10 июня 1895 года родилась Хэтти Макдэниел — первая чернокожая актриса, получившая премию «Оскар». Её наградили за роль Мамушки в эпопее «Унесенные с ветром».
***
На премии «Оскар» что-то регулярно происходит в первый раз. Сейчас. Конечно, пореже, но в 1930-40-е годы какие-то рекорды ставились чуть ли не на каждой церемонии. И одним из таких достижений стало первое вручение премии чернокожему актеру. Вернее, актрисе — 45-летней Хэтти Макдэниел, которая сыграла Мамушку в знаменитой драме «Унесенные ветром».
Кто такая Хэтти Макдэниел?
Она родилась в негритянской семье в Канзасе в 1895 году и была самой младшей из 13-и детей бывшего солдата «цветных» частей Соединенных Штатов в американской Гражданской войне; закончила East High School в Денвере (штат Колорадо), работала в шоу своих братьев, которые исполняли негритянские песни, и пробовала сама сочинять песни. После смерти одного из братьев их группа перестала пользоваться популярностью, и Хэтти — после нескольких лет простоя — присоединилась к ансамблю чернокожих исполнителей Professor George Morrison’s Melody Hounds. В 20-е казалось, что Хэтти Макдэниел может стать успешной певицей — она даже записывалась на Okeh Records и Paramount Records, её приглашали на радио (первую среди чернокожих певиц). Впрочем, из десятка различных сессий звукозаписи было выпущено всего четыре, а окончательно надежда на эту карьеру рухнула с началом Великой депрессии.
Макдэниел пришлось работать горничной и официанткой; правда, она умудрялась иногда выходить на сцену ресторана, в котором работала, но в итоге все же решилась перебраться в Лос-Анджелес. Брат помог ей устроиться на радио; она вела своё шоу, в котором изображала властную служанку, которая постоянно забывала своё место — зрителям этот образ нравился. Но денег это шоу всё равно приносило мало.
Статья по теме
Унесённая злым ветром. Слава и безумие Вивьен Ли
Служанка в кино
Карьера Хэтти Макдэниел в кино началась в 30-е с ролей всё тех же горничных; её часто даже не упоминали в титрах. Да и быстро стало понятно, что ничего большего, чем амплуа «черной служанки», ей не светит. Не в Голливуде 30-х, во всяком случае.
Впрочем, она не сдалась. Вступила в Гильдию актеров, что позволило бороться за свои права и требовать обязательного контракта на время съемок. Роли тоже стали поярче, она снималась в больших студийных проектах — например, в фильме 1935 года «Маленький полковник» Макдэниел играла вместе с юной звездой Ширли Темпл, а в мелодраме «Элис Эдамс» сумела частично переиграть знаменитейшую Кэтрин Хепбёрн (обладательницу четырех «Оскаров»).
Она вообще дружила со многими голливудскими звездами того времени — Джоан Кроуфорд, Бетти Дэвис, Генри Фондой, Рональдом Рейганом, Кларком Гейблом. Сложно сказать, что это была за дружба, но, например, именно благодаря стараниям Гейбла Хэтти Макдэниел получила роль в «Унесенных ветром» — если верить некоторым слухам.
«Унесённые ветром», 1939 г. Кадр из фильма
Европейские актеры-негры
Идрис Эльба родился и проживает в Великобритании, иногда приезжая в США ради съемок. Его карьера начала набирать обороты с середины нулевых годов после выхода фильмов «28 недель спустя», «Жатва», «Рок-н-рольщик». На британском телевидении с успехом снимался в детективном сериале «Лютер». Также известен по фантастическим картинам «Тихоокеанский рубеж», «Прометей», двум частям «Тора». В 2013 году номинировался на «Золотой глобус» за роль Нельсона Манделы в драме «Долгий путь к свободе».
Омар Си – французский актер с африканскими корнями. В 2020 году отметил 40-летие, снимается с 2001 года. Мировую известность получил после премьеры комедии «1+1» в 2011, после чего Омара Си начали приглашать в голливудские проекты. На его счету роли в таких известных фильмах как «Инферно», «Люди Икс: Дни минувшего будущего», «Мир юрского периода».
«Унесенные ветром»
А если верить другим слухам, то Хэтти Макдэниел просто пришла на пробы в своем рабочем костюме горничной и немедленно получила роль. Впрочем, версия с Гейблом выглядит более правдоподобно. Всё же он был звездой, играл в «Унесенных ветром» Ретта Батлера, и, скорее всего, его голос что-то да значил. Как бы то ни было, Макдэниел стала Мамушкой — в романе Маргарет Митчелл так (Mammy в оригинале) звали чернокожую рабыню, которая жила в семье О’Хара много лет, воспитала и Скарлетт, и её сестру, и их мать. И вообще она была «главной женщиной плантации», и эта роль точно была достойна «Оскара», как писала газета Los Angeles Times.
Следует отметить, что в 30-е годы ни о каком равенстве между расами не было и речи. Чернокожие, конечно, боролись за свои права, и, к примеру, критиковали Макдэниел за то, что она соглашается на любые роли (в основном служанок), а не присоединяется к их борьбе. Но до отмены законов о расовой сегрегации были десятилетия, и поэтому на премьере «Унесенных ветром», которая состоялась 15 декабря 1939 года в Атланте, актрису, исполнившую в картине заметную и важную роль, просто не пустили в кинотеатр. Законы штата Джорджия этого не позволяли.
Кларку Гейблу, кстати, это не понравилось, он грозился тоже не приехать, но Мамушка уговорила его пойти на премьеру. Сама Макдэниел появилась на первом показе в Голливуде в конце декабря, и продюсер ленты Дэвид Селзник (кстати, потомок мигрантов из Российской империи) даже добился, чтобы фото актрисы появилось в программке вечера.
Статья по теме
Первые на «Оскаре». Знаковые события главной кинопремии мира
«Оскар» под камерой
12-я церемония премии Американской киноакадемии, которая проходила 29 февраля 1940 года в The Ambassador Hotel в Лос-Анджелесе, была особенной по целому ряду причин. Например, на ней впервые проходила съемка торжественного банкета в ресторане, поэтому номинанты и гости той церемонии остались на пленке. Собравшихся приветствовал президент Франклин Рузвельт. Было еще несколько новых номинаций (например, впервые давали отдельную премию за спецэффекты). Ну и номинация чернокожей актрисы тоже была первой в истории награды; этим, кстати, озаботился всё тот же Селзник.
Ещё эта церемония памятна одной не очень красивой историей, связанной с журналистами. Дело в том, что с самого основания организаторам награждения было точно известно, кто победил — лауреатов определяли заранее, а готовые списки даже рассылали в ежедневные газеты, чтобы они успели поставить их в набор. Но в 1940-м как раз Los Angeles Times из каких-то соображений напечатала победителей в вечернем выпуске, и гости церемонии съезжались в отель, точно зная, кто получит заветный приз. Сюрприза не получилось. С тех пор на «Оскаре» и появились конверты, которые вскрываются прямо на сцене.
Черный «Оскар»
Победителей в номинациях «актеры второго плана» называла актриса Фэй Бейнтер. «Это дань уважения стране, в которой людей могут свободно награждать за выдающиеся достижения независимо от их веры, расы или цвета кожи», — сказала она, прежде чем вызвать Макдэниел на сцену.
Кстати, одной из соперниц Макдэниел по номинации была актриса Оливия Де Хэвилленд, её коллега по «Унесенным ветром», сыгравшая в картине роль Мелани Гамильтон, подруги Скарлетт. Но напомним, что на церемонию Де Хэвилленд ехала, уже зная, что проиграла, но позже, в конце 40-х, она получила два «Оскара» как лучшая актриса; она жива до сих пор, и в этом году ей исполнится 103 года.
Любопытно, что политика отеля не позволяла посещение ресторана чернокожими — будь они хоть сто раз знаменитыми актерами, но Макдэниел этот запрет не коснулся. Правда, сидеть ей пришлось всё равно отдельно от остальных гостей и от актерского состава «Унесенных ветром», за небольшим столиком у дальней стены; вместе с ней сидел ее агент — Уильям Мейклджон, — который был белым. Никого это в те годы не смущало.
В своей речи Макдэниел поблагодарила Академию и коллег из киноиндустрии и назвала эту награду одним из самых счастливых моментов в своей жизни. «Я хочу поблагодарить каждого из тех, кто голосовал за меня. Мне очень неловко, и я всегда буду считать этот приз знаком того, что я сделаю в будущем. И я всегда буду благодарна своей расе и киноиндустрии», — сказала она, принимая награду.
В конце речи Макдэниел расплакалась, и, как вспоминали очевидцы, выбежала из зала и спряталась на кухне — причем как раз в то время, когда многие собрались подойти к её столику, чтобы поздравить с наградой. С кухни её совместными усилиями извлекли Де Хэвилленд и супруга Селзника, светская львица и театральный продюсер Ирен Майер Селзник.
Самые красивые темнокожие актрисы
19 июня 37 лет отмечает Зои Салдана — одна из самых красивых и многообещающих актрис Голливуда, прославившаяся помимо прочего безукоризненным стилем. Своей экзотической внешностью американка обязана ямайским, индийским, ирландским и ливийским корням. Как и все актрисы с танцевальным бэкграундом, в кино Салдана дебютировала в роли танцовщицы в картине «Авансцена», а всемирную популярность заслужила благодаря суперкассовому «Аватару». Личная жизнь изящной брюнетки вызывает интерес чуть ли не больше ее фильмографии: редкий партнер по съемочной площадке мог устоять перед обаянием красотки — в их числе Кейт Бриттон и Брэдли Купер. Однако руку и сердце Зои удалось заслужить лишь одному кавалеру — итальянскому экс-футболисту и художнику Марко Перего.
Зои Салдана
Поздравляя именинницу, ELLE решил вспомнить и других темнокожих красавиц, покоривших звездный олимп своей экзотической внешностью.
Хэлли Берри
Лавры главной темнокожей красавицы Голливуда принадлежат Хэлли Берри — девушке Бонда, Женщине-кошке и первой в истории кино афроамериканке, получившей «Оскар» за исполнение главной роли в фильме. Женщины всего мира восхищаются сексуальностью и безупречной фигурой актрисы, а ведь Берри разменяла пятый десяток! И кавалеры в любовном списке актрисы под стать ей один другого лучше — Дэвид Джастис, Эрик Бенет, Габриэль Обри, а ныне Оливье Мартинес, с которым звезда в третий раз отправилась к алтарю.
Люпита Нионго
Дочь сенатора Кении и выпускница Йеля Люпита Нионго может похвастаться не только самым стремительным попаданием в первую лигу Голливуда (актриса получила «Оскар» за первую же эпизодическую роль в кино), но и званием красивейшей женщины планеты, коей ее провозгласили многие американские журналы, в том числе People. По слухам, перед обаятельной дебютанткой не устоял сам Брэд Питт, а также известный дамский угодник Джаред Лето, флиртующий (но пока безответно) с красоткой Люпитой уже два года. Отмечают экзотическую внешность Нионго и ведущие бьюти-бренды, который год представляющие актрису своим амбассадором.
Керри Вашингтон
Если лавры прекраснейшей из женщин журнал People присудил Люпите Нионго, то первую строку в рейтинге самых стильных звезд отдал Керри Вашингтон. Но что важнее безошибочного выбора нарядов для красных дорожек, — красотка является фавориткой кинокритиков и режиссеров. Сам великий и ужасный Квентин Тарантино снял Керри в главной роли в «Джанго освобожденном», дав ей проявить лучшие качества: актерский талант и красоту.
Наоми Харрис
Тот факт, что англичанка ямайского разлива Наоми Харрис стала девушкой суперагента Бонда в очередной серии «Бондианы», говорит сам за себя — напарницами легендарного киношпиона становятся исключительно красавицы. Британка была так убедительна в амплуа боевой подруги агента 007, что ее пригласили сниматься в продолжении истории. Даже в образе ведьмы-вуду в «Пиратах Карибского моря» Харрис была так хороша, что ее чарам поддался красавчик Орландо Блум.
Лиза Боне и Зои Кравиц
Любовь всей жизни и единственная законная супруга Ленни Кравица актриса Лиза Боне покорила рокера с первого взгляда — увидев девушку, он буквально утратил дар речи. Спустя шесть лет отношений Ленни расстался с нею, не смирившись с тем, что красотой его любимой любуется не он один (тогда Лиза много снималась в кино). По сей день музыкант называет Боне красивейшей из женщин (а их у плейбоя было немало). Кстати, плод их большой любви, дочь Зои, унаследовав от родителей все самое лучшее, теперь тоже регулярно фигурирует в рейтингах сексуальности.
Лиза Боне
Зои Кравиц
Уитни Хьюстон
Список главных темнокожих красавиц экрана был бы неполным без великой Уитни Хьюстон — одной из самых талантливых, коммерчески успешных и титулованных певиц в истории мировой музыки. Уитни была поп-идолом и несомненно одной из красивейших женщин эпохи, покорившей сердца миллионов не только проникновением пением, но и блистательной игрой в фильме «Телохранитель».
elle.ru
После «Оскара»
В принципе, для Хэтти Макдэниел полученный «Оскар» ничего не поменял. Она так и играла различных горничных и служанок; издание THR подсчитало, что из 94 отмеченных на портале IMDb ролей 74 были очень похожи на Мамушку. Актриса, правда, не видела в этом ничего зазорного и обычно отвечала, что лучше играть горничных, чем работать горничной. Её снова критиковали и активисты движения за права чернокожих — потому что она не боролась вместе с ними, а продвигала в Голливуде стереотипы о черных. Даже потом, когда награждение чернокожих актеров «Оскарами» стало делом привычным (а для этого потребовалось без малого полвека), новые лауреаты почему-то не вспоминали о той, кто была самой первой.
Хэтти Макдэниел скончалась в 1952 году от рака груди. Она хотела, чтобы её похоронили на кладбище «Hollywood Forever», где находятся могилы многих представителей американской киноиндустрии, но владелец отказал из-за расовых предубеждений. В 1999-м новые владельцы кладбища предложили перенести прах актрисы на то место, которое она хотела, но родственники Макдэниел отказались; сейчас там находится кенотаф с её именем.
Сама награда, которую получила Макдэниел, была утеряна в конце 60-х. Её пытались найти, но никаких следов на сегодняшний день обнаружить не удалось.
Альфа-тип. Самые красивые латиноамериканские актрисы
Ева Мендес
Жгучая звезда таких блистательных фильмов как: «Правила съема. Метод Хитча» и «Тройной Форсаж», до этого играла лишь в малых эпизодах, и именно после этих картин к ней пришла настоящая популярность, съемки в мужских журналах и обожание толп мужчин. Безупречная широкая улыбка, кудри и, увы, занятое сердце, хотя она еще не жената, так что шансы всегда остаются.
Ева Лонгория
Эту «отчаянную домохозяйку» знают почти все, ну и абсолютно все видели ее в рекламе по телевизору. Эта горячая девица сейчас по уши в продюсерской деятельности, а также ведет свое ток-шоу о любви «Все о любви», аналог российского «Давай поженимся» и успешно управляет собственным рестораном «Поцелуй». Видимо такая занятость сказывается на личной жизни — актриса сейчас в разводе.
Сальма Хайек
Богиня с роскошной фигурой и милой, «няшной» улыбкой снялась в таком количестве шедевральных фильмов, что пора бы ее уже было завалить «Оскарами» с головы до ног. Сама актриса невероятно скромна, критически относится к своей внешности, и сейчас предпочитает вести благотворительную деятельность. Несмотря, что ей уже за 40, согласитесь, выглядит она все так же отлично.
Дженифер Лопес
Разумеется, без нее никуда. Выдающаяся актриса, обладательница бесчисленного количества шуток про ее попу и прочие части тела, певица и просто медийная дива. Обладая лаврами самой популярной латиноамериканской актрисы, несмотря на свой возраст, она не собирается останавливаться — три неудачных брака для нее не помеха, светские хроники вовсю обсуждают четвертый, с неким Каспером Смартом.
Пенелопа Крус
По-моему скромному мнению — самая даровитая актриса серьезных ролей, умница и красавица. Согласитесь, при такой внешности не разменяться на бесконечные съемки в мужских журналах, а запомниться несколькими сильными ролями — достижение. Сейчас, к сожалению, все реже стала появляться на экране и вживается в роль жены и мамы.
Мариса Рамирез
Девушка потрясающей красоты, сначала произвела фурор у себя на малой родине, в Калифорнии, а потом уже стала известна широким массам по сериалу «Спартак: Боги Арены». Поверьте, стоит начать смотреть этот сериал, даже просто из-за этой особы. Сейчас находиться в разводе после неудачного брака, так что кого не смущает поездка в США за такой красотой — вперед.
София Вергара
Латиноамериканская версия Моники Беллучи с пышными формами, также не стала уповать только на внешние данные, а помимо актерской карьеры взялась и за общественно-полезную деятельность, создав свое производство одежды и дав работу многим молодым колумбийкам — соотечественницам. В итоге — не только красавица, но и «Женщина года», а также «Женщина надежды», как образец для подражания.