Жизнь аристократов: интервью с графиней Мари де Тилли
Графиня Мари де Тилли, аристократка, дочь и внучка французских дипломатов, больше 10 лет преподает редкую науку – «Искусство жить, как французский аристократ» (от фр. ArtdeVivre), работая с такими брендами, как CHANEL, Sotheby’s, Lanc?me и дипломатическими кругами. Правила хорошего тона и нормы поведения в высшем обществе – в интервью Мари поделилась тем, в чем разбирается идеально.
Как готовить к светскому рауту? Может быть, есть какая стратегия – о чем стоит подумать в первую очередь?
Прежде всего, это, конечно, одежда: нужно тщательно продумывать, в чем именно вы отправитесь на вечеринку или ужин. Дресс-код сегодня очень важен. При этом, стоит помнить одно правило: если вы находитесь в числе гостей, ваш наряд должен быть более нарядным, нежели представителей принимающей стороны. Вы должны быть не просто «хорошо одеты», вы должны выделяться. Во Франции, например, считается, что приглашающий должен быть одет чуть скромнее, чтобы подчеркнуть красоту своих гостей, поэтому последний, приходя на мероприятие, призван нести элегантность и красоту. Женщинам также не стоит забывать про украшения, прическу, сумочку и обувь.
Насколько сильны в этом случае тренды: отсутствие вещей из последних коллекций может быть расценено, как старомодный вкус?
Не стоит вслепую следовать обложкам: тренды важны, но в образе должны быть не только трендовые вещи. Ведь, что такое, элегантность? Это умение сочетать. К примеру, жакет Herm?sсовсем не обязательно надевать с брюками Herm?s и добавлять к этому аксессуар этого же бренда – вы можете дополнить понравившийся брендовый жакет моделями более демократичных марок. Подчеркивайте свою индивидуальность: выбирайте лишь что-то из огромного количества трендов, и не бойтесь соединять вещи известных марок с чем-то более простым.
Знаете, в России для подчеркивания высокого статуса многим как раз-таки приходится выбирать total look из брендов. Как к этому относятся в Европе, в частности, во Франции?
Истинный шик – это не выставлять бренды напоказ, покрывая себя логотипами одной марки. Тех, кто носит исключительно Chanel, Dior или другие статусные бренды во Франции называют «нувориш» и не особенно любят. В то же время, ансамбль из Herm?s и, например, вещи марки Zara, будет оценен по достоинству. Замечательно, если у вас есть It-bag или It-jacket, но таких вещей должно быть не больше трех, максимум – две, в образе.
Верно ли, что существует несколько школ этикета?
Да, вы правы. Существует школа французского и британского этикета. Франция более богемная страна, где любят расслабленный образ жизни. Этикет здесь придумал Людовик XIV, чтобы контролировать очень богатый двор. В Англии действуют правила этикета, которые соблюдаются и в королевской семье, и в частных клубах. Считается, что эта школа более строгая. Во Франции нет королевского двора и королевского протокола. Скандинавские страны и Германия также близки к английскому этикету.
В чем особенности французской и британской школы этикета?
К примеру, по-разному сервируется стол. Во времена Людовик XIV королевская монограмма наносилась на столовые приборы с внешней стороны, поэтому согласно нормам французского этикета, вилка должна располагаться зубцами вниз, и ложка черпалом вниз. По правилам английского двора все происходит с точностью наоборот: королевскую монограмму или инициалы принято наносить на тыльную сторону приборов, поэтому при европейской и английской сервировке приборы перевернуты вверх: вилка зубцами вверх, и ложка – также черпалом вверх. Еще одна важная особенность: в Великобритании никогда не ставят локти на стол. Во Франции, чтобы подчеркнуть статус, хозяйке дома, замужней даме, разрешается поставить один или два локтя на стол во время разговора (так видно кольцо и украшения) – но только когда убрали приборы со стола.
Что нового появилась во французском этикете под влиянием современной жизни?
Действительно, кое-что меняется, ведь первой моделью, которая, собственно, и создала французский этикет, была Мария-Антуанетта. Сегодня этикет – это, прежде всего, сила, знания, которыми вы владеете. При этом вам совсем не обязательно соблюдать все правила, которые существуют на сегодняшний день: выберите что-то одно, что подходит к вашему характеру, подчеркивает вашу индивидуальность, и с уверенностью практикуйте это правило. Именно так я рекомендую поступать своим ученикам: брать что-то одно.
А какое правило французского этикета является вашим любимым?
Этикет для меня – это возможность быть естественной и развиваться. Я люблю соединять разные, порой противоположные вещи: этого правила я придерживаюсь не только при подборе гардероба, но и во всех остальных сферах моей жизни. Это так замечательно – быть открытой миру и черпать вдохновение из окружающего пространства.
Какие вещи являются для вас абсолютным табу – в темах, поведении?
Первое табу – это еда с открытым ртом, так, чтобы собеседник видел, что у вас во рту. Второе «нет», неприемлемое в поведении, заключается в манере говорить только о себе. Также я не поощряю ситуации, когда люди ведут себя неестественно, выставляя себя снобами. Эгоистичные люди, говорящие только о себе и думающие только о себе, – мне кажется, это ужасно. Будьте открыты!
Как лучше всего начать разговор, если вы не знаете человека, а рассказывать «историю своей жизни» некорректно?
Конечно, представиться вам все-таки необходимо! Далее, стоит больше спрашивать у собеседника, нежели рассказывать о себе, не поднимая вопросов о его статусе, работе и доходах. Найдите тему, которая была бы интересна вам обоим: увлечения, какие-то недавние важные события в мире, что-то, что каждый из вас узнал или чему научился.
В России, чтобы быть модным, нужно быть эпатажным, удивлять общественность – как к этому относятся в Европе?
Возможно, в России это и актуально… Но как долго продержится этот тренд? Пожалуй, только одного эпатажа сегодня уже недостаточно: гораздо важнее многогранность вашей личности, индивидуальность. Посмотрите на Джона Гальяно: старт был ярким и вызывающим, а каково завершение этого представления? Так что, эпатаж – это отнюдь не синоним успеха.
Согласитесь, этикет – это своего рода навык. Где найти практическую возможность реализации знаний, ведь далеко не все могут оказаться в аристократическом обществе?
На самом деле, вовсе не обязательно куда-то выезжать: практикуйте свои навыки в своей непосредственной деятельности. На любой деловой встрече вам необходимо демонстрировать хорошие манеры, соблюдать дресс-код, уметь представить себя, задавать вопросы и просто поддержать непринужденный разговор. Конечно, специальные курсы по этикету или поездка непосредственно в страну, где зародились светские правила, станут отличной практикой и приятным времяпрепровождением.
Великосветский прием с графом и графиней де Тилли
Уже второй раз графиня прибыла на торжество в Северную столицу в сопровождении своего супруга – графа Пьера Мари Рене Рекоп де Тилли-Блару, что является огромной честью для Австрийской Высшей Школы Этикета.
Прием в отеле Four Seasons Hotel Lion Palace, приуроченный к ее визиту, посетили представители деловой, политической и творческой элиты страны, в том числе известные киноактеры: Михаил Богдасаров, Марк Богатырев и Константин Рост. Гости вечера в вечерних туалетах подъезжали к красной ковровой дорожке на роскошных автомобилях марки Bentley, где их встречали репортеры и поклонники.
Вечер проходил в приятной светской атмосфере, созданной выступлениями известных артистов Мариинского театра, блеском бриллиантов и улыбок истинных леди и джентльменов. За бокалом шампанского Ferrari хозяйка вечера, графиня Мари де Тилли, успела пообщаться лично с каждым гостем.
Графиня была элегантна и ослепительна в вечернем платье Haute Couture by Humariff и бриллиантовом колье в 30 карат от старинного французского ювелирного дома Korloff Paris. Существует поверье, что это колье приносит удачу каждому из своих владельцев.
Главным событием приема стало награждение победительниц проекта «Кинопробы». Этот проект – инициатива Австрийской Высшей Школы Этикета; он был создан, чтобы подарить мечту девушкам, которые хотели бы сниматься в кино, но не имеют соответствующего образования.
В рамках проекта был воссоздан фрагмент из кинофильма «Принцесса Монако» – истории знаменитой актрисы Грейс Келли, которая, осознав важность этикета, элегантных манер и монаршего предназначения, смогла спасти не только свою семью, но и целую страну. Победительницей стала Виктория Газа, успешная бизнесвумен, работающая в сфере привлечения инвестиций в Россию и развивающая собственный бизнес. Ей удалось точно выполнить все указания режиссёра и по-настоящему перевоплотиться в хрупкую самоотверженную принцессу.
По сложившейся традиции, гости вечера сыграли в Королевское лото, где разыгрывались призы от партнёров Австрийской Высшей Школы Этикета. Греческая компания Togas, создающая текстиль haut couture, и компания Terra Rossi, которая уже в пятый раз занимается организацией приезда графа и графини, предоставили сертификаты на путешествие в Швейцарию и Грецию с проживанием в пятизвездочных отелях. Главным призом за победу в состязании стал сертификат от «Bentley Санкт-Петербург» – тест-драйв роскошного седана Bentley Flying Spur в течение одной недели, а также приглашение на уникальную выставку Bentley BrandExpo в Москве.
Завершающим акцентом вечера стало появление двухметрового торта. Для презентации этого чуда кулинарного искусства впервые были использованы технологии видеомэппинга. Торт мерцал и переливался, превращался в замок, покрывался карамелью и сверкал залпами салюта. Затем хозяйка вечера, графиня, под аплодисменты гостей разрезала торт.
Роскошная бальная зала была оформлена дизайнерскими цветочными композициями от друзей и партнеров Австрийской Высшей Школы Этикета – компании Loveanda_Flowers.
[править] Биография
Родилась между 1475-1495 годами (или в 1500 году) в Севилье в еврейской семье[3][4], её настоящим именем было Мириам Перес (Miriam P?rez), она была дочерью раввина-врача[5].
Согласно другой. более распространённой версии, врачом-раввином был её дед[6], сама она выросла в Толедо; её родители погибли во время погрома в Севилье, и после изгнания евреев из Испании в 1492 году в возрасте около 6 лет была усыновлена или похищена цыганами.
В 8 лет она умела читать на кастильском, иврите и латинском языках.
Уже в юности попала в тюрьму за убийство какого-то христианина (и/или за тайное исповедование еврейства), и приговорена к смерти.
Её брат Франсиско де Эстрада участвовал в экспедиции Христофора Колумба в качестве юнги; когда он вернулся в Новый Свет на постоянное жительство в 1509 году, Мария (амнистированная из тюрьмы как согласившаяся участвовать в колонизации «Индий»), прибыла с ним в Америку.
На пути в Санто-Доминго её судно (на котором её пытались изнасиловать, но она отбилась с помощью ножа) попало в кораблекрушение на острове Куба, попала в плен к индейцам, среди которых провела какое-то время.
В 1513 году Мария была освобождена благодаря вторжению конкистадоров на остров. Вскоре после этого, она вышла замуж за одного из испанских колонистов, Педро Санчеса Фарфана, друга Эрнана Кортеса.
В 1519 году её муж вместе с Кортесом начинает завоевание Мексики; возможно уже тогда Мария приняла участие в походе (и участвовала в битве при Табаско), по другой версии, она вступила в войско Кортеса вместе с братом Франциско в 1520 году.
В июне 1520 года она была единственной испанской женщиной в войске Кортеса при вхождении в столицу ацтеков Теночтитлан (вопреки приказу Кортеса, который не желал брать женщин в этот поход). Тогда Марии пришлось вступить в битву в качестве солдата, сначала во время нападения на испанцев в храме ацтеков, а затем во время битвы «Ночь печали» (30 июня — 1 июля 1520 года), когда испанцам пришлось с боями отходить из Теночтитлана. Уже в этом бою Мария показала себя храбрым воином: летописец Диего Муньос Камарго о, прокладывающий путь вперёд в бою, и называет её термином «родельерос», то есть фехтовальщица: не смотря на юный возраст (около 20-30 лет) отличилась превосходным владением шпагой. Она воевала решительно и энергично. Летописец Сервантес де Салазар писал, что индейцев очень поразило, что испанские женщины умеют сражаться.
Историк Диего Муньос Камарго сообщает, что в битве при T?tela «храбро показала себя леди по имени Мария де Эстрада», отмечая как она искусно поражала врагов мечом или пикой, прекрасно владела щитом, «храбро сражаясь с такой яростью и мужеством, что превосходила и мужчин»[7].
Ярость, о которой историк пишет, или жестокость по отношению к индейцам были наверное вынуждены и необходимы (с точки зрения испанцев), так как небольшой горстке конкистадоров противостояли сотни тысяч, даже миллионы индейцев; хотя, такие люди, как Мария имели умственное превосходство над противником, им, однако, требовалась проявлять определённую жестокость, чтобы сломить волю и подчинить численно превосходящего врага (индейцы того времени также жестоко обращались с пленными врагами). С другой стороны, ввиду языкового барьера насилие было единственным способом подчинения. Военное право того времени предполагало право на казни и пытки.
7 июля 1520 года Мария участвовала в битве при Отумбе, в которой также храбро сражалась в качестве всадника с копьём.
Доминиканский историк Диего Дуран утверждает, что она впоследствии возглавила силы конкистадоров в районе вулкана Попокатепетль, где разбила армию племени нахуа.
Она также участвовала в окончательном завоевании и уничтожении Теночтитлана 13 августа 1521 года. Неизвестно, двигало ли Марией жажда золота, как многих испанцев, или религиозное чувство — желание уничтожить языческие храмы и культы, но так или иначе город был почти вырезан и уничтожен, храмы разрушены и ограблены. Доблесть доньи Марии внесла свою лепту в эту победу Кортеса.
За труды, Мария и её муж получили в области современного мексиканского города Тетела-дель-Волькана от Картеса земельный надел и «энкомьенду», то есть зависимое коренное население, которое платило Марии и её мужу налог и выполняло физическую работу. По другой версии, Кортес наградил её «городами» Хюяапан, Непупуалько и Тетела-дель-Вулкан.
В 1530 году Мария овдовела, и вела собственное управление имуществом.
Затем она вышла замуж за другого еврея Алонсо Мартина Кливера, настоящее имя которого было Алон.
Стало одной из основательниц города Пуэбла, где будто бы до сих пор помнят легенду, что Мария и её муж никогда не оставляли иудаизм, который исповедовали в тайне.
Умерла около 1540 года в возрасте 40 лет от холеры.
С этой Марией не следует путать другую еврейку, Марину из семьи де ла Кабаллерия, которая была женой Алонсо де Эстрада, губернатора Новой Испании.