя по своей полосе, я никому не мешаю, никого не задену, что я успею затормозить. В психологии такой метод терапии называется «флотация», или «наводнение», и используется, как правило, в бихевиоральной терапии, когда пугающие стимулы постепенно увеличиваются в количестве либо приближаются к клиенту, а он при этом находится в расслабленном, ненапряженном состоянии. Со временем большое количество пугающих стимулов или их нахождение в непосредственной близости уже не вызывает страха и напряжения.

С трассы в город каждый раз я въезжала все более уверенно. Количество машин, конечно, все еще вызывало тревогу, но не вгоняло в ступор. Я запомнила главное правило молодого автомобилиста: «Уверен – езжай. Не уверен – притормози». Помните, что, пока вы думаете, ваш автомобиль едет! Поэтому вместо того, чтобы судорожно соображать, как мне перестроиться, и мешать непонятной траекторией другим водителям, я начала притормаживать, пропуская другие машины. Конечно, я позволяла себя обогнать, но у меня оставалось время для того, чтобы спокойно принять решение. Пешеходы, вопреки моим ожиданиям, оказались вполне вменяемыми людьми: не бросались под колеса, а спокойно переходили проезжую часть. А водители соседних машин не сигналили, когда я притормаживала, а просто обгоняли. Знак «70» в большинстве случаев вызывает чувство снисхождения у автолюбителей.

Почему захотела опять за руль

Спустя десять лет, будучи беременной вторым ребенком, я вдруг опять захотела за руль.

Что послужило толчком? Я уходила во второй декрет, не выходя из первого, и поняла, что не готова только сидеть дома.

Я захотела быть более мобильной, уметь самостоятельно съездить с комфортом в магазин, парикмахерскую, поликлинику, да мало ли куда ещё.

Практически все мои подруги успешно водят машины, и их жизнь очень отличается от жизни других моих знакомых, кто безвылазно сидит дома с ребенком.

А что ещё остаётся? На общественный транспорт лишний раз с карапузом не потащишься.

Дима меня не только очень поддержал в этом желании, но буквально в течение недели привёз новенькую машинку из автосалона.

Я влюбилась в неё с первого взгляда — малышка Киа Пиканто, компактная, маневренная, с автоматом, и только моя.

Это было моё условие – только моя машинка, и ничья больше. Не семейная, не общая. Моя.

Я уверена, что машина как зубная щётка. Хозяин у неё должен быть один, чтобы в полной мере чувствовать себя с ней единым целым.

Теперь препятствий для возобновления езды на автомобиле не осталось никаких.

КАК ПЕРЕЖИТЬ АВТОКАТАСТРОФУ

Проблема водительских страхов мне близка не только потому, что я работала с подобными фобиями, но и потому, что не так давно сама сняла значок «70» со своего автомобиля. Таким образом, ученик просто не учится адекватно справляться со своим страхом в сложных ситуациях. Чем дольше рядом с вами будет находиться «страховка», тем меньше шансов избавиться от страха самостоятельного управления автомобилем. Только опыт вождения в одиночку позволит вам почувствовать, что ничего угрожающего не происходит.

Выбор автомобиля

Не женского ума дело – все эти механизмы и рычаги.

Только автомат: газ и тормоз, не глохнем на оживлённых трассах, не катимся назад на горке, не думаем о переключении передач, а вместо этого думаем о ситуации на дороге.

Все мои подруги, которые ездят на автоматах, делают это успешно.

Все, кто пытается или пытался водить на механике, живого места не могут найти на своих машинках.

Поэтому пусть попроще машина, попроще комплектация, но – только автомат, на этом экономить нельзя.

Поверить в свои силы – этап третий

Если желание снова стать водителем и сесть за руль своей машины на самом деле сильное, если на самом деле есть необходимость самостоятельно управлять автомобилем, то остаётся лишь глубоко вдохнуть и начать работать над собой.

Хороший эффект даёт самоубеждение: «Я смогу сделать всё, что захочу».

Убеждать саму себя в своем совершенстве следует примерно по такой программе:

  • Мысленно вернувшись к своему водительскому опыту, вспомнить все свои достижения в этой области.
  • Вспомнить все ситуации на дорогах, которые вызывали затруднения. Убедить себя в том, что во всех этих ситуациях ты смогла справиться с управлением.
  • Поговорить с подругами, которые тоже управляют автомобилем. Они смогут рассказать не один десяток историй о том, как женская осторожность и аккуратность помогли им избежать ДТП.

Сопровождающий.

Если вы не уверены в своих способностях, вам нужен сопровождающий на первое время на несколько пробных выездов.

Здесь ключевой момент не в том, кто это будет, а в том, какими главными качествами должен обладать этот человек. Он должен быть спокойным, уравновешенным и хладнокровным.

Потому что вы, скорей всего, будете паниковать и психовать. Если этим будут заниматься оба, ничего хорошего не получится.

Разумеется, это должен быть опытный водитель, который не первый год за рулём.

Теперь подумайте, кто из ваших знакомых обладает таким характером и при этом захочет вам помочь?

Если ответ: никто, тогда лучше искать среди профессионалов, которые этим зарабатывают на хлеб.

Найти инструктора по вождению можно двумя путями:

  1. через конкретную автошколу;
  2. в частном порядке по объявлению или рекомендации.

  • Инструктор не имеет права на вас кричать, психовать, раздражаться.
  • Терпеливо объяснять чайникам как водить машину – это его работа, следовательно, скорей всего, он умеет делать это хорошо.
  • Вы получите столько уроков, сколько нужно в то время, которое удобно именно вам.

Минус:

Только один: это платная услуга, поэтому финансовые затраты неизбежны.

Как бы то ни было, это явно стоит дешевле ваших нервов, как если в качестве инструктора выступит неуравновешенный муж, брат, отец.

И дешевле ремонта машины, как если вы сразу сядете за руль самостоятельно без надлежащей подготовки.

Мне очень повезло: в качестве инструктора у меня был муж. Он очень спокойно, но твёрдо руководил всеми моими действиями на дороге в первое время. Терпеливо объяснял все нюансы дорожных ситуаций и правил. Ни разу не повысил на меня голос, что было, наверное, очень сложно.

Его помощь была просто бесценна. Только благодаря его вере в меня я захотела снова за руль и благополучно вожу машину сейчас.

Вы должны стремиться к такому же отношению к вам, чтобы не отбить у себя желание снова сесть за руль.

Но семьи у всех разные, и многим моим подругам в этом плане повезло меньше, потому что характер их мужчин я бы не назвала уравновешенным, а отношение ко второй половине – всегда любящим и деликатным.

Если вы сомневаетесь, что муж не начнёт кричать на вас за рулём и хвататься за голову, лучше не искушать судьбу.

В таких случаях правильным будет не обострять ситуации и не давать лишнего повода для раздражений, ссор и скандалов. Проще заплатить профессионалу, тем самым сохранив семейную гармонию и нервы.

Как преодолеть страх сесть за руль женщине?

Мифы об опасности пребывания женщины за рулем автомобиля, создавались мужчинами. В этом нет сомнения. И эти мифы породили определенные виды страха в умах и сердцах женщин.

Для начала давайте попробуем разобраться в этих страхах.

Страх № 1

Почему-то существует мнение, что вождение автомобиля настолько сложное дело, что только мужчина может справиться с ним на отлично.

Вот женщины и пугаются этой сложности.

Машина – это такое же достижение цивилизации, как компьютер, мобильный телефон или микроволновка. Почему же женщины должны от него отказываться?

Страх № 2.

Мужчины упорно утверждают, что женщине просто не под силу научиться безаварийно водить автомобиль. Не сомневайтесь – такие утверждения выдают те мужчины, которые боятся, что женщина будет управлять машиной лучше, чем они сами.

И опасаются они не зря. Тысячи женщин добираются на работу в своих авто без проблем, они возят детей в школу и в бассейн, малышей к няне и в детский сад.

Конечно, на дорогах встречаются дамочки, которым их «папики» купили машину вместе с правами. Но таких дамочек – меньшинство.

Многие женщины ездят аккуратно. У них есть чувство ответственности перед своими близкими.

Страх № 3

Иные женщины боятся, что не сумеют научиться водить машину.

Утверждение, что на обучение вождению, необходимо потратить долгие годы, в чем-то правильное. Хорошо управлять машиной любой водитель начинает с приобретением опыта вождения машины в различных условиях. А вот просто научиться водить машину можно довольно быстро. Все зависит от качества обучения в автошколе и от ваших собственных усилий.

Конечно, когда вы останетесь один на один со своим авто после получения прав, вас ждет шок. Куда ехать, как ехать? Все забыла. Это пройдет. Вперед и с песней…

Страх № 4

Если я буду учиться в автошколе, то буду чувствовать свою ущербность на фоне других. Надо попросить мужа – он научит.

Попытки использовать в роли инструктора собственного мужа, всегда кончаются плачевно. Никогда этого не делайте! Не подвергайте свой брак такому испытанию.

Мало того, после получения прав не водите машину, устроив мужа в качестве пассажира. До тех пор, пока не начнете чувствовать себя уверенно за рулем. Никто не сумеет так лишить вас уверенности в себе, как муж. Он будет вас критиковать по поводу и без повода.

Страх № 5.

Женщины часто боятся любой самой мелкой поломки.

Почему надо думать, что чинить машину нужно самой?

