Как правильно хвалить и критиковать ребенка.


Рекомендации критикуемому:

Критикуют только того человека, в исправление которого верят.

Если вас критикуют, значит верят в то, что вы не станете преследовать за критику и в вашу порядочность.

Если вы сдержанно по-деловому относитесь к критике, значит вы — сильная личность. П е р в ы й шаг правильного восприятия критики — ее фиксация, в т о р о й — осмысление, с целью извлечения пользы, т р е т и й — исправление недостатков, ч е т в е р т ы й — со здание условий, исключающих ее повторение.

Каждая критика полезна.

Еще одно важное качество, которое обязательно должны воспитать родители, – это умение воспринимать критику

без ощущения стыда, мучений, терзаний. Правда, и критика должна быть конструктивной, направленной на исправление недостатков.

Унижать ребенка недопустимо. Критиковать лучше не при всех, а наедине. Старайтесь делать замечания по существу, не принижая способностей ребенка. Можно сказать, что он плохо убрал, везде пыль, грязь, то не сделал и это тоже, а можно отметить, что сделано, и потом указать, что еще нужно доделать, чтобы уборка была полной.

Если ваша дочь устроила разгром на кухне, не спешите сразу ругаться, сначала поинтересуйтесь, чем она занималась и что собиралась сделать. Может быть, она пыталась сделать что-то к вашему приходу, а сюрприз не получился.

Одна моя знакомая вспоминала, как в детстве она пыталась испечь маме к 8 Марта пирог, взяла самый простой, по ее мнению, рецепт, но пирог не получился. Тогда она попыталась еще раз… Мама (как она потом рассказывала) была в шоке, так как по рецепту в пирог нужно было положить десять яиц! А с учетом того, что пирог с первого раза не получился, – двадцать. Но она не стала ничего высказывать дочке, похвалив за старания. Вместе они испекли другой пирог. Сейчас дочь – прекрасная кулинарка и печет потрясающие пироги.

Похвалите за самостоятельность, предложите свою помощь, подскажите, как лучше.

Поддержите желание ребенка быть самостоятельным, тактично объяснив, что любые навыки требуют практики, опыта.

Научите ребенка реально оценивать свои действия, достижения, таланты.

Не стоит хвалить ребенка за какой-то мнимый талант, если его в действительности нет.
Такие дети теряют ориентиры, у них развивается неадекватная самооценка, самолюбие растет, они, привыкнув к похвалам от взрослых, ждут подобного и от сверстников, а получают насмешки,
ведь дети не станут хвалить, если не за что, они довольно искренни в оценке способностей других. Поэтому те родители, которые дают неоправданно завышенную оценку достижениям своих детей, оказывают им плохую услугу. Если ребенок написал диктант на «отлично», это не значит, что он самый умный в классе. Уверив его в этом, вы рискуете: ведь рано или поздно он столкнется с реальной действительностью, а она порой жестока. И чем более завышена самооценка ребенка, тем труднее ему будет принять эту действительность.

Как хвалить?

Похвала может стать очень сильной мотивацией для развития самостоятельности у ребенка. Но как говорит пословица: «Хвалите, да не перехвалите». И она права: хвалить надо с умом.

Будьте искренни в своей похвале. Это значит, что хвалить ребенка нужно лишь в том случае, если вас действительно поразил

(в хорошем смысле) его поступок или впечатлило его достижение. Уже младшие школьники в состоянии дать самостоятельную оценку похвале: заслужено им одобрение или нет.

Не переборщите, когда хвалите.

Некоторые заявления («Ты самая красивая девочка в классе», «Ты самый умный ученик в школе») могут тормозить процесс совершенствования ребенка. Ребенок уверен, что он и так самый лучший, зачем еще к чему-то стремиться? Если же он понимает, что ваша похвала ничего не значит, это может заставить его замкнуться в себе.

Если хвалите, отмечайте конкретные детали, избегайте обобщений,

то есть нужно говорить ребенку, за что конкретно вы его хвалите.

Если похвалили, не пытайтесь тут же усомниться в том, сможет ли ребенок и в дальнейшем добиться таких же успехов. Не превращайте комплимент в нравоучение,

этим вы добавляете негативный оттенок в изначально позитивную мысль.

Основные принципы, как правильно критиковать:

  • Начинайте с похвалы, с признания достоинств критикуемого и только после этого переходите к предмету критики. Разговор-критика должен состоять из трех равных по времени частей. Первая часть создает благоприятный настрой на восприятие критики; вторая часть — анализ существа допущенного просчета, нарушения, соответствующие выводы применения необходимых санкций; третья часть — формирование отношения к разговору на основе признаний достоинств критикуемого, формирование мотивации.
  • Не отвергайте сразу мнение, с которым не согласны. Не говорите, что человек не прав, так как каждый видит окружающий мир по-своему и имеет право на собственное мнение.
  • Готовясь критиковать другого, вспомните и скажите о своих недостатках, если не правы — сразу признайте это.
  • Критикуйте не прямо, а косвенно, ссылайтесь на вымышленные лица, то есть пользуйтесь критикой-«рикошетом».
  • Критикуйте проступок, а не личность.
  • Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима.
  • Давайте возможность критикуемому спасти свой престиж.
  • Делайте акцент на главном, не придирайтесь к мелочам.
  • Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.
  • Постарайтесь минимизировать или изъять обвинение и сделать акцент на конструктивные предложения.
  • Не накапливайте свои обиды или промахи оппонента, чтобы затем высказать все разом. Критикуйте лишь по данному, конкретному поводу. Не вспоминайте прошлых грехов.
  • Помните, что у вас есть минута, чтобы быть услышанным, поскольку затем оппонент переключается на поиск аргументов, опровергающих ваши критические замечания. Старайтесь в эту первую минуту сказать самое главное.
  • Не уповайте на логику, если ваш оппонент находится в состоянии эмоционального возбуждения: он вас не слышит. Делайте психологические паузы.
  • По возможности не критикуйте публично, чтобы не задеть самолюбие вашего оппонента.
  • Не требуйте немедленного согласия с вашей позицией, признания ошибок. Нужно время, чтобы человек стал психологически готовым это сделать.

Как родителям реагировать на критику детей

Как реагировать на критику

В первую очередь, нельзя обижаться и резко обрывать ребенка. Такое поведение может навсегда отбить у него желание высказывать собственное мнение, а также спровоцировать конфликт, грозящий перейти в противостояние сторон, из которого не так просто будет выйти. Тут поможет разговор, где вы скажете, что вас обидело, а что заставило задуматься.

Выслушивая критику от своего ребенка, не позволяйте переходить границы. Ситуации, когда маленькие дети критикуют стиль одежды родителей или высказываются о размере их зарплаты, — недопустимы. Объясняйте детям, где здоровая критика, а где уже хамство.

Ребенок не сразу решается хамить, поэтому при первых попытках «высказать свое мнение», объясняйте, как правильно это сделать.

Правила критики

Критиковать можно и нужно, ребенку это даже полезно. Необходимо донести до чада, что критика не имеет цели кого-либо обидеть. Суть ее в том, чтобы обратить внимание человека на те или иные недостатки. Объясните ребенку простые правила критики, которые сами взрослые также должны соблюдать.

Правило 1. Нельзя обижать человека. Пробуй ставить себя на его место. Учись деликатно говорить о том, что не нравится. Не используй грубые и оскорбительные слова. Помни, что близкие люди, делая замечания, хотят помочь.

Правило 2. Критикуй наедине. Каждый раз, делая замечание ребенку, напоминайте, что вы не стали делать этого при всех. Ребенок должен усвоить это правило на примере вашего отношения к нему.

Правило 3. Надо иметь свое мнение, а не «срисовывать» чужую точку зрения. Оно не всегда совпадает с общим: одни и те же поступки можно расценивать по-разному.

Правило 4. Критикуя, обоснуй. Очень важно учить детей доказывать свое мнение. Если ребенок уверен в своих словах, то он обязательно найдет подтверждение сказанному.

Правило 5. Принимай критику. Если в чужих словах кроется истина, то это повод задуматься.

Правило 6. Не критиковать в ответ. Как бы не хотелось сказать в ответ: «а ты…», делать этого нельзя. Критика – не повод для конфликта.

Критика из уст ребенка не всегда воспринимается адекватно. Иногда она вызывает улыбку, иногда гнев или обиду. Но это всегда повод подумать.

Светлана Садовникова

Фото с сайта healthinschools.org

Готов ли ваш ребенок к детскому саду?

Прежде чем отдавать малыша в детский сад, многие задумываются о том, легко ли он сможет привыкнуть к незнакомым условиям. Как помочь малышу адаптироваться, расскажет результат теста Я – Родителя
Пройти тест

Старайтесь предотвратить критику:

  • создавайте человеку хорошую репутацию, отмечайте похвалой всякий, пусть даже незначительный успех;
  • прежде чем критиковать, спросите себя, чего вы этим добьетесь;
  • прежде чем критиковать, подумайте о двух—трех положительных качествах критикуемого;
  • овладейте искусством заменять критику положительными мотивировками.

Старайтесь использовать разные формы критики, а соответствии с обстоятельствами и индивидуальностью критикуемого человека.

Критика может быть выражена как сопереживание, озабоченность, упрек, удивление, намек, ирония, замечание, требование, вызов, опасение, аналогия, надежда, похвала, безличная, подбадривающая критика и т. д.

Критикуя мужчину делай это правильно

Отдельно следует уделить внимание критике мужчин, со стороны женщин. Мужчины сильнее, импульсивнее. Следовательно стоит с осторожностью критиковать мужчин, не только потому, что это опасно с точки зрения физических последствий для критикующего, а потому что психологически мужчины гораздо болезненно переносят подобные эмоциональные удары.

Совет один: критикуя мужчину, делайте это максимально этично, с любовью, так, чтобы чувство его достоинства не преуменьшалось. Тогда вы получите еще большую любовь и уважение со стороны женщины.

Подводя итоги, стоит заметить, что используя вышеописанные правила критики, можно помочь человеку исправиться соблюдая Ваши интересы. Применяйте принципы эффективной критики и вы всегда будете знать, как критиковать людей.

Что говорить ребенку?

Следует научить ребенка не принимать близко к сердцу критику, она не должна восприниматься как личная обида. В будущем он будет сталкиваться с разными мнениями, которые далеко не всегда будут позитивными. Критикуя человек высказывает свое мнение по поводу результата проделанной работы ребенка, но это еще не показатель его отношения к малышу. Реагировать на критические замечания следует спокойно, без агрессии. В некоторых ситуациях критика даже желательна, например, когда ребенок совершил много ошибок и не замечает этого.

Главная задача ребенка – научиться объективно воспринимать критические замечания и разбираться в том, действительно ли они уместны. Иногда он может действительно ошибаться, но в некоторых случаях – критикующий человек не разобрался в задумке ребенка и поэтому сделал неверные выводы. Учитель – это единственные человек, который всегда имеет право высказать критику, так как он учит детей, поправляя их ошибки. Критика должна стимулировать школьников развиваться и делать правильные выводы, опираясь на рекомендации педагога.

Проконсультируйтесь бесплатно с экспертом:

4

Рейтинг специалиста

стаж10лет

Сулейманов Ахмед Магомедович

Ведущий специалист, как критиковать правильно ведет претензионно-исковую деятельность

Эффективен для решения вопросов на досудебном и судебном этапах спора. Хорошо владеет нормативной базой, что позволяет получать преимущество над оппонентами.

Анкетные данные и квалификация подтверждены

консультация: бесплатная

Записаться в 1 клик +7(499) 322-39-13 справки по телефону

г. Москва Алексеевская

Отзывы

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: