Тот, кто никогда не занимался древнейшей техникой йоги, может подумать, что выполнить самые сложные асаны под силу только сверхчеловеку с аномальной гибкостью и силой. Однако все проще, чем кажется, и не нужно обладать нереальными физическими возможностями. Любые позы в йоге являются исключительно закономерным результатом упорного труда и ежедневных тренировок. Концентрация внимания, сила духа, желание добиться большего собственными силами приводят к столь впечатляющим результатам. При всем при этом физическая подготовка не самое важное.
Кала Бхайравасана
Позиция больше известна как Разрушитель Вселенной. Суть сводится к тому, чтобы удержать вес всего тела только на одной ладони и стопе. Усложняется тем, что одна рука вытянута вверх, а свободная нога находится за спиной.
Плюсы:
- растягиваются бедра и сухожилия;
- улучшается работа желудочно-кишечного тракта;
- укрепляются мышцы спины и шейного отдела.
Впрочем, физическая нагрузка только составная часть, главный смысл заключается в помощи разуму пересечь привычные рамки.
Шавасана
Позой трупа обычно заканчиваются занятия йогой. Казалось бы, почему это положение является сложным. На самом деле, всецело обладать этой техникой могут только опытные практики. С физической точки зрения все просто, спокойно лежать с распростёртыми руками и ногами может каждый. Сложность в умении расслабить тело, и освободить разум.
Для начала следует учиться релаксировать телом, а уже потом сделать неподвижным своё сознание. Асана позволяет:
- снять стресс;
- избавиться от бессонницы;
- зарядиться энергией;
- справиться с различным заболеваниями на нервной почве.
Поза Раненого Павлина
Асана Пунгу Маюрасана – это усложненный вариант базового упражнения Маюрасана, где требуется удержать верхнюю часть тела параллельно земли на выгнутых ладонях. В этом упражнении оказывается внушительная нагрузка на диафрагму. Нужно поддерживать равновесие и контролировать дыхание, а осложняется все тем, что стойка выполняется на одной руке.
Плюсы:
- выводятся токсины из организма;
- улучшается работа пищеварительной системы;
- очищается разум.
Хатха-Йога
Последнее десятилетие принесло настоящую революцию, когда речь идет о наших знаниях по истории асан. Много изменений в этом плане инициировал проект под названием Хатха-Йога Project (HYP), реализуемый через СОАС University of London. В команде, работающей над этим предприятием, есть известные индологи, санскритологи из Европы и Индии, некоторые из которых также практикуют йогу. В состав группы входят такие известные имена, как Джеймс Маллинсон, Марк Синглтон и Джейсон Берч. Цель HYP – максимально подробно изучить историю асан на основе имеющихся исходных материалов, включая тексты, которые до сих пор не переведены и практически неизвестны.
Особенно интригующим кажется то, что уже упомянутая Ha?h?bhy?sapaddhati содержит не только описания многих очень динамичных поз, но также перечислены асаны, сделанные с помощью канатов. Одной из целей работы HYP – разработка и перевод этого произведения на английский, так что уже скоро мы сможем подробно узнать, как практиковали йоги из XVIII века. Что интересно, в своей работе HYP использует помощь опытных, современных практиков йоги. Во время одного из семинаров в сентябре 2020 года участники проекта были перевели с санскрита описания асан, на основе которых член проекта и учитель Ashtangi Виньяса Йоги, Ruth Westoby, продемонстрировала, каким образом асаны можно выполнять. Благодаря этому эксперименту можно было увидеть элементы, напоминающие известные нам сегодня, иногда очень сложные асаны.
Ширша Падасана
Асана Ног у Головы помогает максимально развить гибкость позвоночника. В этом положении вес тела удерживается на предплечьях и руках, носки ног тянутся к голове, прогиб в спине нельзя изменить. Чтобы освоить эту технику, нужно чувствовать и понимать свое тело, дайте позвоночнику двигаться без вашего участия.
Регулярное выполнение упражнения благотворно влияет на работу мочеполовой системы, даже хронические формы заболеваний отступают в результате обогащения органов малого таза кислородом.
Йоганидрасана
Все сложные асаны в йоге начинаются с малого. Несложные на первый взгляд техники на деле могут оказаться невероятно сложными в плане исполнения. Поза Йогического сна есть нечто среднее между состоянием сна и бодрствования. Если выполнять такую практику постоянно и, что немаловажно, правильно, на организм оказывается колоссальное положительное воздействие.
Внешне асана выглядит сложно, но уже через несколько лет упорных занятий практик сможет без всякого труда выполнить эту технику. Принцип заключается в сведении стоп за затылком и прижатии поясницы к полу, руки сводятся за спиной. При выполнении позвоночник максимально вытягивается, что гарантировано избавит йогина от болей в спине. Почки, печень, мочевыводящие пути и ЖКТ восстанавливают свою работу.
Хатха-йога, тантра, “павлин”, “петух”
Наиболее известным текстом, в котором появляются подробные описания асан является «Хатха-йога-прадипика» 15 века. Именно там мы находим описание 15 асан. Среди них мы даже находим довольно сложные позиции, такие, как May?r?sana (положение павлина) и Kukku??sana (куккутасана – положение петуха). Из текста мы узнаем не только, как выполнить данную асану, но и какой благотворный эффект она оказывает на практикующего её.
Как отмечает Джеймс Маллинсон, «Хатха-йога-прадипика», однако, является сборкой предыдущих текстов. Появившаяся в X веке Vim?n?rcan?kalpa содержит очень близкое описание May?r?sany, которое воспроизводит потом Va?i??hasa?hit?, где, в свою очередь, находится первое известное нам описание куккутасаны.
Таким образом, можно сказать, что где-то между классическим периодом Патанджали и X веком происходит довольно существенное изменение понимания роли асаны и ее значения в йогической практике. Асаны как практика-тапас для успокоение тела и подготовки его к дыхательным практикам и медитации дополняются динамическими позициями, которые воздействуют не только на “дух”, но и на тело. Такое изменение приписывается влиянию Тантры.
Эта эзотерическая традиция была создана в начале нашей эры. В тантрических практиках ключевую роль играли разнообразные, часто очень сложные и окутанные тайной, ритуалы, а также мантры и мудры. Тантристы полагали, что в результате таких практик происходит трансформация материи, что создает возможность контакта с искрой божественности внутри практикующего. В зависимости от мировоззрения и религиозной принадлежности этот божественный элемент ассоциировался с Вишну, Шивой или Шакти. Этот тип мышления имел фундаментальное значение с точки зрения отношения тантристов к собственному телу. Тантрическая практика стала способом превращения материального тела в тело “нищеты”, поэтому она позволяла преодолеть разделение на материю и духовность, которое отражало отрицание важность физического тела аскетом в древности. Как выразился Георг Фойерштейн, целью тантристов было преобразование тела, “…созданного не из мышц, а из Света. Вместо того, чтобы признать тело за мешок мяса, обреченного на произвол болезней и смерти, тантристы смотрели на него как на место обитания высшего существа, как на машину, используемую для достижения духовного совершенства”.
Поэтому хатха-йога объединила несколько разных, предыдущих традиций. Традиция древних подвижников соединялась в ней с классической йогой Патанджали и элементами из Тантры. Роль асан больше не сводилась лишь к достижению власти над телом и стремлению освободиться из-под влияния материи, а принятие йогического положения было не просто введением в медитацию.
Асаны должны были пробудить дремлющую в теле энергию, благодаря которой достигалось его очищение и трансформация. Следовательно, важное значение придавалось состоянию, в котором тело находилось, его здоровью и силе. По словам Мирча Элиаде, в тантре и хатха-йоге “…тело перестает быть источником страданий и становится для человека самым надежным и проверенным инструментом, чтобы “победить смерть”. (…) А если освобождения можно достичь даже в этом воплощении, тело должно быть поддерживаемо так долго, как это возможно”.
Таким образом, практика асан постепенно получила новую роль. Если в теле совершалось это превращение материального в духовное, в достижение состояния освобождения, следовательно, определённое значение приобретала также физическая практика. Изменение подхода к телу и самой практике асан открывала йогу для новых групп людей. Йога переставала быть практикой только для “профессиональных” аскетов. Асаны можно практиковать, живя в обществе, а не за его пределами. Также не было необходимости застывать в одном положении в течение нескольких часов, и вы могли бы практиковать их в терапевтических целях, например.
