У этого термина существуют и другие значения, см. Ла Мар, Уильям де.
Хеди Ламарр | |
Hedy Lamarr | |
Хеди Ламарр в фильме МГМ «Райское тело», 1944 | |
Имя при рождении | англ. Hedwig Eva Maria Kiesler |
Дата рождения | 9 ноября 1914(1914-11-09)[1][2][…] |
Место рождения | Вена, Австро-Венгрия |
Дата смерти | 19 января 2000(2000-01-19)[1][4][…](85 лет) |
Место смерти | Орландо, Флорида, США |
Гражданство |
|
Профессия | актриса, изобретательница |
Карьера | 1930—1958 |
Награды | EFF Pioneer Award Национальный зал славы изобретателей США (2014) |
IMDb | ID 0001443 |
hedylamarr.com | |
Хеди Ламарр на Викискладе |
Хеди Ламарр
(англ. Hedy Lamarr, урождённая
Хедвиг Ева Мария Кислер
(нем. Hedwig Eva Maria Kiesler); 9 ноября 1914 (1914-11-09) — 19 января 2000) — популярная в 1930—1940-е годы австрийская, а затем американская актриса кино, а также изобретательница.
Биография
Личная жизнь и съёмки в кино
Хедвига Ева Мария Кислер родилась в Вене в 1914 году и была единственным ребёнком в семье Гертруды и Эмиля Кислеров. Отец, Эмиль Кислер (27 декабря 1880 года — 14 февраля 1935 года), был родом из Львова и управлял банком. Мать Гертруда Лихтвиц (3 февраля 1894 года — 27 февраля 1977 года) происходила из богатой будапештской еврейской семьи и была пианисткой. В 16 лет Хедвига ушла из дома, поступила в театральную школу, начала сниматься в кино. Дебютировала в немецком фильме «Девушка в ночном клубе» (1930).
В конце 1920-х годов её в качестве актрисы пригласил в Берлин Макс Рейнхардт. Мировую известность ей принёс чехословацко-австрийский фильм Густава Махаты «Экстаз» (Ева, 1933). Десятиминутная сцена обнажённого купания в лесном озере вполне невинна по меркам XXI века, но в 1933 году она вызвала бурю эмоций. Картина была запрещена к показу в ряде стран и выпущена в прокат через несколько лет с цензурными купюрами. В том же году Хедвига вышла замуж за фабриканта оружия, австрийского миллионера Фрица Мандля. Мандль пытался выкупить все копии фильма «Экстаз» из венского проката[5].
Летом 1937 года, после четырёх лет неудачного брака, Хедвига Мандль совершает классический побег из замка, подсыпав снотворного горничной. На пароходе «Нормандия» она отправляется из Лондона в Нью-Йорк. Актрисе не пришлось обивать пороги в Голливуде — реакция на «Экстаз» была слишком громкой, чтобы его забыли кинематографисты. Прямо на «Нормандии» она подписывает контракт с основателем студии «MGM» Луисом Майером. По его совету, чтобы не вызвать ненужных ассоциаций у пуритански настроенной публики США, берёт псевдоним. Хедвига Кислер становится Хеди Ламарр
(псевдоним заимствован у актрисы «MGM» Барбары Ла Марр, прежней любимицы Майера, умершей в 1926 году от разрыва сердца на фоне злоупотребления наркотиками)[5]. Новый виток карьеры разворачивается успешно. В общей сложности Хеди Ламарр заработала на киносъёмках 30 миллионов долларов.
За свою карьеру в Голливуде актриса сыграла в таких популярных фильмах, как «Алжир» (1938, роль Габи), «Леди в тропиках» (1939, роль Манон де Верне), экранизации Дж. Стейнбека «Тортилья-Флэт» (1942, реж. Виктор Флеминг , роль Долорес Рамирес), «Рискованный эксперимент» (1944), «Странная женщина» (1946) и эпическая лента Сесиля де Милля «Самсон и Далила» (1949). Последнее появление на экране — в фильме «The Female Animal» (1958, роль Ванессы Виндзор).
Хеди была замужем шесть раз, имела троих детей.
В 1966 году 52-летняя актриса попыталась вернуться на экран, но этому помешала развёрнутая против неё травля. Резкий, неуживчивый характер, привычка откровенно высказывать нелестное мнение о Голливуде и его нравах создали Хеди Ламарр много влиятельных врагов. Однажды её обвинили в краже из магазина во Флориде туфель, стоивших меньше 100 долларов. Хотя суд и отверг это обвинение, пятно от инцидента осталось надолго. Ещё больший урон её репутации нанесла автобиография актрисы под названием «Экстаз и я» (1966), написанная в соавторстве с Лео Гилдом (Leo Guild
)[6] и Саем Райсом (
Cy Rice
)[7]. В этой книге говорилось, что актриса страдает нимфоманией. Ламарр предъявила иск издателю, утверждая, что многие из событий, описанных в книге, были придуманы соавтором[8]. Книга содержала также защищённый копирайтом материал из статьи о Ламарр, написанной Джин Рингголд (
Gene Ringgold
)[9] и опубликованной в журнале «Screen Facts» в 1965 году. В связи с этим имел место судебный процесс[10].
В 1998 году Хеди Ламарр подала иск против компании Corel за размещение в конце 1997 года её изображения на упаковочных коробках графического редактора CorelDRAW, потребовав 15 миллионов долларов в виде компенсации морального ущерба. Иск встретил возражения со стороны Corel, поскольку компания не использовала фотографий актрисы, —изображение, ставшее победителем проводимого компанией ежегодного конкурса, было создано неким Джоном Коркери цифровым способом с помощью программы CorelDRAW, а следовательно, по утверждению юристов компании, не принадлежит Хеди Ламарр. По словам адвоката актрисы Майкла Макдоннела, стороны пришли к обоюдовыгодному соглашению, однако Макдоннел отказался раскрыть сумму компенсации, полученную Ламарр. В результате сделки компания Corel получила пятилетнюю лицензию на использование изображения Хеди Ламарр для рекламы своей продукции[11][12].
Хеди Ламарр скончалась 19 января 2000 года в городе Орландо во Флориде на 86-м году жизни. Прах актрисы был согласно завещанию развеян на её родине, в Австрии, в Венском Лесу.
Научная деятельность
Помимо кино, Хеди Ламарр занималась изобретательской деятельностью. В 1942 году она совместно с Джорджем Антейлом запатентовала систему, позволяющую дистанционно управлять торпедами[13]. Ценность технологии «прыгающих частот» была оценена лишь много лет спустя. День рождения актрисы — 9 ноября — назван Днём изобретателя в немецкоговорящих странах[14].
Толчком к изобретению послужило сообщение о потопленном 17 сентября 1940 года эвакуационном корабле, на котором погибло 77 детей[5]. Незаурядные способности в точных науках позволили ей воспроизвести многие технические детали разговоров об оружии, которые вёл её первый муж со своими коллегами. Она хотела дать своей стране военное преимущество. Вместе со своим другом, авангардистским композитором Джорджем Антейлом, жившим неподалёку, Хеди Ламарр приступила к изобретению радиоуправляемой торпеды, управление которой нельзя будет перехватить или заглушить. Ламарр поделилась с Антейлом очень важной идеей: если дистанционно сообщать координаты цели управляемой торпеде по одной частоте, то враг может легко перехватить сигнал, заглушить его или перенаправить торпеду на другую цель, а если использовать на передатчике случайный код, который будет менять канал передачи, то можно синхронизировать такие же частотные переходы и на приёмнике. Такая смена каналов связи гарантирует безопасную передачу информации. До того времени псевдослучайные коды использовались для шифровки информации, передаваемой по неменяющимся открытым каналам связи. Здесь же произошёл шаг вперёд: секретный ключ стал использоваться для быстрого изменения каналов передачи информации.
В августе 1942 года Ламарр и Антейл получили патент под номером 2 292 387 «Секретная система связи (Secret Communication System)». Патент, сроком действия до 1955 года, описывает секретные системы связи, включающие передачу ложных каналов на разных частотах. Однако американский флот тогда отверг проект из-за сложности в реализации, и ограниченно использовать его начали лишь в 1962 году, таким образом изобретатели отчислений за него не получили. Но спустя полвека этот патент стал основой для связи с расширенным спектром, которая сегодня используется повсюду, от мобильных телефонов до Wi-Fi.
В 1997 году Хэди Ламарр официально наградили за открытие, но актриса не была на церемонии и лишь передала аудиозапись своего приветственного слова[5].
В начале 2014 года Хеди Ламарр была внесена в Национальный зал славы изобретателей США (англ.).
LiveInternetLiveInternet
В ноябре 1913 в Австрии под именем Хедвиг Ева Мария Кислер (Hedwig Eva Maria Kiesler) родилась будущая актриса Хеди Ламар (Hedy Lamarr). Еврейская девочка выросла в период расцвета Третьего рейха. Как и другие евреи, она вела образ жизни хамелеона: имела несколько имён, представлялась той личностью, которую требовали обстоятельства. Приходилось хранить многое в тайне и постоянно ходить по лезвию бритвы. В общем, её детство нельзя было назвать счастливым. Жизнь Ламар была переплетена как нитки ткани, каждый выбор, осознанный или данный судьбой, приводил к сложному, подчас дикому сочетанию обстоятельств и последствий
1. Хеди Ламарр
2
В детстве Хеди посещала театральную школу и очень рано начала сниматься в кино. При работе с театральным режиссером Максом Райнхардтом в Берлине, он назвал ее «самой красивой женщиной в Европе». Вскоре девочка играла подростков в немецком кино, вместе с такими звездами, как Хайнц Рехманн и Ханс Мозер. Волну мировой известности принес ей чехословацкий фильм «Экстаз». Фильм, можно сказать, исторический — первая в истории художественного полнометражного кино эротическая сцена купания в озере вызвала бурю эмоций. Первая в истории художественного полнометражного кино десятиминутная сцена обнаженного купания в лесном озере вполне невинна по современным меркам, но в 1933 году она вызвала бурю эмоций. И хотя это был всего лишь хитрый трюк (Ламар во время съёмок укалывала себя английской булавкой), актриса вызвала негодование со стороны Церкви. Сегодня подобными сценами никого не удивишь, но в то время это было слишком вызывающе. Картина была запрещена к показу в ряде стран и выпущена в прокат через несколько лет с цензурными купюрами. .
3.
В 1933 году родители выдают дочь замуж за фабриканта оружия, австрийского миллионера Фрица Мандла. Одно из крупнейших состояний в Европе Фриц Мандл нажил, продавая новейшие системы вооружений Германии и Венгрии в нарушение Версальского Договора. Новоиспеченный муж попытался скупить все копии скандального кинофильма, чем только подогрел общественный интерес. (Кстати одна из копий оставалась в коллекции Муссолини и он наотрез отказался ее продать). Со стороны жизнь Хеди в Зальцбургском замке в окружении слуг, драгоценностей и нарядов может показаться безоблачной. На самом деле она стала очередным выгодным приобретением Мандла в ряду дорогих лошадей и автомобилей. Супруг не отказывает себе в удовольствии похвастаться красавицей женой не только перед сливками австрийского общества, но и перед всеми деловыми партнерами. Хеди присутствует даже на технических совещаниях, «выглядит обворожительно» и… слушает, вникает, запоминает — за неимением других интеллектуальных развлечений. «С детства мне все вокруг было интересно», — писала она в воспоминаниях. Лаборатории Мандла работали над созданием управляемых вооружений различного рода. Вариант управления по проводу, опробованный на пушечных снарядах, оказался неприменим в водной среде, и для торпед было предложено соединение по радио. Недостатки классической радиопередачи, описанные выше, австрийские специалисты так и не смогли преодолеть. Как выяснится позже, природного ума нашей, не имевшей специального образования, героини хватило, чтобы понять суть проблемы, пронести информацию через годы и предложить, в конце концов, простое до гениальности решение.
4.
С фабрики оружия на фабрику грёз. После 4 лет неудачного брака фрау Мандл совершает классический побег из замка, подсыпав снотворного горничной. Переодевшись в униформу упомянутой горничной (не хватает только веревочной лестницы), она просто вышла через служебный вход. Вращаясь в окружении мужа, она, вероятно, лучше других представляла масштабы фашистской угрозы и не рискнула оставаться в Европе. На пароходе «Нормандия» она отправляется из Лондона в Нью-Йорк. Актрисе не придется обивать пороги в Голливуде, кинодебют 1933 года был слишком громким, чтобы его забыли кинематографисты. Прямо на «Нормандии» она подписывает выгоднейший контракт с самим основателем студии MGM Луисом Б. Мейером. Правда, чтобы не вызвать аналогичных ассоциаций у пуританской публики США, ей советуют взять псевдоним. Так Хедвиг Кислер становится Хеди Ламарр, взяв псевдоним в честь звезды немого кино Барбары Ламарр, рано ушедшей из жизни, в 1926 году она умерла от туберкулеза.
5.
Новый виток карьеры разворачивается головокружительно. За свою кинокарьеру в Голливуде актриса с успехом сыграла во многих популярных фильмах, таких, например, как «Опасный эксперимент» и эпическая лента Сесиля де Милля «Самсон и Далила» В общей сложности Хеди Ламарр заработала на киносъемках $30 млн. В Голливуде, ее преподнесли как гламурную и соблазнительную красавицу. Ее американский дебют состоялся в «Алжире» (1938). Ее успешные роли включают фильмы «Я возьму эту женщину» (1940), «Шумный город»(1940), «Белый Карго» (1942) «Товарищ Х» (1942), и «Равнина Тортилья» (1942), основанный на романе Джона Стэйнбека. В 1941 году она была подана вместе с двумя другими голливудскими красавицами, Ланой Тернер и Джуди Гарлэнд в музыкальном фильме «Девушки Зигфилда». С 1940 по 1949 она снялась в 18 фильмах и обзавелась двумя сыновьями в течение этого же времени (в 1945- Энтони, 1947- Денис). Она ценится на студии MGM и в 1945 году Ламарр снимают как Далилу в высокобюджетном фильме 1949 года по библейскому сюжету «Самсон и Далила» Сесила Б. ДеМилля. Партнером ее был Виктор Мэтьюр. Фильм пользуется огромной популярностью. Однако после ее комедийной роли с Бобом Хоупом в фильме «My Favorite Spy» (1951), ее карьера пошла на спад. Она лишь изредка снимается в кино после 1950 года, одной из своих последних ролей была роль, Жанны д’Арк, у Ирвина Аллена в эпическом фильме «История человечества».
6. Молодожены Хеди Ламарр и Джин Марки дома
Ламарр получает американское гражданство в 1953 году. Личная ее жизнь также была бурной, во всяком случае, замуж она выходила шесть раз. Вторым ее мужем стал в 1939 году Джин Маркей- сценарист и режиссер. Хеди усыновляет ребенка в 1941 году, после их развода, Джеймса Ламарра Маркей (род. 1939) Когда Ламарр и Маркей разводились, она заявила, что они только четыре вечера провели вместе, а так их брак существовал по разные стороны. (Кстати Джин ранее был женат на актрисе Джоан Беннет, а после Ламарр — на Мирне Лой).
7.
В 1943 году она побывала замужем за актером Джоном Лодером и брак принес ей уже своих двух сыновей Дениса Лодера (род. 1945) и Энтони Лодера (род. 1947) . Развелись они в 1947 голу. Лодер так же усыновил сына Хеди Джеймса и дал ему свою фамилию. В 1951 году был скоротечный брак с Эрнестом «Тэди» Стауффером, владельцем ночного клуба, ресторатором и бывшим музыкантом (правда вся его собственность была в Мексике, т.к.он не смог закрепиться в Америке). Брак просуществовал меньше года. Затем в 1953 году был техасский нефтепромышленник, который в 1960 году променял Хеди на другую звезду — Джин Тирни. И, наконец, она выходит замуж в 1963 году за юриста Льюиса Дж. Бойса. Однако и этот брак существует недолго. В 1965 году Хеди развелась с ним, заявив, что он занимался рукоприкладством и даже угрожал ей пластиковой бейсбольной битой. На этом она решила, видимо, кончить эксперименты с замужеством. После 5 неудачных браков (не считая Фрица Мандла) Хеди Ламарр потеряла все свое состояние.
8.
В 1966 году 52-летняя Хеди Ламарр, попыталась было вернуться на экран, но этому помешала развернутая против нее кампания травли. Резкий, неуживчивый характер, привычка откровенно высказывать нелицеприятное мнение о Голливуде и его нравах создали Хеди Ламарр много коварных и влиятельных врагов. Дошло до того, что однажды ее обвинили даже в краже туфель стоимостью меньше 100 долларов из магазина во Флориде. Хотя суд и отверг это абсурдное обвинение, пятно от инцидента осталось надолго. Еще больший урон ее репутации нанесла поддельная биография актрисы, вышедшей под названием «Экстаз и я» в 1966 году, в которой она якобы призналась, что страдает нимфоманией. «Эта книга разрушила мою карьеру и мою жизнь» признается актриса. Но существует в ее биографии примечательный факт, который ставит ее совсем на другую ступень, чем просто актриса или красивейшая женщина своего времени!
9.
Сегодня мир переживает бум беспроводных коммуникаций. Радиотелефоны переходят из разряда роскоши в предмет необходимости. Спутниковая связь из секретной военной технологии становится общедоступным сервисом. Общепризнанно, что наиболее прогрессивным способом передачи данных по радиоканалу является технология широкополосного (или шумоподобного) сигнала, ШПС, разработанная сначала для военных применений. Трудно поверить, но основополагающие принципы создания помехоустойчивого радио изобрела… Хеди Ламарр в 1942 году. Судьба этой женщины настолько удивительна, что даже Голливуд не взялся бы ее экранизировать. Всю ее жизнь окружают легенды, скандалы и невероятные события.
10. Хеди Ламарр и Джон Лодер
А природного ума молодой женщины, не имевшей специального образования, как выяснилось позже, хватило на то, чтобы понять суть проблемы, пронести информацию через годы и, в конце концов, предложить простое до гениальности решение. Начинается Вторая Мировая война. В рамках мер по укреплению обороноспособности в США создается Национальный Совет Изобретателей. Ненавидящая фашизм актриса переполнена техническими идеями и предлагает свои услуги Совету. Технология помехоустойчивой радиопередачи кажется очевидной: надо просто все время менять частоту случайным образом в широком диапазоне, каким-то образом, синхронизировав передатчик и приемник! Реакцию угадать нетрудно, ей с улыбкой рекомендуют использовать свое обаяние для продажи облигаций оборонного займа. Она действительно собрала 7 миллионов (заплативший 25 тысяч получал поцелуй красавицы, и таких было немало!), но ее интеллект оставался невостребованным до судьбоносной встречи с Джорджем Антейлем.
11.
Не менее уникальная, чем Ламарр, личность Антейля, который не имел прямого отношения к высоким технологиям. Однако он, безусловно, был изобретателем — только в области искусства.
Американский композитор-авангардист Джордж Антейль, как и многие его коллеги, в начале 20-х годов переехал в Париж, где постепенно приобрел известность и даже получил стипендию покровителя современного искусства Соломона Гуггенхейма. Он общается с Пабло Пикассо, Джеймсом Джойсом, Эзрой Паундом и другими будущими знаменитостями. Соотечественники воспринимают его, скорее всего, как достопримечательность, чем как серьезного композитора. Антейль вынужден перебраться в Голливуд, где он пишет музыку к кинофильмам и подрабатывает обозревателем в бульварном журнале «Эсквайр». В журнале он также публикует статьи о гормонах и работе половых желез. Его вторая книга называется «Каждый сам себе детектив: Курс эндокринологии». Где и как композитор стал экспертом по данному вопросу остается загадкой даже для ближайших родственников.
12.
Летом 1940 года Хеди Ламарр встречает Джорджа Антейля на вечеринке. Легенда говорит, что начало беседы было инспирировано его статьями в «Эсквайре» — звезда интересовалась возможностью изменить пропорции своей фигуры. Так или иначе, разговор быстро сместился на интересовавшую их тему: как помочь стране в войне с фашистами. Не совсем чуждый техники (вспомните пропеллеры) композитор был первым человеком, внимательно выслушавшим Ламарр. Они договорились о встрече, и вскоре идея перескока частоты (frequency hopping) получила техническое решение. При полном отсутствии микроэлектроники единственным доступным программируемым устройством было, (ну и ну!), механическое пианино! Валик со штырями и приводом от хронометра достаточно компактен, чтобы поместиться в корпусе морской торпеды. Система могла использовать набор из 88 радиочастот — число клавиш фортепиано. Детали изобретения отрабатывались еще несколько месяцев, и в декабре 1940 заявка была направлена лично председателю Национального Совета Изобретателей Чарльзу Кеттерингу (глава исследовательского отдела Дженерал Моторс, изобрел современную систему зажигания, безопасное стекло и еще многое). К чести этого специалиста, заявка была отобрана среди сотен тысяч других, доработана под его руководством, и в августе 1942 года патент США № 2,292,387 на «Систему секретных сообщений» был, наконец, получен. Соавторы подарили его правительству, отказавшись от всех возможных выплат.
13.
К сожалению, руководство Военно-Морских сил США скептически восприняло патент. Он был засекречен и положен под сукно на долгие годы. Концепция перескока частоты опередила свое время и возродилась только с развитием электроники после войны. С 1957 года инженеры фирмы Сильвания стали экспериментировать с идеей «Системы секретных сообщений», используя полупроводниковые компоненты, заменяя механические. Появился термин «широкополосный сигнал». Идея оказалась настолько плодотворной, что уже в 1962 американские войска использовали ШПС радиоаппаратуру во время кубинского кризиса. Наиболее масштабное воплощение технология получила в многомиллиардном проекте военной спутниковой связи «Милстар» (часть программы «звездных войн»). В середине 80-х Пентагон рассекретил ряд патентов, и достоинства ШПС стали доступны для гражданского применения, наиболее известным примером на сегодняшний день является стандарт радиотелефонной связи CDMA. Джордж Антейль скончался в 1959, не узнав о судьбе изобретения. Энтузиасты беспроводных компьютерных сетей, случайно раскопав эту невероятную историю, пытались представить Хеди к Медали Чести Конгресса и к награде IEEE — безуспешно. Только в 1997 году она получила награду фонда Electronic Frontier. «Самое время» — такова была ее реакция Ламарр, которая отказалась присутствовать на церемонии и не приняла журналистов. «Не думайте, что я плохо выгляжу, просто не хочу никого видеть». Награду получил ее сын Энтони Лоудер
14.
Есть все-таки какая-то загадочная связь между этой женщиной и миром компьютерных технологий. Не правда ли, удивительно, что именно ее образ вдохновил компьютерного художника Джона Коркери потратить 120 часов кропотливой работы на создание непревзойденного шедевра векторной графики — ее портрета. Ничего не знавший о судьбе Хеди Ламарр художник получает в 1996 году главный приз корпорации Corel — четверть миллиона долларов. Бедной актрисе опять ничего не достается…
15. Хеди Ламарр и визажист Тед Ларсен
В марте 1998 года 83-летняя Хеди Ламарр подала судебный иск против компьютерной корпорации Corel за использование ее портрета на упаковке программного пакета CorelDraw8. Она оценила нанесенный ей ущерб, ни много ни мало, в 15 млн. долларов. Адвокаты же Corel доказывали, что изображение актрисы представляет собой «цифровое подобие», а не фотографию. В результате стороны пришли к соглашению, по которому Corel получила пятилетнюю лицензию на право использования внешности актрисы на коробках со своим продуктом, а сама Ламарр — «кругленькую» сумму.
16.
Последний год жизни Хеди Ламарр также ознаменовался скандалом: она подала иск на 12 млн. долларов против винной , которая использовала в телерекламе своего продукта экранный образ актрисы. Судья посчитал, что рекламные ролики, не вторглись в ее частную жизнь, и не создали у зрителей ложного впечатления о ней.
17.
19 января 2000 года в возрасте 86 лет Хеди Ламарр скончалась в доме престарелых. 86-летнюю Хеди Ламарр нашел мертвой в постели лейтенант полиции Чак Стенсел, с которым она дружила. Из-за того, что она умерла одна, ее смерть была предметом полицейского расследования. Ее сын Энтони Лодер взял ее прах в Вену и развеял его в Венском лесу в соответствии с ее пожеланием. Последняя ирония судьбы заключается в том, что вышеупомянутый сын Ламарр владеет магазином радиотелефонов в Лос-Анджелесе, где половина продаваемых аппаратов использует мамину технологию.
18. с Полом Henreid в Заговорщики (1944)
«Любая девушка может быть обворожительной. Все что нужно, это стоять смирно и выглядеть глупенькой.»- эти слова принадлежат Хеди Ламарр, голливудской звезде сороковых годов, заслужившей негласный титул «самой красивой девушки в мире».
19. Хеди Ламарр, Джеймс Стюарт — Приходи жить со мной
Принято считать, что красота и ум — понятия несовместимые. В этой связи трудно поверить, что в годы Второй мировой войны эта блистательная красавица изобрела сигнальное устройство, с помощью которого обеспечивалась секретность военной связи. Без ее изобретения — технологии «прыгающих частот» — не летали бы сейчас военные спутники и не работали бы сотовые телефоны стандарта GSM.
20. Хеди Ламарр, Кларк Гейбл
За свой вклад в достижения кинематографа Хеди награждена звездой на Голливудской аллее славы
21.
О ней:• Биографическая статья на сайте Svetla-Video.Ru • Биографическая справка на сайте Peoples.Ru • Чеканов Д. «История GPS: фашисты, кинозвезда и военные тайны» • Биографическая статья в Wikipedia • Биография, фильмография, фото на IMDB • Обширная коллекция линков на материалы о ней в сети • The Official Site of Hedy Lamarr • Коллекция фото. Часть 1, часть 2 См. также: • Зарубежные актрисы театра и кино в «Лабазе» https://labazov.livejournal.com/1822126.html • Отечественные актрисы театра и кино в «Лабазе» https://labazov.livejournal.com/1822557.html
22.
Размещено с помощью приложения Я — фотограф
Фильмография
- 1930 — Деньги на улице[en] / нем. Geld auf der Strasse — девушка на столе в ночном клубе
- 1931 — Буря в стакане / нем. Sturm im Wasserglas — секретарша
- 1931 — Чемоданы мистера О. Ф. / нем. Die Koffer des Herrn O.F. — Хелен, дочь бургомистра
- 1932 — Деньги не нужны / нем. Man braucht kein Geld — Кэтти Брандт
(главная героиня) - 1933 — Экстаз / нем. Extase — Ева
- 1938 — Алжир — Габи
- 1939 — Леди из тропиков
- 1940 — Я возьму эту женщину
- 1940 — Шумный город
- 1940 — Товарищ Икс / Comrade X
—
Федора, московская вагоновожатая - 1941 — Приходи со мной жить
- 1941 — Девушки Зигфилда
- 1941 — Г. М. Пульхэм Эсквайр
- 1942 — Квартал Тортилья-Флэт
- 1942 — Перекресток — Люсьенн Тальбо
- 1942 — Белый груз
- 1944 — Райское тело
- 1944 — Конспираторы
- 1944 — Рискованный эксперимент / Experiment Perilous — Аллида Бедеро
- 1945 — Её высочество и гонец / Her Highness and the Bellboy — принцесса Вероника
- 1946 — Странная женщина — Дженни Хагер
- 1947 — Обесчещенная / Dishonored Lady
- 1948 — Давайте поживём / Let’s Live a Little
- 1949 — Самсон и Далила / Samson and Delilah — Далила
- 1950 — Леди без паспорта — Марианна Лоресс
- 1950 — Медный каньон
- 1951 — Мой любимый шпион
- 1954 — Вечная женственность / The Eternal Female (не закончен)
- 1954 — Влюбленный Парис
- 1957 — История человечества
- 1958 — Самка / The Female Animal
Актриса, которая не постеснялась испытать экстаз: Хеди Ламарр — звезда первого эротического фильма
07/03/2020
Хеди Ламарр — настоящий феномен 20 века, женщина, которая была чертовски привлекательна и очень умна. Она прославилась как первая актриса, которая решилась сыграть обнаженной в киноленте с говорящим названием «Экстаз».
Однокласники
Хеди Ламарр — звезда Голливуда История жизни Хедвиги Евы Марии Кислер (настоящее имя актрисы) — захватывающая и увлекательная. Она родилась в Вене, росла неспокойным ребенком и в 16 лет приняла решение уйти из дома. Успев к этому моменту закончить театральную школу, успешно прошла кинопробы и начала сниматься. Девушке было всего 19 лет, когда она получила предложение сняться в эротическом фильме, получившем название «Экстаз». Сцена, в которой актриса предстает перед зрителями обнаженной во время купания в озере, вошла в историю, поскольку до этого подобных фривольностей себе никто не позволял.
У очаровательной Хедвиги тут же появились сотни поклонников. Несмотря на то, что показ фильма был запрещен в некоторых странах, слава о смелой обольстительнице разлетелась по стране. Австрийский миллионер Фриц Мандл воспылал любовью к Хедвиге и сделал ей предложение. Брак продлился недолго, но стал судьбоносным для девушки. Муж-ревнивец запрещал ей продолжать съемки, и от скуки она стала заниматься самообразованием, а на досуге посещать его фабрику, где лучшие умы работали над разработкой управляемых торпед. Приемы Мандла среди прочих посещали Гитлер и Муссолини. Несмотря на то, что в Мандле текла еврейская кровь, он снабжал нацистов новейшими системами вооружений, и это обстоятельство возмущало Хеди. За 4 года брака Хедвига вращается в высших кругах, знакомится с Гитлером и Муссолини… Но самое главное, она понимает, что не любит мужа и жаждет заниматься актерской деятельностью.
Хеди Ламарр — актриса и изобретатель Сбежав из имения мужа, она отправляется в Америку, видимо, понимала, что Европа находилась на пороге войны. Чтобы получить роли за океаном, она берет творческий псевдоним Хеди Ламарр (уж слишком резонансным оказался «Экстаз»).
Актрисе не пришлось обивать пороги Голливуда, так как ее дебют в картине «Экстаз» был очень заметным. Чтобы своим именем не вызывать ассоциаций с эротическими сценами у американской публики, Хедвиг взяла псевдоним, образованный от фамилии американской актрисы Барбары Ла Марр. Так Хедвиг Кислер превратилась в Хеди Ламарр, и сразу же подписала выгодный контракт с основателем студии MGM Луисом Мейером. В Голливуде ее преподнесли как гламурную и соблазнительную красавицу, и ее американский дебют состоялся в картине «Алжир», снятой в 1938 году. Луис Майер говорил о Хеди Ламарр: «Это самая красивая женщина на свете. Не иначе как Господь Бог посылает мне эту восхитительную брюнетку. Я давно считаю, что пора прервать монополию стереотипных платиновых блондинок на экране».
В 1940 году Хеди снялась вместе с Кларком Гейблом и Спенсером Трейси в фильме «Шумный город», в том же году Ламарр вновь снималась с Гейблом в фильме «Товарищ Икс». В 1942 году Хеди снялась в фильме «Равнина Тортилья» c Трейси и Джоном Гарфилдом и в фильме «Белый груз», ставший наиболее известным из фильмов Ламарр во время ее сотрудничества с MGM.
В общей сложности в период с 1940-го по 1949-й год Ламарр снялась в 18 картинах; столь активной съемочной деятельности не помешало даже рождение у нее двоих детей. Из MGM Хеди ушла в 1945-м году, а наиболее успешным фильмом с ее участием стала вышедшая в 1949-м году картина «Самсон и Далила».
После выхода комедии «Мой любимый шпион» карьера актрисы прошла свой пик, и после 1950 года Ламарр редко появлялась на экране. Но в финансовом плане Хеди беспокоиться было не о чем — в общей сложности Хеди Ламарр заработала на киносъемках 30 миллионов долларов.
В 1953 году Хеди получила американское гражданство. Она шесть раз выходила замуж, но с мужьями, по словам Ламарр, ей не везло — один из них угрожал ей бейсбольной битой, а после шестого брака она лишилась всего своего состояния. От второго и третьего брака она родила троих детей.
Когда началась Вторая мировая война, ненавидящая фашизм актриса, переполненная техническими идеями, обратилась в созданный в рамках мер по укреплению обороноспособности США Национальный совет изобретателей и предложила свои услуги. Там ей порекомендовали использовать обаяние для продажи облигаций оборонного займа, и она собрала, таким образом, 7 миллионов долларов. Во время проведения этой акции каждый купивший облигаций на 25 000 долларов получал поцелуй самой Хеди, и желающих было немало.
Недюжинный интеллект Хеди Ламарр оставался невостребованным до встречи с американским композитором-авангардистом Джорджем Антейлем, которого мало кто воспринимал в качестве серьезного композитора. Он писал в Голливуде музыку к кинофильмам, и его наиболее известным произведением был «Механический балет» для симфонического оркестра, двенадцати механических пианино и авиационного пропеллера. Джордж Антейль, как и многие его коллеги, в начале 1920-х годов переехал в Париж, где постепенно приобрел известность и даже получил стипендию покровителя современного искусства Соломона Гуггенхейма. Он общался с Пабло Пикассо, Джеймсом Джойсом, Эзрой Паундом и другими будущими знаменитостями, а в 1936 году написал книгу, предсказавшую Вторую мировую войну. Следующее его произведение называлась «Каждый сам себе детектив. Курс эндокринологии», кроме того, в бульварном журнале «Эсквайр», где он подрабатывал обозревателем, Джордж публиковал статьи о гормонах и работе половых желез. Хеди Ламарр встретила его на вечеринке летом 1940 года, и во время игры в четыре руки с Антейлом Ламарр вспомнила, как в беседах с бывшим мужем немцы жаловались, что им не удается посредством радиосигнала наводить торпеды на цель, так как корабли противника глушили сигналы помехой на той же частоте. Во время этого разговора Ламарр предположила, что можно посылать часть сигнала на одной частоте, а затем переходить на другую частоту для передачи следующей части сигнала. При согласовании передатчика и приемника в отношении перескока частот получалось бы что-то вроде игры в четыре руки, и сигнал мог бы стать устойчивым к помехам при глушении. Ламарр также предположила, что механическое согласование передатчика с приемником могло бы происходить посредством детали, похожей на валик механического пианино. Валик со штырями и приводом от хронометра выглядел достаточно компактным, чтобы поместиться в корпусе морской торпеды. Кроме того, по мнению Ламарр, система могла использовать набор из 88 радиочастот – согласно числу клавиш фортепиано. Детали изобретения отрабатывались еще несколько месяцев, и в декабре 1940 года заявка на изобретение была направлена председателю Национального совета изобретателей Чарльзу Кеттерингу. Кеттеринг, являвшийся главой исследовательского отдела , ранее изобрел систему зажигания, безопасное стекло и еще многое другое, отобрал изобретение Ламарр из сотен тысяч других предложений. В дальнейшем это изобретение было доработано под его руководством, и 11 августа 1942 года Ламарр и Антейлу был выдан американский патент под номером 2 292 387 на систему секретной связи Secret Communications System. Соавторы подарили его правительству, отказавшись от всех возможных выплат.
В ВМС США попытались осуществить замысел изобретателей на практике, но механическое управление посредством перфоленты оказалось затруднительным. Лишь в 1957 году инженеры стали экспериментировать с идеей «Системы секретных сообщений» и использовать полупроводниковые компоненты вместо механических. Появился термин «широкополосный сигнал», и идея Ламарр оказалась настолько плодотворной, что уже в 1962 году американские войска использовали новую радиоаппаратуру во время кубинского кризиса. Наиболее масштабное воплощение технология получила в многомиллиардном проекте военной спутниковой связи «Милстар» – части программы «звездных войн». В середине 1980-х годов Пентагон рассекретил ряд патентов, и достоинства ШПС стали доступны для гражданского применения. Наиболее известным примером применения изобретения Хеди Ламарр на сегодняшний день является стандарт радиотелефонной связи GSM. После серии неудачных браков Хеди Ламарр потеряла все свое состояние и фактически исчезла из общественной жизни. В 1966 году 52-летняя актриса попыталась вернуться на экран, но этому помешал ее резкий, неуживчивый характер, а также ее привычка откровенно высказывать нелестное мнение о Голливуде и его нравах. Однажды Хеди обвинили в краже туфель стоимостью меньше 100 долларов из магазина во Флориде, и хотя суд отверг это обвинение, пятно от инцидента осталось в памяти зрителей надолго. Еще больший урон репутации Хеди нанес выход автобиографии актрисы под названием «Экстаз и я. Жизнь меня как женщины», написанной в 1966 году ею в соавторстве с Leo Guild и Cy Rice. В этой автобиографии она якобы призналась, что страдает нимфоманией. После выхода книги Ламарр предъявила иск издателю, утверждая, что многие из событий, описанных в книге, были придуманы одним из соавторов Leo Guild. Хеди Ламарр позже говорила: «Эта книга разрушила мою карьеру и мою жизнь».
В 1960-х и 1970-х годах Ламарр не снималась. Хотя ей и предлагали несколько раз сценарии, роли в рекламных роликах и сценических проектах, но ни одно из полученных предложений Ламарр так и не заинтересовало. Желание избежать излишнего внимания окружающих вкупе с проблемами со зрением вынудили Ламарр перебраться в Майами-Бич во Флориде.
Остаток дней актриса провела в доме престарелых. Энтузиасты беспроводных компьютерных сетей, случайно раскопав ее невероятную историю, пытались представить Хеди Ламарр к Медали Чести Конгресса и к награде IEEE, но их усилия не увенчались успехом. В 1997 году Хеди Ламарр отказалась присутствовать на церемонии вручения ей премии фонда Electronic Frontier и не пожелала принять журналистов. Она сказала: «Не думайте, что я плохо выгляжу; просто не хочу никого видеть». Награду получил ее сын Энтони Лоудери — владелец магазина радиотелефонов в Лос-Анджелесе.
В марте 1998 года Ламарр подала в суд на компанию Corel за использование ее портрета на упаковке программного пакета CorelDraw8. В иске она потребовала выплаты 15 миллионов долларов, из них половину – в качестве 10-ти процентов от объема продаж программы CorelDraw 8, а другую половину – в качестве компенсации за моральный ущерб. Однако изображение было не фотографией, а цифровой иллюстрацией, созданной художником Джоном Коркери, проработавшим над созданием портрета 120 часов, и представившим свою работу на конкурс дизайна компании Corel в 1996 году. После того как картине был присужден главный приз, компания Corel начала использовать ее для рекламы CorelDraw, поместив изображение на коробку, обложку руководства и титульное окно программы. В ходе судебного процесса адвокаты Corel представили доказательства уголовного прошлого Ламарр, в числе которых были обвинение в кражах товаров из магазинов в 1991 году и ложное обвинение в попытке изнасилования в 1971 году, что, по мнению защитников, должно было несколько снизить сумму компенсации за моральный ущерб. Адвокат Ламарр заявил, что компания наговаривает на его клиентку, и что та лишь «один раз по ошибке» вынесла из магазина вещь, не заплатив за нее. Хотя Ламарр требовала немедленно снять ее изображение со всех продуктов Corel, по решению суда компании разрешили использовать лицо актрисы в течение пяти лет, и обязали выплатить Хеди Ламарр 250 000 долларов.
Незадолго до своей смерти Хеди Ламарр подала иск на 12 миллионов долларов против винной , которая использовала в телевизионной рекламе экранный образ актрисы. Судья посчитал, что эти рекламные ролики не вторглись в ее частную жизнь и не создали у зрителей ложного впечатления о ней как о человеке. В честь Хеди Ламарр было названо существо из мира серии компьютерных игр Half-Life — хедкраб. У одного из персонажей Half-Life 2, Доктора Айзека Кляйнера, в лаборатории находился питомец по кличке Ламарр. Доктор Кляйнер назвал его в честь актрисы и изобретателя Хеди Ламарр. Хеди Ламарр скончалась 19 января 2000 года в возрасте 86 лет в доме престарелых. Ее тело было кремировано, а сын Энтони Лодер развеял прах матери на ее родине в Австрии в Венском лесу в соответствии с ее пожеланием. За свой вклад в достижения кинематографа Хеди Ламарр была удостоена звезды на голливудской Аллее славы.
Поделитесь этим постом с друзьями
Однокласники
Источник
Женя
Примечания
- ? 12Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др.
Record #107547724 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016. https://wikidata.org/Track:Q27302?>https://wikidata.org/Track:Q304037?>https://wikidata.org/Track:Q256507?>https://wikidata.org/Track:Q170109?>https://wikidata.org/Track:Q36578?> - ? 12
Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000https://wikidata.org/Track:Q63056?>https://wikidata.org/Track:Q4752572?>https://wikidata.org/Track:P535?>https://wikidata.org/Track:P2025?>
- Discogs — 2000.
https://wikidata.org/Track:Q504063?>https://wikidata.org/Track:P1953?>https://wikidata.org/Track:P2206?>https://wikidata.org/Track:P1955?>https://wikidata.org/Track:P1954?> - data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
https://wikidata.org/Track:Q20666306?>https://wikidata.org/Track:P268?>https://wikidata.org/Track:Q54837?> - ? 1234Ирина Марголина.
Синий чулок. Сеанс (9 ноября 2014). Проверено 10 ноября 2014. - Leo Guild в базе данных IMDb
- Cy Rice в базе данных IMDb
- «Hedy Lamarr Loses Suit to Halt Book», The New York Times, 27 September 1966, p. 74
- Gene Ringgold в базе данных IMDb
- «Lamarr Autobiography Prompts Plagiarism Suit», The New York Times, 7 February 1967, p. 18 (Article Preview)
- Hedy Lamarr Sues Corel (англ.) (7 April 1998). Архивировано 6 июля 2011 года.
- Polly Sprenger.
Corel Caves to Actress Hedy Lamarr (англ.).
Wired News
(30 November 1998). Архивировано 15 июня 2013 года. - Патент 2292387
- 09.11 ist Tag der Erfinder (нем.). Tag-der-Erfinder.de. Проверено 4 февраля 2020.
Литература
- Young C.
The films of Hedy Lamarr. — Secaucus: «Citadel Press», 1978. - Kranzpiller P.
Hedy Lamarr. — Bergatreute: «Eppe», 1997. - K?rte P.
Hedy Lamarr: die stumme Sirene. — M?nchen: «Belleville», 2000. - Gaines A.
Hedy Lamarr. — Vero Beach: «Rourke Pub.», 2002. - Walters R.
Spread spectrum: Hedy Lamarr and the mobile phone. — Great Britain: «BookSurge», 2005. - Robbins T. a. o.
Hedy Lamarr and a secret communication system. — Mankato: «Capstone Press», 2007.
Роза Жизни
Я хочу вам рассказать об одной удивительной женщине. Она не только красива и обладает талантом актрисы. Но также является изобретателем. Её изобретение легло в основу современных сотовых телефонов, беспроводной широкополосной связи и телекоммуникаций
Сегодня, когда вы пользуетесь мобильным телефоном или Интернетом, помните, что обязаны этим замечательной, удивительной женщине–Скорпиону Хеди Ламар, не только красивой актрисе, но и гениальной изобретательнице, которая на многие годы опередила своё время.
Хеди Ламарр (Hady Lamarr
) – одна из удивительнейших женщин XX века – родилась под знаком Скорпиона, 9 ноября 1913 года, в Вене (Австрия). Ее имя при рождении Хедвиг Ева Мария Кислер (Hedwig Eva Maria Kiesler). Ее мать была пианисткой, а отец — банкиром. В историю всемирного кино она вошла два раза.
Первый раз, когда сыграла героиню провокационного новаторского фильма «Экстаз» (под настоящим именем — Хедвиг Кислер). Хедвиг Кислер стала первой актрисой, которая первой появилась на экране совершенно голой.
Пребывая на пике карьеры, «самая красивая женщина мира» в 1942г. запатентовала идею “частотного сканирования”, и это не имея никакого технического образования. Её изобретение легло в основу Navstar Global Positioning System — GPS (спутниковой системы глобального позиционирования) — военных сил США.
Свой патент Хеди Ламар безвозмездно подарила правительству США. Попробуем проследить жизненные перипетии в судьбе Хеди Ламар, которые в конце концов привели к созданию основ спутниковой связи и функционирования мобильных телефонов. Хеди Ламар росла во время правления Третьего рейха. Будучи еврейкой, она имела несколько имён, использовавшихся в зависимости от обстоятельств, хранила тайну своей национальности, постоянно находилась в напряжении из-за преследования евреев. Каждый шаг, который делала Хеди Ламар, был осознан и продуман, хотя и приводил к сложным последствиям.
В 1933 году 18-летняя Хеди Ламар приняла приглашение на главную роль в фильме чешского режиссера Густава Махаты «Экстаз». Это был первый эротический фильм в мире, который своей 10-ти минутной сценой с обнаженной Хеди Ламар вызвал настоящий скандал в мире кино. Несмотря на то, что на Венецианском кинофестивале в 1934г. «Экстаз» получил первый приз за лучшую режиссуру, он был запрещен во многих странах мира (и в США в том числе).
Первая в мире актриса, сыгравшая в фильме оргазм
Конечно, это был хитрый трюк, поскольку во время съёмок Хеди Ламар колола себя английской булавкой. Церковь негодовала! Сегодня такими сценами не удивишь даже школьника, но тогда…. Это было чересчур! Потому родители Хеди поспешили выдать её замуж за оружейного магната Фрица Мандла (Fritz Mandl). Он был первым из шести мужей Ламар. И, несмотря на еврейское происхождение, он производил гранаты, патроны и военные самолёты для Гитлера. Мандл настолько был влюблён в Ламар, что не упускал её из виду ни на мгновение. Он запретил ей сниматься в кино из-за своей чрезвычайной ревности. Она присутствовала на встречах Мандла с Гитлером и Муссолини, сопровождала его в военные лаборатории. Из-за внешности Ламар окружение Мандла считало её недалёкой и глупой. Однако они глубоко ошибались. Хеди быстро разобралась с принципом действия противокорабельного оружия и систем наведения.
Побег Ламар в Соединённые Штаты
Среди многочисленных попыток побега Хеди Ламар от Фрица Мандла последняя завершилась успехом. Хеди подсыпала снотворное служанке, которая за ней следила, переоделась в её одежду и сбежала. После этого она недолго жила в Лондоне, подрабатывая пением,потом переехала в Голливуд — подальше от своего мужа.
В Голливуде она попала на глаза великому Луису Майеру — основателю компании Metro Golden Mayer. Майер так описывал Хеди Ламар: «Хеди — самая красивая женщина в мире. Сам Господь Бог познакомил меня с этой восхитительной брюнеткой. Я давно думаю прервать монополию платиновых стереотипных блондинок в кино».
Именно Майер порекомендовал Хеди сменить фамилию Кислер, дабы не шокировать пуританскую публику в Соединённых Штатах. В качестве псевдонима Хеди выбрала в память о выдающейся актрисе Барбаре Ла Мар фамилию «Ламарр», что в переводе означает «море» Несмотря на изменение фамилии, в Голливуде её скандальная репутация только выросла. Ламар ещё пять раз выходила замуж, шесть раз разводилась. Даже в СССР газеты говорили о ней как о символе «голливудского разложения».
Актерство не приносило Хеди Ламар удовлетворения, роли вызывали у нее отвращение. «Моя красота — моё проклятие, — рассказывала Хеди. – Мне подсовывали роли глупых кукол, как только я заикалась о серьезной роли, режиссеры начинали надо мной хохотать».
Изобретение Хеди Ламар
Её изобретение легло в основу современных сотовых телефонов, беспроводной широкополосной связи и телекоммуникаций.
В начале 40-х годов на вооружение были приняты радиоуправляемые ракеты. Одна из основных военных проблем заключалась в том, что противники могли легко нарушить наведение торпеды, обнаружив её несущую частоту.
Хеди Ламар всячески стремилась помочь союзникам. Вместе с Джорджем Антейлом Хеди Ламар придумала, как достичь защищенного управления торпедой по радио. Знаменитая актриса познакомилась с известным и весьма скандальным авангардистом и композитором Джорджем Антейлом (George Antheil) ещё в Лондоне. Он разделял её резко негативное отношение к нацистам. Антейл любил экспериментировать. Страсть к новому проявилась в его Ballet Mecanique — странном и громком оркестровом представлении, в котором были задействованы пропеллеры, 16 синхронизированных пианол и колокола. Вместе с Хеди Ламар Джордж Антейл разработал идеи, приведшие к столь важному изобретению.
Всё гениальное просто, так и идея изобретения Ламар была очень проста. Если управляемой торпеде сообщать координаты цели дистанционно только на одной контрольной частоте, враг легко перехватывает сигнал, более того, он может заглушать его или перенаправлять торпеду. Ламар предложила синхронно в соответствии с определенным алгоритмом менять несущую частоту передатчика ракеты и приемника.
Противник не сможет «вклиниться» в такой канал связи. Ламар предложила создать управляемые торпеды. Вместе с Антейлом они разработали следующий алгоритм: необходимо использовать на передатчике случайный код, он будет изменять канал передачи, тогда можно будет синхронизировать такие частотные переходы и на приёмнике. Смена каналов связи есть гарантия безопасной передачи информации. Для обеспечения синхронности изменения частоты Ламар и Антейл использовали ленты с дырочками — такие, как бумажная лента в механическом пианино.
На тот момент псевдослучайные коды были использованы для шифровки информации, которую передавали по постоянным (неменяющимся) открытым каналам связи. Хеди Ламар и Джордж Антейл сделали шаг вперёд: стали использовать секретный ключ для быстрой смены каналов передачи информации.
Джордж Антейл и Хеди Ламар отправили в Национальный Консультативный Комитет по изобретениям заявку, где получили положительную рецензию от самого Чарльза Кеттеринга — главы компании Дженерал Моторс.
Ламар и Антейл уже в августе 1942г. получили патент номер 2 292 387 «Secret Communication System» (Секретная система связи). Патент включает описание секретных систем связи, включающих передачу ложных каналов на различных частотах. Эта разработка стала основой Spread Spectrum — связи с расширенным спектром, сегодня она используется везде: мобильных телефонах, GPS и WiFi
802.11.
United States Navstar Global Positioning System
(Американская система глобального позиционирования) – это самая большая в мире система, непрерывно передающая сигналы с расширенным спектром. Таким образом, разработка Хеди Ламар — одна из наиболее значимых технических работ XXв.,более того, основа современной военной мощности США. Все передовые технологии настоящего в долгу пред непревзойдённой Хэди Ламар.
Нужно отметить, что в патенте как изобретатель Ламар записана под её брачной фамилией H.K Markey.
В 1942г. изобретение так и не реализовали из-за ненадежности механических компонентов. Кроме того чиновники-не специалисты, читая суть патента, восклицали: «Вы хотите в торпеду засунуть пианино?». Нужно ли писать, что денег за патент изобретатели так и не получили! Однако Хеди Ламар не сдавалась: деньги для союзников она зарабатывала совсем иным способом: дарила поцелуй любому мужчине, который платил $25 000 на военные облигации. В результате она собрала $17 миллионов! Популярность и могущество Хеди Ламар росли как грибы после дождя.
В 1950г. известность, красота, и технический склад ума помогли Хеди Ламар получить предложение сняться в рекламе Emerson (телевизоры и радиоприёмники). Реклама получилась более чем успешной.
Об изобретении вспомнили только в конце 50гг., когда перешли на электронные компоненты. Уже в 1960г. появился термин spread spectrum (система с расширенным спектром), который развивал идеи Ламар и Антейла. Военное ведомство США разработало и успешно внедрило систему секретной связи (с основой расширенного спектра), которую применяли даже в 1962г. во время Карибского кризиса. В начале 80х технологию начали использовать в гражданских целях, а до тех пор она долгие годы была засекречена.
Сегодня технология расширенного спектра
пребывает на пике своей «карьеры». Она применяется в сферах, без которых жизнь человека сегодня немыслима: в мобильной телефонии, Bluetooth, беспроводных устройствах связи Wi-Fi и др. областях. В 60-е годы анонимный писатель выпустил скандальную книгу «Ecstasy and me» («Экстаз и я»), которую выдавали за автобиографию Хеди Ламар.
Хеди Ламар умерла 19 января 2000г. Последние годы её жизни о ней почти никто не вспоминал, жила Ламар бедно, нянчила своих правнуков и занималась бесконечными судебными разборками о клевете и несанкционированном использовании её имени. Сын Хеди Ламар Энтони Лодер работает директором магазина сотовых телефонов в Лос-Анджелесе.
Прах Хеди Ламар согласно завещанию был развеян на ее родине в Австрии.
В 1998г. символом Corel Draw
(программа векторной графики) стал портрет Хеди Ламар. Её портрет стал победителем на конкурсе на лучшую графическую работу, устроенном корпорацией Corel. Портрет Хеди, работа над которым длилась около шести месяцев, состоит более чем из 5000 графических объектов. Хеди Ламарр подала в суд исковое заявление на Corel, однако в результате его отклонили и дали компании полное право использовать её портрет!
В компьютерной игре Half-Life 2
у профессора Исаака Клейнера есть ручной хедкраб Heady Lamar, имя персонажу дали в честь непревзойдённой Хэди Ламар.
Начиная с 2005 года, каждое 9 ноября вся Европа празднует День Изобретателя в честь Хеди Ламар.
Источник