Почему ребенок вдруг стал бояться оставаться один
Детские фобии – распространенное явление. Предпосылкой является несформированная психика. Именно поэтому детские страхи не являются патологией. Это возрастная особенность, которую необходимо учитывать и контролировать. Что делать если ребенок боится оставаться один дома или в комнате? Ответ на этот вопрос мы подробнее разберем в этой статье.
Разберем основные причины появления страха:
- Страшные истории, сказки, мультипликационные фильмы, персонажами которых часто пугают детей взрослые. Например, уговаривая ребенка съесть очередную порцию каши, родители пугают его бабой Ягой или Кащеем бессмертным.
- Детки с повышенным порогом эмпатии и чувствительности, испытывая особенную привязанность к родителям, могут бояться остаться без их.
- Фобия может выступать как последствие стресса, перенесенного в школе, во дворе или детском саду.
- Навязчивая боязнь смерти или темноты зачастую формируется под острым впечатлением от увиденного по телевизору страшного эпизода, пережитой в реальной жизни чрезвычайной ситуации.
- Страшные сновидения становятся частой причиной формирования устойчивого испуга.
- Патология центральной нервной системы.
- Физическое и психологическое насилие, травмы, перенесенные детками.
Страх – естественная защитная реакция организма на опасность. Для сохранения психического здоровья ребенка родителям необходимо сократить объем просматриваемых телепередач и ограничить время, проводимое в сети Интернет.
Когда слишком рано для свободы
Формальными признаками психологического неблагополучия ребенка является появление страхов и растерянности, при этом у него падает инициатива. Это происходит, когда оказывается, что ему слишком рано предоставлять свободу, его психика еще не созрела. Ребенок начинает жаться к маме: «Я туда не пойду, я туда не хочу!».
Надо дать ребенку время, советует Руфина Кашапова, чтобы он привык к свободе, чтобы у него был благополучный телесный опыт освоения нового пространства рядом с родителем. Желательно, чтобы мама была возле, но не контролировала. Когда такой опыт благополучного освоения мира имеется, можно все дальше и дальше отступать за спину ребенка. Он должен чувствовать, что родители есть, но не препятствует свободному движению вперед.
С психологической точки зрения, ребенок готов оставаться один к 6 годам. Попробуйте сначала оставить его на полчаса, может быть, даже на 15 минут, отойдя в магазин за хлебом. Затем можно постоянно увеличивать этот период, а потом обсуждать с ребенком, каково ему было, когда мамы не было рядом. Это проговаривание необходимо, ведь мама только так может получить представление о том, каково было ребенку, а сам он может и не сказать этого вслух. Не потому, что это тайна, а потому, что ему не пришло в голову, он уже отвлекся на что-то другое.
Второй важный момент проговаривания — ребенок размещает свое беспокойство, отдает его маме. Причем мама в любом случае должна предоставить поддержку: «Ты молодец, справился» — даже если ребенок был зажат от ужаса, сидел в углу, — он молодец. «Тебе было немного страшно, но посмотри, — говорите вы ребенку, — ты в порядке, жив и здоров, дом цел, значит, ты справился».
Кроме того, родитель должен адаптировать ребенка к разным бытовым вещам. Надо дать ему возможность постепенно осваивать бытовые приборы. У каждого ребенка это получается в свое время: у кого-то с 2-х, у кого-то с 4-х лет.
Подведем итог: родителю нужно не бояться давать ребенку осваивать бытовое пространство и постепенно увеличивать время его свободы. При этом у ребенка всегда должно быть ощущение того, что родитель у него «за спиной», защищает.
Возрастные особенности страха у детей, которые остались одни в комнате или дома
Каждому детскому возрасту свойственен страх остаться в одиночестве. Рассмотрим подробно каждый из них.
Детки в 5 лет
В 5 лет ребенок уже задумывается о смерти. Малыш, оставаясь один, понимает, что в любую минуту любимые люди могут навсегда покинуть этот мир. Большинство фобий, присущих деткам в этом возрасте, основаны на боязни смерти. Естественной частью взросления является боязнь остаться в комнате или доме одному. Ведь в это время с родителями может приключиться необратимое.
Зачастую психодиагностика не выявляет никаких патологий. Специалисты в области возрастной психологии рекомендуют мамам и папам проводить как можно больше времени со своими детками, уделять внимание задушевным беседам.
Дети в 6 лет
Боязнь смерти может со временем трансформироваться в боязнь природных стихий, катаклизмов, войны. В 6 лет дети особенно восприимчивы к глобальным потрясениям, которые круглосуточно транслируют средства массовой информации. Стресс, пережитый от увиденного по телевизору страшного эпизода, может стать причиной страха, когда малыша оставили одного в комнате.
Под впечатлением от увиденного, малыш рисует в своем воображении драматические картинки, которые пугают его еще больше. Дети в шестилетнем возрасте очень открыты и буквально впитывают всю информацию, поступающую извне. Например, узнав о вреде некоторых продуктов питания, малыш отказывается есть и ходить в туалет. Родителям стоит контролировать и строго пресекать источники негатива, которые могут уязвить неокрепшую психику, стараться не оставлять малышей одних в комнате, где включен телевизор.
Детки в 7 лет
В 7 лет ребенок часто задается вопросом о своем будущем. Его волнует собственная внешность, как он выглядит в глазах ровесников. В этом возрасте, с походом в школу, он вступает в новый жизненный период. Стресс зачастую бывает связан с новым окружением, расписанием дня, повышенной физической и психоэмоциональной нагрузкой.
Например, многие первоклассники боятся опоздать на урок, сталкиваются с непростыми взаимоотношениями в новом коллективе, насмешками одноклассников, изоляцией. Неразрешимое внутреннее беспокойство трансформируется в навязчивый страх остаться дома одному.
В семь лет ребенок озадачен настоящим и испытывает испуг перед будущим. Важно установить благоприятную домашнюю атмосферу. Наблюдая счастливых, спокойных, удовлетворенных жизнью родителей, малыш находит разрешение внутреннего конфликта и постепенно успокаивается.
Ребенку 8 лет
В процессе взросления уходят старые страхи, уступая место новым фобиям. Например, в восемь лет деток часто беспокоит положительная реакция взрослых на свое поведение.
Период начальной школы связан с беспокойством получить низкую оценку, замечание со стороны преподавателя, вовремя успеть к уроку. Напряженный график и новые обязательства становятся настоящим испытанием для психики школьника. Под влиянием психоэмоционального напряжения зачастую формируется страх остаться дома или в квартире одному.
Дети в 10 лет
Трансформация личности, протекающая в подростковом возрасте зачастую является предпосылкой для формирования тревожности. Уже в десять лет мальчик или девочка могут задаваться вопросом «кто я». Отсюда появляется страх быть не собой.
Активная гормональная перестройка организма сопровождается бурными эмоциональными реакциями. «Я странный, не такой, как все», «со мной что-то не так» — порой подобные утверждения прочно входят в повседневную реальность и существенно осложняют жизнь десятилетнего ребенка.
Один дома – родителей под суд?
Ситуация: «29-летняя жительница Новосибирска пойдёт под суд за причинение смерти по неосторожности: она вышла в магазин и оставила трёх маленьких детей дома, самый младший выпал из окна. Обвинительное заключение утвердил зампрокурора Дзержинского района Александр Губер.
Происшествие случилось 28 августа в 17-этажном доме на улице Лежена. «По версии следствия, обвиняемая вышла из своей квартиры на 10-м этаже, чтобы пойти в магазин. Она оставила в квартире троих малолетних детей: девяти, четырёх и трёх лет. Оставшись без присмотра, младший из детей подошёл к окну, самостоятельно залез на него по радиатору отопления, открыл створку пластикового окна, а потом выпал на улицу», — сообщили в прокуратуре Новосибирской области.
Ранее следователи говорили, что ребёнок ходил по подоконнику и потерял равновесие. Уголовное дело рассмотрит Дзержинский районный суд Новосибирска».
Комментирует Елена Проскурова, юрист, руководитель практики общегражданского права Национальной Юридической Службы АМУЛЕКС.
Если ребенок гуляет один. Фото — фотобанк Лори
— Какова судебная практика в таких случаях? Если с ребенком, оставшимся дома без взрослых, что-то случается, под суд идут родители?
В большинстве случаев причинами выпадения детей из окон становятся невнимательность родителей, которые оставляют детей без контроля, забывают закрывать окна на период своего отсутствия, а также расстановка мебели в комнатах, которая позволяет детям самостоятельно забираться на подоконники. Многие родители полагают, что противомоскитная сетка на окнах является гарантией безопасности. На самом деле это не так: москитная сетка недостаточно прочная и создает для ребенка иллюзию закрытого окна.
Главными защитниками наших детей, безусловно, являются папа и мама, которые обязаны и гарантировать ребенку безопасность. Но когда этого не происходит, в семье случается трагедия для всех членов семьи. Так, Ковровский городской суд Владимирской области вынес приговор № 1-114/2016 от 19 декабря 2020 года, которым мать несовершеннолетнего была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Аналогичное уголовное дело рассмотрел Балахнинский городской суд Нижегородской области, приговор № 1-274/2016 от 13 декабря 2020 года.
— Что по закону ждет родителя в случае, если ребенок выпал из окна, когда родитель был дома, но находился в другой комнате? Таких случаев в новостях тоже немало.
По каждому факту гибели ребенка или, если причинен вред здоровью ребенка, проводится доследственная проверка, в ходе которой устанавливается, что могло стать причиной данного происшествия. Если будет установлена вина родителей, то родителей привлекут к уголовной или административной ответственности, исходя из наступивших последствий. В любом случае суд будет устанавливать возраст ребенка, причины, по которым ребенок остался один без присмотра взрослых и другие обстоятельства, заслуживающие внимания.
— До какого возраста в России ребенка нельзя оставлять одного дома?
В Российской Федерации нет закона, который бы регулировал возраст ребенка, с которого его можно оставлять дома одного.
— Оговаривает ли закон нахождение ребенка на улице без взрослых? Если ребенок гулял на детской площадке, пока мама была в магазине, и что-то случилось, что может ждать маму с юридической точки зрения?
Существует Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» который запрещает находиться детям, не достигшим 18 лет, в общественных местах в период с 22 часов до 06 часов без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих.
Таким образом, если ребенок гулял на площадке, пока мама была в магазине, и произошла трагедия, серьезная травма и подобное, будут устанавливаться обстоятельства, послужившие такому исходу. Ведь порой и детские площадки установлены таким образом, что могут быть травмоопасными и нести угрозу жизни и здоровью ребенка.
Согласно статье 61 Семейного кодекса РФ, ответственность за своих детей до достижения ими совершеннолетия лежит полностью на родителях. За оставление ребенка без присмотра родителю может грозить административная ответственность по ст. 5.35. КРФоАП: “неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних”.
В исключительных случаях родителям может грозить и уголовная ответственность по ст. 125 УК РФ: “заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние”.
— С какого возраста ребенок может один ходить в школу? Есть ли закон на эту тему? С какого возраста можно самостоятельно пользоваться общественным транспортом (автобусом, метро)? Кто понесет наказание, если с ним что-то случится на пути в школу (например, собьет машина)? Могут ли в данном случае родители быть признаны виновными по статье «оставление в опасности»?
Российское законодательство не регламентирует возраст ребенка, с которого он может ходить самостоятельно в школу, на дополнительные занятия, а также самостоятельно пользоваться общественным транспортом. Существуют региональные нормы, которые ограничивают нахождение детей, не достигших 18 лет в общественных местах в период с 22 часов до 06 часов без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих – так называемый «комендантский час». В некоторых регионах Российской Федерации законодательство оговаривает возраст самостоятельной прогулки несовершеннолетних. Например, в Краснодарском крае дети младше семи лет не должны появляться в общественном месте без сопровождения взрослых вне зависимости от времени суток.
Как показывает практика, вопросы самостоятельности детей регулируются нормами морали, но если с ребенком случается трагедия или наступают неблагоприятные последствия, то ответственность будут нести родители, при установлении их вины в ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
— Некоторые родители решаются отправлять ребенка школьного возраста одного на такси – в школу и на дополнительные занятия. Чем это может быть чревато в юридическом плане?
При вызове такси родители должны сообщить оператору возраст, вес и рост ребенка для того, чтобы оператор мог направить автомобиль с удерживающим устройством, которое соответствует указанным родителем параметрам. При посадке ребенка, родители должны убедиться, что путь ребенка будет безопасным. В случае, если родители не предпримет указанные меры и наступят неблагоприятные последствия, можно говорить об ответственности как водителя, нарушившего правила перевозки, так и родителей, которые не убедились в безопасности ребенка.
— Какие законы относительно пребывания ребенка одного (дома, на улице, в такси и т.д.) существуют в других странах? Регулировались ли эти вопросы в СССР?
В СССР вопросы пребывания ребенка одного дома, на улице, в общественном транспорте не регулировались. Относительно других стран: в каждом штате США действует возрастной ценз, при котором ребенка категорически нельзя оставлять в одиночестве. К примеру, в Аризоне – до 10 лет, в штате Мэриленд до 18 лет, в остальных штатах до 14 лет. За исполнением закона следят все – и простые граждане, и социальные службы.
Таким образом, во многих странах, в том числе и в России, нет указания на возраст, с которого родитель может оставить ребенка дома без присутствия взрослых. Решая вопрос, оставить ли ребенка одного дома, сделайте все, чтобы минимизировать количество потенциальных источников опасности. В каком возрасте можно отпускать ребенка одного на улицу, будет зависеть и от родителей, и от ребенка, его самостоятельности. Научите их правилам безопасности, обсудите все возможные ситуации, в которые может попасть ребенок. Будьте всегда на связи с вашими детьми, тем более, что современные технологии позволяют это сделать.
Как можно выяснить причину боязни?
Итак, в каждом возрасте ребенок может чувствовать внутреннее беспокойство. Воспитание инициативной, смелой, уверенной в себе личности неотъемлемо связано с преодолением страха, разрешением внутреннего конфликта. Адекватная реакция родителей на детскую фобию остаться в одиночестве позволит корректно и полностью ее устранить.
На помощь приходит доверительная беседа. Здорово, если мать или отец, в процессе дружеского разговора в ненавязчивой форме приведут примеры из собственной жизни. Необходимо проявить эмпатию, которая убедит подростка, что он не одинок в своем душевном смятении, аккуратно снимет беспокойство.
Родительский авторитет должен выражаться в уважении, а не в боязни. Благоприятная семейная атмосфера, уравновешенные и любящие отец и мать являются тем ориентиром, который поведет человека через все жизненные препятствия.
Психологи предлагают несколько действенных, проверенных опытом, способов решения проблемы.
Лепим фигурки или рисуем
Психологи рекомендуют нарисовать свой страх. Пусть малыш смело посмотрит в глаза своему врагу, вооружившись красками и карандашами. Предложите ему изобразить страх, а затем уничтожьте листок.
Действенным методом является лепка из пластилина. Проведите с сыном или дочкой несколько минут за увлекательной игрой, итогом которой будет поверженная в честной борьбе фигура, олицетворяющая страх остаться в одиночестве.
С помощью игр
Моделирование проблемных ситуаций часто применяется в психодиагностике. Поиграйте с дочкой или сыном в игру, поменявшись ролями. Внесите разнообразие в процесс с помощью игрушек. Создайте инсценированный спектакль в результате которого вы не только получите ответы на вопрос, что именно волнует малыша, но и сможете устранить проблему.
Самые необходимые правила
Перечислим основные моменты, которые должны запомнить родители и которые нужно объяснить детям.
Правило 1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме должен соблюдаться не только для красоты, но и для безопасности. Если ребенок маленький, лучше ему вовсе не брать такие предметы, когда он один.
Правило 2. «Никогда не тяни за электрический провод руками. Не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них».
Правило 3. «Не пробуй никакие лекарства: они невкусные и, скорее всего, ядовитые».
Правило 4. «Не трогай никаких упаковок с бытовой химией, ею можно отравиться».
Отдельный блок правил связан с поведением во время утечки газа. Надо донести до ребенка мысль о том, что газ очень опасен. Оптимально, конечно, на время вашего отсутствия перекрыть газовый вентиль, однако ребенок все равно должен знать, что делать в случае, если он учует запах газа.
Правило 1. Срочно скажи о запахе взрослым.
Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.
Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.
Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04.
Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.
Также следует ознакомить подрастающего человека с правилами поведения во время пожара. Число детей, погибших при пожарах, никогда не было в России маленьким, однако, по статистике, представленной в ноябре 2020 года, в прошлом году эта цифра выросла почти на 20%.
Оптимальный возраст, когда дети перестают бояться, оставшись дома одни
Детские страхи и фобии носят индивидуальный характер. Некоторые дети могут спокойно оставаться дома и в четыре года. Специалисты утверждают, что оптимальный возраст, когда ребенок спокойно переносит одиночество, начинается в семь – восемь лет.
Беспокойство, связанное с пребыванием дома одному младшему школьнику должно обратить на себя пристальное внимание. Как правило, страхи проходят со временем, но у особенно восприимчивых малышей, они могут развиваться, перерастая в невроз.
Когда можно оставлять ребенка дома одного?
Недавно, когда мой ребенок заболел, я была вынуждена остаться дома. Сначала я пыталась уговорить мужа прогулять работу, потом звонила вечно занятым бабушкам и дедушкам, а в заключении долго объясняла начальнику, что мне не с кем оставить больного ребенка, и я сегодня не смогу осчастливить коллег своим присутствием. Внимательно слушая мои телефонные дебаты, трехлетний карапуз ошарашил меня вопросом: «Мам, а когда я смогу остаться дома один, чтобы ты могла работать?»
Простой, на первый взгляд, детский вопрос поставил меня в тупик: действительно, с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного? Как подготовить малыша к этому важному событию? Как узнать, что ребенок морально готов несколько часов провести один и при этом не пострадать? Вопросы возникали один за другим, а ответа не было…
Что запрещено делать если у ребенка уже развилась фобия
Категорически запрещается действовать от противного. Укладываясь спать, рекомендуется оставить с малышом его любимую игрушку. Оставляя ребенка одного в комнате намеренно, вы усугубляете ситуацию, развиваете в нем чувство отверженности и одиночества.
Ни при каких обстоятельствах не сравнивайте своего отпрыска с другими детьми! Этим грешат многие родители, формируя в любимом чаде комплекс неполноценности.
Всем родителям важно проявлять бдительность и уделять особенное внимание детским страхам. Специалисты рекомендуют как можно чаще разговаривать с малышом, устанавливая с ним дружеские и доверительные отношения. Это позволит своевременно выявить проблему, скорректировать свое поведение.
Если вам интересны подобные статьи, вы можете посетить наш раздел о воспитании детей, там много похожего материала.
Почему появляются страхи
- Часто малыш боится оставаться сам из-за страха перед Бабайкой. Родители могут пугать малыша тем, что из-за плохого поведения она за ним придёт. А тут его ещё и одного дома хотят оставить, как не испугаться.
- У ребёнка могут формироваться страхи из-за просмотра передач, связанных с насилием или катастрофами.
- Возможно, вашему малышу снятся кошмары, и он боится их проявления наяву.
- Не исключено, что у вашего ребёнка нервная обстановка во дворе или в школе. Малыш постоянно находится в состоянии стресса, что негативно влияет на его психическую самооценку.
- Патологии нервной системы.
- Возможно, ваш малыш очень сильно привязан к родителям. Когда они уходят без него, ребёнок боится, что мама с папой могут не вернуться. Поэтому не хочет их отпускать.
- Страх может развиться вследствие пережитой психологической травмы, например, ребёнка укусила собака.
С какого возраста можно оставлять детей одних дома, и чего не нужно бояться?
Оптимальным считается 6-летний возраст, когда ребенок может оставаться один. Но в каждом случае нужно учитывать индивидуальные признаки человека. Стоит ли забивать тревогу, если в 7 лет родители не могут оставить чадо одного?
Ошибка многих родителей : не воспринимать детский страх всерьез. Когда ученик 1-3 класса не желает оставаться один дома, некоторые взрослые воспринимают это как каприз, начинают кричать на малыша или вообще не реагируют на его возражения. И то и другое неверно и наносит вред. Считать ребенка, который в восьмилетнем возрасте испытывает страх оставаться одному, трусом и тем более унижать его, дразнить этим нельзя ни в коем случае.
- В первое время оставляйте малыша одного ненадолго. Достаточно 15 минут, чтобы он постепенно привыкал к такому положению.
- Перед уходом обязательно расскажите, куда вы уходите, какова цель вашего ухода, во сколько вы придете. Договоритесь о времени вашего звонка ему и сами об этом не забывайте. Также проговорите с малышом возможные форс-мажорные обстоятельства: как ему поступить, если в назначенное время родители не вернутся.
- На время своего отсутствия займите чадо интересной книгой или занимательной игрой. Тогда время для него пролетит быстрее. Увлекшись игрой, малыш забудет о своем страхе.
- Снабдите его телефоном и научите им пользоваться, вбейте все необходимые номера. Если малыш еще не читает, современные устройства позволяют набирать номер посредством голосового набора. К номерам близких можно привязать их фото.
- Вопрос о боязни ребенка не следует заострять, часто обсуждать с чужими людьми. Иначе и малыш начнет уделять этому много внимания.
- Познакомьте сына/дочку с устройством замков, домофона, окон, чтобы в случае чего они могли выйти или закрыться.
- Домашнее животное можно привлечь в качестве надежного спутника и друга. Малыш перестанет пугаться, если будет знать, что его защитит кот или попугай. Роль старшего тоже сыграет роль, так как «мы в ответе за тех, кого приручили».
- Просто проведите с ним инструктаж: как он должен действовать в случае чрезвычайной ситуации. Ведь детей пугает то, что им недосягаемо, неизвестно. Если ребенок знает, как поступить, он перестанет этого панически бояться.