В текстах, посвященных йоге, постепенно начинает появляться, таким образом, все больше асан и их точные описания. До сих пор считалось, что самые ранние упоминания о более динамичных позициях ограничивались несколькими десятками асан. Однако такое убеждение основывалось главным образом на знании трех текстов, переведенных относительно рано на западные языки. Были это упомянутая уже “Хатхапрадипика”, а также “Гхеранда-самхита” (XVIII в.), в которой мы найдем 32 асаны, и “Шива-самхита” (XV в.), которая перечисляет только 4 позиции. На этом основании некоторые исследователи сформулировали тезис, что известные нам сегодня динамические аспекты практики являются изобретением относительно недавнем и были созданы в начале XX века.
Благодаря новейшим исследованиям мы знаем, что довольно требовательные асаны, безусловно, практиковались в доколониальные времена. Упоминания о первых таких позициях появляются, например, уже в XI веке в работе Yogasas?stra Hemacandry, которая описывает, например, позиции под названием duryodhan?sana (тип стояния на голове). В частности, в период между XVII и XVIII веком появляются в текстах описания динамических асан, в том числе стоячие асаны, как часть практики Хатха-Йоги. Много новой информации принесли здесь особенно работы Джейсона Берча, который подробно проанализировал на тему динамических асан дюжину до сих пор неопубликованных текстов. По его словам, начиная с XVII века, в текстах, посвященных йоге, появляется все больше подробных описаний асан. Для примера Yogacint?ma?i указывает имя, или описывает 118 асан, Ha?haratn?val? говорит о 84 позициях, Siddh?ntamukt?val? – 96, а Ha?h?bhy?sapaddhati – 112. Количество описанных асан не только значительно росло, но они были все более сложными и динамичными.
Наши знания о практиках в Средние века асан также расширили работы Сета Пауэлла, который изучал каменные изваяния йогических асан в храмовом комплексе в Хампи (Карнатака). Здания в Хампи возвели во времена царства Виджаянагара (VIX-XVI в.) и благодаря надписям, выгравированным на каменных порталах, мы знаем точную дату их строительства. Это позволяет с большой вероятностью сделать вывод, что асаны, представленные в Хампи, известны и практикуются с начала XVI века. Среди этих асан часто находятся очень сложные и физически и технически асаны – например, Vira?cy?sa и Dvi-P?da ??r Masana. Изображенные в камне йогины держат в руках предмет, который выглядит как медитация m?l? (четки). Учитывая сложность асан, становится ясно, какой огромной силы и физической подготовки они требовали.
Титтибхасана
Поза светлячка по технике выполнения напоминает Йоганидрасану, однако от йогина требуется контролировать равновесие и иметь хорошую физическую подготовку. Существует несколько вариаций, можно опустить таз на коврик, держаться только на руках, лодыжки за затылком. Асана позволяет максимально растянуть позвоночник и вытянуть бедра. Регулярное выполнение обладает массой положительных изменений в организме:
- энергия циркулирует по телу правильно и гармонично;
- благотворное влияние на работу половых желез;
- повышается ясность разума;
- улучшается работа органов пищеварительной системы.
Древние мистики Индии и асаны йоги
Когда Александр Македонский дошел до Индии (IV в до н. э.), его внимание привлекла группа мужчин, которая исполняла странные позиции. Некоторые из них сидели без движения в середине дня на жарком солнце, другие стояли часами на одной ноге, подняв руки вверх. Из описаний, оставленных греками, следует, что они столкнулись с группой аскетов (munis), которые практиковали аскетические практики.
Позы тела, которые использовали аскеты, напоминают современные асаны. Они могли застыть на много часов, сидя со скрещенными ногами, медитируя (слово муни, вероятно, происходит от мауна, что означает “священную тишину” или “медитация”). Другие стояли на одной ноге, на голове или на руках. Другие могли висеть головой вниз, подвешенные на ветке дерева. Сходство этих позиций с современными асанами, однако, только поверхностно. Другими были не только цели, но время пребывания в асанах.
На протяжении многих веков “йогические” позиции не ассоциировались с очевидным в наши дни сопоставлением йоги и культа здоровья и молодости, которые несут с собой асаны. Напротив, человеческое тело ассоциировалось с чем-то отталкивающим, недостойным духа, а телесное существование отождествлялось со страданием, от которого нужно освободиться. Майтраяния-упанишада (Maitr?ya??ya Upani?ad, I-III в н. э.) говорит, что тело является лишь образовавшимся в результате полового акта сосудом из костей, кожи, сухожилий, наполненным кровью, мочой и калом, а также иллюзиями, страхом, похотью, гневом, завистью, голодом, жаждой и болезнями. Глядя на нашу жизнь с такой точки зрения, сохранение здоровья и молодости тела с помощью асан йоги не имеет смысла.
Такое мышление побудило отказаться от телесных удовольствий и следовать пути аскезы. Согласно традиции, она должна была гарантировать либо сверхъестественные силы (сиддхи), либо освобождение (мукти) от плоти.
По словам востоковеда Джеймса Маллинсона, в Индии считали, что пребывание в одном положении без движения в течение нескольких часов не создает кармических последствий и, следовательно, помогает в освобождении себя от цепи земных воплощений. Поэтому, когда Сиддхартха Гаутама Будда часами медитировал в позе лотоса, он не практиковал падмасану, но искал путь к освобождению себя от страданий. Когда король Бхагиртха стоял на одной ноге, с руками, поднятыми вверх, он не делал это для того, чтобы укрепить мышцы ног и улучшить баланс, а совершал потому, что это был род аскетической практики. Однако, когда какой-то Муни свисал головой вниз с ветви дерева (так называемая ваггули-вата, или поза летучей мыши, также называемое tapkar-?san), он делал это потому, что, согласно тогдашним убеждениям, такая позиция способствовала долголетию.
Таким образом, в древности подход к практикам и асанам был иным, чем в современное время. Суровая практика была выбором жизненного пути и требовала полной отдачи на всех уровнях – духовном, ментальном, эмоциональном и телесном. Была цель отречься от мира и всех его удовольствий. Это была жизнь в одиночестве или в группе единомышленников, подвижников. Кроме того, аскетические практики не должны были связываться вообще с практикой асан. Как отмечает Джейсон Берч, в некоторых ранних средневековых текстах (например, Amanaska или Laghuyogav?siha) не очень ценилась практика, основанная на физически затратных позициях, потому что она была связана с слишком большим усилием.
Телесные позиции подвижников оказали, однако, свое влияние на асаны в более позднем периоде. Когда много веков спустя под влиянием тантры изменился подход йоги для человеческого организма, и когда практика асан вышла за узкий круг подвижников, они могли стать источником вдохновения для тех телесных практик, которые мы знаем сегодня.
Аскетические традиции сохранились по сей день. В современной Индии вы постоянно видите странствующих садху, которые иногда практикуют элементы, напоминающие известные нам асаны. Но практикуют потому, что их цель – достижение стабильности ума, что должно облегчить медитацию.
Пинчи Маюрасана
Поза Павлина подразумевает подъем тела и удержание равновесия на ладонях с вытянутыми вверх ногами. Эта разновидность базовой позиции нередко сравнивают с павлином, начинающим брачный танец с распустившимся хвостом. Стандартный вариант относительно несложный и научиться его выполнять может каждый практик, вариация с опорой на локтях сложнее и даётся не сразу. Несмотря на сложность, данная асана считается у йогов упражнением для релаксации. Отличный вариант при варикозном расширении вен на ногах и недостаточной растяжке позвоночника.
Какие асаны описывал Патанджали?
Йога-сутры Патанджали стали для йоги одним из основных текстов, составляющих источник знаний о её теории и практике. Их текст часто цитируют и комментируют современные учителя йоги. Знание, которое мы можем получить из йога-сутр о самих асанах, однако, очень скупо. Мы узнаем из сутр, что асана должна быть устойчивой и удобной и что мы можем достичь именно такого результата через расслабление напряжения (prayatna?aithilya) или соединение с бесконечностью (anantasam?pattibhy?m) (JS 2:46-47). Такое описание практики асан, кажется, не очень полезно с точки зрения современного йога.
Если ослабление напряжения относительно легко понять, то концепция “воссоединения с бесконечностью” не является прямой инструкцией, которой учитель может поделиться с учениками во время занятий йогой. В конце средневековья, когда последователи Вишну начали отождествлять Патанджали с королем змей Анантой (“Ананта” означает буквально бесконечный), этой концепции стали придавать религиозное измерение. Однако трудно предположить, что, написав йога-сутры, Патанджали призывал к медитации над самим собой.
Также цель практики асан по Патанджали не совпадает с тем, что мы считаем сущность физической практики в настоящее время. Согласно йога-сутрам, принятие стабильной и удобной асаны заставляет йога оставаться непоколебимым для пар противоположностей (dvandva), таких как, например, горячее и холодное и т. д. (JS 2:48). Из дальнейших сутр видно также, что пребывание в асане является только вступлением к практике дыхательных упражнений (Pr???y?ma), которые, в свою очередь, должны привести нас к состоянию медитации.
Немного больше об асанах мы можем узнать из комментариев к йога-сутрам за авторством Вьясы. Именно там мы найдем перечисление названий двенадцати асан, которые рекомендуются для практики. Рядом с Padm?sany находятся такие позиции, как: V?r?sana, Bhadr?sana, Svastik?sana или Radd?sana. Стоит добавить, что представляя рекомендуемые асаны, используются слова “и т. д.”, что предполагает, что этот список не является полным. Общей чертой этих асан является то, что это позиции для сидения, которые принимаются, как правило, во время медитации. Во времена Патанджали это вполне согласуется с пониманием слово ?sana, которое происходит от санскритского ядра ?s, трактуемый, однако, больше, чем просто “сидеть” или “отдыхать”. Для автора Йога-Сутры практика асан была практикой для сидения. Это не значит, конечно, что Патанджали не знал о существовании положения стоя или лежа. В его время, однако, они, вероятно, назывались тапас и не служили для практики медитации.
Стоит также подчеркнуть, что асаны являются для Патанджали только одним из восьми элементов практики йоги. Автор йога-сутр рекомендует также придерживаться моральных принципов, регулирующих отношения с другими людьми и с самим собой (яма и нияма), практиковать дыхательные упражнения (пранаяма), уравновешивать чувства (пратьяхара), а также трехступенчатую медитацию (дхарана – фокусировка внимания, дхьяна – медитация и самадхи – состояние максимальной осознанности). Поэтому йога Патанджали требует полной отдачи со стороны практикующего. Ее цель состоит в том, чтобы полностью освободиться от отношений с материальным миром (кайвалия). Несмотря на то, что многие концепции йога-сутр проникли в современный язык йоги, а их текст не перестает вдохновлять, йога Патанджали была создана скорее для практикующих аскезы браминов и выходит далеко за рамки чисто физической практики, популярной сегодня на Западе.
Супта Курмасана
При выполнении этого упражнения человек действительно становится похожим на черепаху с панцирем. Выполняется поза несложно, для этого нужно сесть на пол и вытянуть вперёд нижние конечности, туловище наклоняется к носкам, руки перемещаются под бёдра и сводятся за поясницей.
Для опытных практиков это положение имеет глубокий смысл. Кроме явной физической силы, асана черепахи развивает концентрацию и позволяет отгородиться от внешнего мира. Йог может сконцентрироваться на своих мыслях и достичь чувства внутреннего баланса.
Нираламба Сарвангасана (второе положение)
В отличие от классической стойки, которая под силу и новичкам, второй более сложный вариант и подразумевает отрыв рук от тела и поднятие вверх. Опираться только на плечи, без помощи рук могут только опытные практики. Выполнение асаны сопровождается большой нагрузкой на позвоночник и вероятность получения травмы неподготовленным йогином весьма высока. При правильном действии регулярное использование этой позы в занятиях навсегда избавит от остеохондроза и болей в голове из-за нарушения кровообращения.
По утверждению продвинутых мастеров, успевших достичь больших высот в йоге, чтобы выполнить комплекс асан такого уровня, нужно заниматься ежедневно и не лениться. Только полная концентрация мыслей, упорство и желание помогут достичь положительных результатов.
Общие правила выполнения
До освоения каждой новой асаны рекомендуется ознакомиться с правилами ее выполнения. Не следует этим пренебрегать. Соблюдение определенной очередности при формировании позы приведет к оздоровлению внутренних органов без причинения им вреда.
Важно научиться не только напрягать тело, но и расслаблять его. Для этой цели можно изучить Шавасану – универсальную расслабляющую позу, которая делается в конце занятия в течение трех-десяти минут. Некоторые мастера советуют выполнять Шавасану после каждого упражнения.
Заниматься йогой лучше на удобном коврике. Для этих целей также можно использовать сложенное вдвойне тонкое одеяло или специальный мат. Главное, чтобы на подстилке было комфортно выполнять упражнения.
Важно! Не рекомендуется приступать к занятию сразу после употребления пищи. Хорошо подойдут утренние часы до завтрака или вечернее время до ужина. Минимальный интервал после приема пищи перед занятием должен составлять от полутора до трех часов.