Главное – найти хорошего мастера, который сможет быстро и не слишком дорого чинить вашу машину. Новенькие иномарки обслуживают в сервисном центре.

Мелкий ремонт можно поручить и мужу.

Страх № 6

Встреча с работниками ГИБДД всегда неприятность и потеря денег. Не всегда.

У женщины-водителя куда больше шансов избежать штрафа, чем у мужчины. Пара улыбок, опущенные вниз глаза, просьба отпустить жалобным голосом.

Все – таки в ГИБДД работают мужчины, и не все они жлобы.

Страх № 7.

Многие женщины уверены, что машина добавит стресса в их жизнь. Так ли это?

Как только стресс от первых самостоятельных поездок пройдет, вождение машины начнет приносить вам огромное удовольствие. Вождение очень полезно для здоровья: почти полный отказ от алкоголя и полноценный сон. Вы быстро поймете, что для хорошего и безопасного вождения надо хорошо высыпаться. И ночные посиделки с друзьями уйдут из вашей жизни, что быстро сработает на улучшение вашего здоровья.

Страх № 8.

Это скорее заблуждение.

Многие женщины уверены, что машина должна быть красивой и дорогой. А пока денег на красивую машину нет, женщины не хотят покупать такую, которая им по карману.

Между тем, любой водитель, вспомнив, как он начинал, скажет вам, что первая машина– это своеобразный тренажер, на котором оттачиваются навыки вождения. А потому царапины, вмятины, погнутые о бордюры диски, сгоревшее сцепление – это почти неизбежно. Поэтому первая машина не должна быть дорогостоящей.

Страх № 9.

Некоторые женщины боятся, что не смогут ориентироваться в лабиринте городских улиц и перекрестков.

Конечно, бывают люди с абсолютным топографическим кретинизмом. Но вы вряд ли из их числа.

Большинство женщин прекрасно ориентируются по карте и теряются крайне редко. В первое время маршрут лучше продумывать заранее, внимательно изучив карту еще до поездки. А теперь уже есть и навигаторы для поездок по незнакомому маршруту.

Страх № 10.

Многие женщины боятся водить машину в большом городе.

Утверждение, что после получения прав лучше первое время ездить только по дорогам с малой интенсивностью движения, не выдерживает никакой критики.

Женщина откладывает свой выезд в центр города или на магистраль с большим количеством машин, а в результате она не учится нормальному вождению машины в городских условиях.

Страх № 11

Многие женщины убеждены, что для вождения машины пригодны только тапочки или кроссовки. Обувь на каблуке не позволяет комфортно водить машину.

Это не так.

Для вождения машины не подходят только туфли или каблуки на очень высокой и тонкой шпильке. Когда вы будете учиться вождению в автошколе, ходите на занятия в разной обуви. Один раз в кроссовках, другой раз в туфлях на среднем каблуке и т.д.

Страх № 12.

Некоторые дамы обклеивают свою машину многочисленными красно-белыми треугольниками с восклицательными знаками, буквой «У», чайниками и дамскими туфельками. Им кажется, что увидев такие значки, другие водители будут более внимательны и предупредительны к даме за рулем.

Но результат обычно противоположный.

Мужчины говорят, что увидев такую машину, они первым делом стремятся ее обогнать и посмотреть, что за красавица сидит за рулем.

Женщины с большим опытом вождения возмущаются такими дамочками. Наклеив туфельку на стекло, женщина как бы просит извинения, что она – женщина, посмела сесть за руль. Пожалейте ее – дуру, этакую. Большинство женщин рассматривают это как унижение всей женской половины человечества.

Страх № 13.

Хорошо быть истиной леди и никогда не ругаться. Но вождение машины – занятие эмоциональное. И для сброса стресса неплохо бы научиться выплескивать свои эмоции, выругавшись. Это снимает напряжение.

Не бойтесь потерять имидж леди.

Страх № 14

Многие не покупают машину лишь из страха, что ее угонят.

А зачем тогда страховка? Есть же и противоугонные средства. Наличие гаража уменьшает возможность угона. Но «умельцы» угоняют и из гаражей. Но почему должны угнать именно вашу машину?

Страх № 15

А вдруг я врежусь в Мерседес, и попаду на деньги!

Умение хорошо водить машину, страховка и вера себя и свои умения избавят вас от такой неприятности.

Страх № 16.

Часто те, кто боится водить машину, аргументирует это боязнью попасть в аварию. Чем лучше вы водите машину, тем меньше вероятность этого, да и статистика утверждает, что шанс погибнуть от упавшего с крыши кирпича у вас не намного меньше.

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

< ПредыдущаяСледующая >

Советы по вождению.

  • Разумеется, стоит практиковаться на своей машине, чтобы привыкнуть к ней и прочувствовать механизмы.
  • Для начала лучше попробовать выезжать в выходные дни или в вечернее время, когда не так много машин.
  • Лучше выбирать спокойные и тихие улочки.
  • После того, как вы будете чувствовать себя чуть уверенней, нужно поездить с инструктором по тем маршрутам, по которым вы планируете ездить потом одна (работа – дом — работа, дом – магазин, дом – парикмахерская и т.д.).
  • Обязательно отработайте с инструктором навыки парковки перед домом, рядом с торговыми центрами и т.д.
  • Обязательно отработайте навык реальной заправки бензина на бензоколонке.
  • Выясните у инструктора, что нажимать в случае ливня или если запотевают стекла.
  • Первое время надевайте специальную удобную обувь на плоской подошве и с фиксированным задником.
  • Чтобы чувствовать себя уверенней на дороге, обязательно приобретите качественный видеорегистратор, например, HD Smart , который защитит от мошенников на дорогах и незаконных штрафов.

Верьте в то, что у вас всё получится. Вождение – это навык, который приобретается на практике. Главное здесь – спокойствие и не отступать.

Верьте в себя и берегите себя!

С вами была Лена Жабинская, пока-пока!

С чем сталкиваются водители после ДТП

Постравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — то понятие в медицине, которое объясняет, что происходит с водителем после аварии. Особенно, если она была достаточно серьёзной или у человека есть предрасположенность долго переживать события, «зацикливаться», преувеличивать масштаб происходящего.

Пример ПТСР, не связанный с вождением — «афганский синдром», который переживают бывшие участники военных действий. Или то, что переживают люди после того, как сталкиваются с ситуацией, которая появляется внезапно (ничто не предвещало), развивается интенсивно, реально угрожает жизни и здоровью и при этом полностью выходит за рамки контроля самого человека (от меня ничего не зависит). Например, террористическая атака, природный катаклизм (землетрясение), грабёж.

В результате, спустя какое-то время после того, как ситуация прекратилась, человек начинает терзаться навязчивыми мыслями о том, что произошло, его мысли и сны наполняются картинами этой ситуации, его вера в безопасность и предсказуемость мира разрушена и он совсем не чувствует в себе силы на что-то влиять. Плюс постоянная фоновая тревога — когда реальных причин нет, но подспудно везде чувствуется угроза жизни и здоровью, своей и близких.

В тяжелых случаях, когда доходит до панических атак (внезапно беспричинно накатывающий ужас, страх смерти с сильно выраженной реакцией тела — учащённым пульсом и т.п.) с ПТСР должны работать психиатры и психотерапевты, лечение включает приём седативных и некоторых других препаратов и психотерапию.

С более лёгкими формами ПТСР и просто страхами после аварии можно попробовать справиться самостоятельно.

Учитель учителю рознь

?
Второй по популярности вариант: ездите только по ранее известным (желательно безлюдным!) дорогам и с человеком, обладающим опытом вождения. ?Будьте осторожны с выбором наставника! «Убедитесь, что этот водитель терпелив и уважает правила дорожного движения. Выбор неправильного наставника может только усугубить ситуацию!» — предостерегают опрашиваемые.

?Известен случай, когда пожилой человек учился водить машину, а инструктор по каждому поводу срывался на него и кричал. Тот от страха и волнения выключал зажигание, бросал сцепление и машина глохла. Конечно, такое поведение с самого начала обучения вызвало у человека неуверенность в своих действиях, волнение, что в будущем могло перерасти в страх перед вождением и с ним пришлось бы работать специалистам, чтобы вернуть его «на дорогу».

Если инструктор вам не подходит, не бойтесь поменять его. В наше время это не должно быть проблемой.

Умение прогнозировать

Вот мы и умеем держать в голове все пространство вокруг машины. Но оно пока что статичное, то есть не двигается, а просто запечатлено как фотография. Такая информация сама по себе не даст никакой пользы. Эту картинку надо оживлять. Если, к примеру, мы видим машину, которая едет поперек нашему движению, необходимо, используя её траекторию движения и скорость дорисовать, куда и как она поедет. Причем эта машина может, как ускориться, так и замедлиться. Вариантов не много и все они должны быть просчитаны. Благоприятные исходы мы сразу выкидываем, чтобы не тратить ресурсы мозга впустую, а вот неблагоприятные надо обработать. Например, машина ускоряется и на перекрестке происходит столкновение. Чтобы этого избежать – заранее переносим ногу на педаль тормоза и готовимся тормозить. Разумеется, если этот вариант был спрогнозирован, необходимо усилить контроль данной зоны. Возможно, потребуются дополнительные движения рулем, но это сложнее, так как при этом нужно обязательно убедиться, что соседние полосы свободны для маневра.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: