Рекомендации родителям «Как повысить самооценку ребенку?»


Самокритичность играет основополагающую роль в формировании личности и комфортном существовании в социуме. Психологи придерживаются единодушного мнения, что это одна из главных причин успешности человека, реализации в личной жизни, карьере. Восприятие собственного «я» закладывается в детстве, за него ответственны родители. В сегодняшнем материале мы расскажем о том, почему важно сформировать у ребенка здоровую, положительную самооценку, и что делать, когда с ней возникают проблемы.

Что такое самовосприятие?

В разных источниках понятию дается множество определений. В результате обобщения можно сказать, что самооценка – способность индивида делать анализ внешних и скрытых качеств, черт характера, «внутреннего стержня», роли в обществе, контакта с окружающими.Специалисты связывают понятие с отношением личных целей и стремлений к реальным возможностям. Уровень самовосприятия является регулятором поведения индивида. От него зависят связи с окружением (друзьями, коллегами), комфорт нахождения в социуме, способность влиться в социальные институты.

Функции самооценки

Ученые выделяют 11 основных задач самовосприятия:

  • регуляторная – отвечает за выбор решений;
  • защитная – обеспечивает независимость индивида;
  • развивающая – стимулирует к самопознанию, совершенствованию;
  • отражающая – сигнализирует об отношении людей к собственному «я», поступками, мотивам действий;
  • эмоциональная – заставляет чувствовать удовлетворение от жизни;
  • адаптационная – помогает подстроиться под правила социума;
  • прогностическая – управляет деятельностью индивида ;
  • контролирующая – управляет поступками;
  • ретроспективная — отвечает за способность человека оценить результат действий;
  • побуждающая – мотивирует к действию;
  • терминальная – позволяет прекратить деятельность при появление ощущения недовольства собой.

Как поднять самооценку ребенку и подростку?

Виды и уровни самовосприятия

В научной литературе и быту выделяют 3 разновидности самооценки.

  • Адекватная – самый нераспространенный. Обладатели трезвых суждений не отрицают собственные недостатки, но знают о сильных сторонах, умеют их развивать, совершенствовать, не стесняются хвалить себя за достижения, записывают их «в актив».
  • Искаженная – результат комплексов. Люди с такой самокритичностью неуверенные, постоянно пытаются показать себя с лучшей стороны, или, наоборот, кичатся недостатками.
  • Смешанная – комбинация предыдущих 2-х видов. В определенный момент жизни человек адекватно оценивает поступки, в другой – переоценивает или недооценивает возможности.

По уровням самокритичность делят на 3 типа.

  • Низкий –самый ненавистный, над которым работают с психологами. В этом случае человек закомплексован, скован в действиях и суждениях. Уровень тревожности повышен.
  • Нормальный –оптимальный. Показывает, что у личности нет серьезных проблем. Такие индивиды имеют способность к трезвому самоанализу.
  • Завышенный – присущ людям, акцентирующим внимание на собственных достоинствах. Склонны к игнорированию критики и переоценке возможностей.

Что делать родителям?

Будьте достойным примером

В большинстве случаев яблоко от яблоньки недалеко падает: подростки ориентируются на родителей как на образец для подражания и заканчивают тем, что становятся во многом похожими на мать и отца.

Так, предпочтения, связанные с употреблением алкоголя, формируются у молодых людей под влиянием того, что они наблюдают дома, и это влияние куда сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Уровень образования большинства молодых людей соответствует уровню образования родителей, и их политические взгляды, как правило, схожи с родительскими.

Мы склонны недооценивать силу собственного влияния на подростков. То, что мы делаем, как мы поступаем, имеет не меньшее значение, чем наши слова. Если вы говорите дочери, что нельзя много времени проводить за компьютером, а сами не отрываетесь от своего iPad, то ваши слова — просто пустой звук.

Попробуйте как можно точнее совмещать слова с делом, чтобы ваши наставления не противоречили поведению, которое вы демонстрируете подростку.

Хвалите

Все люди ищут принятия, все мы желаем нравиться другим. Это основа нашей природы, ведь мы — стадные животные, и больше всего нам хочется быть частью социальной общности.

Когда родители, учителя и прочие взрослые замечают достижения и способности подростка, выражают ему свое одобрение, возникают моменты маленького и большого триумфа: «Я могу!», «Я им нравлюсь!». Подобные переживания пробуждают решимость и веру в свои возможности, укрепляют самооценку.

За что хвалить? Например, когда ребенок:

  • сделал что-то, требующее усилий;
  • выполнил какую-то работу;
  • проявил качество, которое мы ценим;
  • сделал то, о чем мы просили;
  • справился с чем-то;
  • был приветлив и отзывчив;
  • проявил мужество.

А также во множестве других ситуаций.

Когда вы хвалите подростка, то говорите ему сразу о многом. Во-первых, похвала, разумеется, закрепляет умение или черту, о которой идет речь: «Ты так хорошо сделал домашнее задание». Во-вторых, похвала воздействует и на более глубоком уровне. Подросток, которого хвалят, чувствует, что его принимают, что родители хотят видеть в нем хорошее («Они видят, что я действительно стараюсь»). Поэтому похвала расширяет возможности эффективного общения с подростком, в то время как ругань их ограничивает.

Работайте над собой

Подростки (как и маленькие дети) могут ненароком затронуть в нас некие струны — и тогда мы начинаем действовать автоматически, что далеко не всегда рационально. Мы уже говорили об ощущении бессилия, которое легко возникает, когда подросток поступает не так, как мы хотим. Однако не только это активирует в родителях «тревожную кнопку». Вот некоторые примеры из жизни.

  • Мать стала утрачивать уверенность в себе, когда обнаружила, что мужчины больше заглядываются на ее повзрослевшую шестнадцатилетнюю дочь. Она начала конкурировать с ней в выражении сексуальности. Девушка заметила поведение матери и сочла его отвратительным.
  • Отца выбило из колеи то, что четырнадцатилетний сын обвел его в футболе. Он стал держаться отстраненно и холодно. Юноша ощутил какое-то странное чувство стыда и толком не понимал, как ему себя вести.
  • Отец пришел в ярость, когда дети продемонстрировали признаки нерешительности и трусости. Дети испугались и стали вести себя еще трусливее.

Рекомендуем ознакомиться: Как повысить самооценку и уверенность в себе женщине
Такие нерациональные реакции взрослых всегда на чем-то основаны, всегда есть какая-то предыстория. Порой бывает нелишним разобраться с этим: проговорив причину, запускающую в нас тревогу, мы можем ее унять. Что и случилось с отцом из последнего примера.

Семья была направлена на консультацию к психологу, поскольку в школе, где учился старший сын (пятнадцати лет), начали замечать его усиливающуюся подавленность. Кратко обсудив сложившуюся ситуацию, психолог спросил отца о его собственном детстве: «Случалось ли вам самому бояться? Бывало ли так, что вы трусили?». Отец задумался и ответил: «Да, я много чего боялся, когда был совсем маленьким. Пауков, например». — «Как на это реагировали ваши родители?» — спросил психолог. По лицу отца пробежала тень. Было видно, что он взволнован. «Я вдруг вспомнил, как отец выходил из себя и злился, когда я был ребенком, и как мне тогда было страшно. Я вдруг понял, каково приходится моему сыну», — сказал отец дрожащим голосом.

Для отца беседа с психологом стала важным поворотным моментом. Внезапное открытие заставило его кардинально изменить свое поведение по отношению к сыну. Он больше не позволял себе вспышек гнева и просил прощения, если все же срывался.

У всех родителей есть свои болевые точки. Ваша задача состоит в том, чтобы понять, что провоцирует вас, выбивает из колеи и заставляет потерять голову. Самоощущение и самооценка вашего ребенка выиграют, когда вы возьмете на себя ответственность за свои реакции. Особенно если эти реакции разрушают контакт между вами и ребенком.

Как формируется оценка собственного «я»?

Когда у младенца появляется способность к сравнению, в системе его внутреннего мира появляется возможность оценочного контроля информации, поступающей извне. С возрастом он становится восприимчивее к критике. Выделяют несколько этапов в жизни, связанных со становлениемсамооценки.

Младенчество

Представьте: малыш встает на ноги, активно знакомится с окружающим миром. В этот момент у него появляется возможность пробовать предметы, объекты «на вкус», развивается мелкая моторика, тяга к тактильным ощущениям. В процессе познания он может что-то сломать. Важно не ругать ребенка за мелкие провинности.Пока он не осознает причинно-следственной связи. Но подсознательно на уровне коры мозга информация о том, что он поступил плохо, неправильно, фиксируется.

«Детсадовский» возраст

Первое погружение ребенка в социум никогда не проходит безболезненно. Скорость развития детей разная. Некоторые попадают в сад достаточно самостоятельными, умеющими одеться. Другие не умеют правильно держать ложку. Невозможно избежать сравнений со сверстниками и оценок навыков взрослыми. В это время родителям и воспитателям следует быть особенновнимательнымик высказываниям, фразам, к сравнениям не в пользу своего чада. У ребенка не должно формироваться ощущения, что он должен заслужить похвалу, любовь родственников. В этом возрасте при огрехах в воспитании у детей часто складывается впечатление, что они участвуют в соревнованиях «кто лучше делает что-то, того и любят больше».

Начальная школа

С походом в первый класс начинается новая, взрослая жизнь. Ребенок получает некую самостоятельность, становится более ответственным (выучить уроки, дойти до дома из школы, разогреть обед). Он проводит в кругу друзей значительное количество времени, непременно сопоставляет модель поведения в своей семье с семьей приятелей. В процессе учебы обращает внимание на способности к усвоению знаний сверстниками, сравнивает их отметки со своими. Если в этот момент родители и учителя используют в качестве воспитательных мер соотнесения не в пользу своего чада, это надолго застревает в психике, во взрослом возрасте приводит к необходимости в визитах к психологу.

Переходный период

Самый сложный возраст в развитии личности. Одной ногой человек находится в детстве, но уже стремиться к самостоятельности, хотя отказывается нести полную ответственность за поступки. Вследствие гормональной перестройки организма восприимчив к критике, сравнениям. Остро реагирует на ситуации, когда ему кажется, что в чем-то он хуже друзей, часто обвиняет в этом родителей. Если родственники не умеют найти подход к подростку, возникают конфликты, ссоры, в результате которых неизбежны сопоставления в пользу более успешных детей: «У соседки дочь учится на пятерки и ходит в секции, а ты постоянно гуляешь» и т. п. Это губит самооценку,ведет к конфликту «я» подростка и окружающего мира, он не может определиться с местом в социуме, поставить верные цели.

Как поднять самооценку ребенку и подростку?

Из чего состоит самооценка

Формула ее проста:

Самооценка = уровень способностей : уровень притязаний.

Вспоминаем школьную математику и понимаем, что если в числителе (это у нас уровень способностей) число меньше, чем в знаменателе (там у нас с вами уровень притязаний), то результат будет всегда меньше единицы, т. е., самооценка будет низкой.

Если у человека низкая самооценка, то, скорее всего, у него заоблачные притязания. Когда мы говорим о детской самооценке, то притязания – это те требования, которые ему предъявляются в семье.

Причина завышенных ожиданий от ребенка одна – ребенка не принимают таким, какой он есть, а ориентируют на то, что, чтобы заслужить любовь и одобрение, ему нужно быть кем-то другим.

Выражаться это может в разном родительском поведении:

  • это может быть сравнение с другими детьми
  • сравнение с какими-то недостижимыми образцами для подражания
  • критика
  • игнорирование чувств ребенка и особенностей его характера
  • недостаточное внимание к мнению ребенка
  • неуважительная или конфликтная атмосфера в семье
  • регулярные наказания без достаточного количества похвалы и эмоциональной поддержки.

Бывает, конечно, и другой вариант низкой самооценки – когда страдают способности, вернее, никто не озабочен, чтобы их у ребенка развивать. В этом случае ребенок, подрастая, начинает понимать, что способности сверстников гораздо выше его, он везде и во всем проигрывает (происходит некая проверка реальности), и тогда у него, естественно, снижается самооценка.

Если родитель, прочитав несколько книг и статей, начинает замечать, что у его сына или дочери заниженное восприятие себя, то первое, что он делает – принимается хвалить своего ребенка вдоль и поперек. Как правило, толк из этого небольшой.

Что же делать и с чего начать?

Как понять, что ребенок не уверен в себе?

Ознакомьтесь с основными признаками, указывающими, что дите имеет проблемы с оценкой собственной личности. Ответьте на следующие вопросы.

  • Охотно ребенок контактирует со сверстниками?
  • Вы наблюдали у него панические атаки?
  • Он остро реагирует на критику окружающих?
  • Охотно тянется к новым знаниям?
  • У него есть кумир, пример для подражания?
  • Способен объяснить свой триумф способностями, а не везением?
  • Участвует в школьной/детсадовской активности?
  • Часто проводит досуг один?
  • Уходит от разговора о неудачах, проблемах?

Если вы ответили положительно более, чем на 2 вопроса, есть повод задуматься о трудностях с самокритичностью у чада.

Как помочь ребенку поверить в себя?

Не критикуйте внешность

В любом возрасте старайтесь донести до ребенка мысль, что он прекрасен в своей индивидуальности. Объясните ему, что информация, идущая из СМИ, не соответствует действительности. Модные журналы и телевидение несут в массы мысль, что тело и внешность должны быть идеальными: кожа здоровая, гладкая, тело – мускулистое, без лишнего грамма жира. Донесите, что получить совершенное тело – не главное. Если у чада наблюдаются серьезные проблемы с весом, угревой сыпью, помогайте их решать. Мотивируйте к спорту, сводите к дерматологу, купите подходящую косметику.

Уважайте мнение

Не принижайте суждения ребенка лишь потому, что он младше. Не отвечайте на острые вопросы шаблонной фразой: «Подрастешь – узнаешь». Она ранит самолюбие. Разговаривайте на равных, ведите диалог, как со взрослым. Не перебарщивайте с «сюсюканием» даже в детсадовском возрасте. Всегда просите чадо аргументировать высказывания, так вы разовьете в нем способность трезво мыслить, оценивать размышлениякритически.

Хвалите

Если ребенок добивается успехов в определенной области, будьте щедрыми на похвалу. Стимулируйте к свершениям не критикой, а выделением выгодных качеств. Если у ребенка не получается что-то, акцентируйте внимание на иных сильных сторонах. Важно придерживаться золотой середины, не перехвалить чадо. Завышенное мнение о собственных способностях может сыграть в будущем с ним злую шутку. Важно научить чадо правильно реагировать на комплименты. Объясните, что на похвалу отвечают вежливым «спасибо», не отрицают добрые слова.

Следите за внешним видом

Современные дети жестоки. Из-за особенностей внешнего вида часто случаются издевки и травля. Дите замыкается в себе, не хочет выходить на улицу, встречаться с друзьями, стесняется своего статуса, родителей, чувствует вину. Контролируйте чистоту одежды ребенка, гигиену. Помогайте формировать стиль, но объясняйте, что дороговизна гардероба не влияет на личные качества, популярность. Главное – внутренний мир, разносторонняя развитость.

Не критикуйте

Никогда, начиная с глубокого детства, не сравнивайте чадо с другими детьми, особенно если оценка не в его пользу. В вашем лексиконе не должно быть фраз: «Посмотри на Мишу, он молодец, а ты…» или «Катя все успевает, а ты только развлекаешься». Из подобных сравнений дети делают неверные выводы. Они формируют представление, что им постоянно нужно стремиться заслужить похвалу, положительную отметку, любовь. В будущем они перенесут это в собственную семью и карьеру. Нередки случаи, когда такие меры воспитания в детстве были причинами выгорания на работе, чрезмерной ревности партнера, депрессии.

Расскажите о важности слова «нет»

Закрепить положение в обществе поможет знание о том, как правильно, вежливо отказывать людям. Безотказные «мямли», которых воспитали в детстве по принципу «всегда помогай ближнему», живут не для себя, а ради других. Они обесценивают свои потребности, стремления. Не могут добиться самореализации, поскольку находятся на позиции вечно уступающих.

Научите помогать окружающим

Отлично поднимает самооценку участие в волонтерских проектах. Предложите ребенку вместе поучаствовать в благотворительной акции. Он должен почувствовать свою значимость, важность, способность взять на себя ответственность, выполнить работу. Этот приме не только повышает чувство удовлетворенности деятельностью, но и раскрывает потенциал.

Используйте приемы аутотренинга

Вовлеките чадо в процесс самосовершенствования. Пусть он сам придумает мотивацию. Нарисует побуждающий к действию плакат, украсит комнату приободряющей надписью. Хвалебный текст, постоянно находящийся перед глазами, придает силы, мотивирует на достижение успеха, помогает преодолеть комплексы. Если у ребенка проблемы с восприятием внешности, уговорите его сделать красивую фотографию у профессионального фотографа, распечатайте ее на фотобумаге и повесьте на видное место. Пусть ребенок ежедневно видит, как он красив.

Поощряйте общение

Неуверенный в себе подросток должен как можно чаще общаться со сверстниками в реальности. Одобряйте походы в кино с друзьями, вечеринки, активности. Поощряйте, когда он зовет в гости друзей. Ребенку необходим контакт с теми, кто его ценит и принимает таким, какой он есть.

Ребенок, умеющий трезво оценивать свои качества, знает о слабостях и сильных сторонах, вырастет уверенным в себе, добьется успехов в любой области. Мы надеемся, что наша статья помогла вам понять, в каком ключе развивать самовосприятие чада с младенчества и как дать подростку необходимую поддержку.

Как повысить самооценку ребенку

Формирование самооценки начинается задолго до подросткового возраста, однако с 10–11 лет происходит активное становление личности: у ребенка появляется интерес к самому себе, своим возможностям, способностям, умениям. В этом возрасте очень полезно начинать работу над самооценкой.

Поднять самооценку и помочь ребенку стать уверенным в себе помогут практические советы родителям.

  1. Любите малыша и принимайте его таким, какой он есть. Выражайте свою любовь вербально и невербально: говорите теплые слова, обнимайте, целуйте. Делайте это просто так, без всяких причин.
  2. Хвалите его за конкретные действия, например за то, что убрал в комнате, самостоятельно собрал портфель и пр. Не бойтесь перехвалить.
  3. Когда вы ругаете малыша, ругайте его за конкретные поступки, а не просто так. Он должен понимать, что ваше недовольство направлено на его действия, а не на личность.
  4. Любая критика должна быть конструктивной. Никогда не унижайте малыша, не называйте его глупым, тупым, никчемным. Этим вы только внушите ему, что он ни на что не способен. Лучше подумайте вместе над совершенной им ошибкой и помогите найти способ исправить ее.
  5. Поддерживайте ребенка в его начинаниях, хвалите за успехи, подбадривайте, если он чего-то боится. Это добавит ему уверенности.
  6. Акцентируйте внимание на сильных сторонах личности сына или дочери, а не на недостатках. Помогайте раскрывать таланты, не ругайте за ошибки и промахи. Важно научить ребенка адекватно оценивать свои силы и возможности в той или иной сфере жизни. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе и придаст сил двигаться вперед.
  7. Поощряйте малыша в достижении успеха, мотивируйте его на новые достижения, поддерживайте его уверенность в своих силах. Научите его достойно проигрывать и не воспринимать проигрыш как трагедию.
  8. Развивайте у ребенка новые способности и навыки, которые помогут ему достичь новых высот. Это могут быть даже мелочи, например научиться выращивать цветы в горшках или ухаживать за домашним животным. Чем большего он сможет достичь, тем выше начнет сам себя оценивать.
  9. Прививайте сыну или дочери ответственность. Для этого давайте возможность выбирать, как поступать в тех или иных ситуациях и самостоятельно отвечать за свой выбор. Начать можно с малого, например предложить малышу самому выбирать одежду для прогулки или игрушки, которые он хочет взять с собой в детский сад. Научившись самостоятельно принимать решения в мелочах, он сможет делать более сложный выбор.
  10. Не решайте за ребенка проблемы, которые он может решить сам. Найдя выход самостоятельно, он почувствует гордость за себя и обретет уверенность в своих силах.
  11. Учите сына или дочь заботится о себе, ценить свое физическое и психическое здоровье, выстраивать личные границы, преодолевать застенчивость в отношениях с другими людьми.
  12. Поощряйте любознательность малыша, пусть он пробует себя в разных видах деятельности – спорте, искусстве. Это поможет ему получить разнообразные знания и умения и понять, чего он хочет на самом деле.
  13. Время от времени просите у ребенка совета, как у равного или старшего. Дайте ему почувствовать себя значимым и нужным.

Работа над самооценкой ребенка может оказаться непростым делом, однако она стоит того, чтобы ей заниматься. Адекватное восприятие самого себя, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности и не давать себя в обиду – важные качества, которые помогут человеку лучше устроиться в жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: