Согдиана, около 300 до н. э., затем в государстве Селевкидов, преемника государства в империи, созданной Александром Великим
Золотая монета Диодота I, около 250 до н. э.
Варварская копия монеты Евтидема I, из региона Согдиана; легенда на реверсе написана арамейскими письменами.
Крышка гобелена — шерстяная стена, свисающая в Лопе (Синьцзян, Китай), показывающая, возможно, греческого солдата из Греко-Бактрийского царства (250-125 гг. до н. э.), с голубыми глазами, владеющим копьём и носящим то, что, по-видимому, является диадемой (повязка на голову); над ним изображён кентавр из греческой мифологии — общий мотив в эллинистическом искусстве[1]
Сделанная из глины и алебастра голова зороастрийского священника, носящий отличительный головной убор бактрийского стиля, Тахти-Сангин, Таджикистан, III-II вв. до н. э.
Согдийский шёлковый парчовый текстильный фрагмент, датированный около 700 н. э.
Согдийская серебряная чаша с ртутным золочением, 7-й век н. э.
Глазурованная стилем Сань-цай
фигурка, изображающая согдийца, держащего бурдюк, китайская династия Тан, около 675-750 н. э.
Керамическая фигурка согдийского купца в северном Китае, династия Тан, 7-ое столетие нашей эры
Лейтмотив льва на согдийском полихромном шёлке, 8-й век нашей эры, скорее всего из Бухары
Кафтан, который носил всадник вдоль Шелкового пути, VIII-X вв. н. э., Метрополитен-музей
Согдиа?на
(также
Согд
; др.-греч. Sogdiani; перс. ???? ; тадж. Суghд ; узб. So`g`d) — древняя историческая область в Центральной Азии, в восточном междуречье Окса (Амударья) и Яксарта (Сырдарья), в центре Зарафшанской долины. С IX века стала называться частью Мавераннахра и государства Саманидов. Ныне на бывшей территории Согда существуют государства Узбекистан (где располагался центр Согдианы — город Самарканд) и Таджикистан (территория Согдийской области).
История
Название Согд (авест. G?um yim sugd?.?aiian?m
, «Оседлое поселение, обиталище согдийцев») впервые упоминается в священной книге «Авесте» в перечень
16 «наилучших стран»
созданной Ахура Маздой для человечества[2], как вторая наилучшая страна после Аирьяна Ваэджо (авест.
Airiian?m va?jah
) (прародина Ариев), что указывает на важность этого региона с древних времен.[3][4] Предполагают, что это слово имело следующие значения «священный», «горящий» или «чистый».
В том же Авесте в Мехр-яште (Yt. 10.13-14), где описывается весь регион, в котором обитают арийцы, Согд наряду с Хорезмом и четырьмя другими странами указаны как страны «Аирьяшаяны»
(авест.
airii?.?aiiana-
) — «обиталища ариев».[5]
Исследователи считают, что Согд состоял из трёх частей: Бухарского, Самаркандского и Кашкадарьинского Согдов.[6]
В VIII веке до нашей эры здесь была основана столица государства — Мараканда (Самарканд). Вторая столица Согда находилась на месте нынешнего городища Кук-тепа в Пайарыкском районе Самаркандской области. Впоследствии на территории Согда появились также другие города, включая Кирополь.
Ахеменидский период
Ахеменидский правитель Кир II Великий покорил Согдиану во время кампании в Центральной Азии в 546—539 годах до н. э. Топоним Согдиана использовался как название области Сугуда
— сатрапии империи Ахеменидов, девятнадцатая в надписи царя Дария I Великого на скале Бехистун, занимала территорию современных Таджикистана (кроме Памира) и Узбекистана (кроме Хорезма). Согдиана лежала к северу от Бактрии.
Согд входил в древнеперсидскую Ахеменидскую державу на протяжении VI—IV веков до н. э., по крайней мере до правления Артаксеркса II. Вместе с Парфией, Хорезмом и Арейей Согд был включен в её 11-ю сатрапию. Население Согда платило значительные налоги серебром, поставляло драгоценные камни, предоставляло в распоряжение персидских царей крупные воинские контингенты.
Эллинистический период
В 329—327 годах до н. э.[7] население Согда во главе со Спитаменом (убит в 327 году до н. э.[7]) оказало упорное сопротивление Александру Македонскому. Одним из решающих событий стала битва у Политимета (река Зерафшан), в которой греко-македонские войска впервые за семилетнюю военную кампанию потерпели поражение. Тем не менее, в итоге восстание согдийцев было подавлено. Александр Македонский объединил Согдиану и Бактрию в одну сатрапию, правителем которой был назначен Филипп III Арридей. По некоторым данным, Худжанд был переименован в Александрию Эсхату (Александрия Крайняя) Александром Македонским.
После смерти Александра Македонского (323 год до н. э.) спустя два года по соглашению в Трипарадисе Согдиана вместе с Бактрией досталась сатрапу Арии (переименованной в Дрангиану) Стасанору[8]. В 305 году до н. э. эти владения были завоёваны царством Селевкидов. В середине III в. до н. э. эта сатрапия была преобразована Диодотом в Греко-бактрийское царство, которое просуществовало до II века до н. э., когда было ослаблено кочевыми племенами (скифами и юэчжи) и подчинено Хорезму. В первые века н. э. Согдиана входила в состав Кушанского царства, включавшего территории от Средней Азии до Индии.
Начало средневековья
В конце IV—V веках н. э. был покорён хионитами, кидаритами и эфталитами, в VI—VII веках — Тюркским каганатом. Китайские хронисты во время правления Тоба Вэй оставили описание Согдианы (Сутэ ??). Рассказывали о вторжении хунну (неясно когда и каких именно) в Согдиану, где они убили князя. Четвёртым после вторжения был князь Хуни (??). Согдийские купцы приходили торговать в Лянчжоу. При покорении Увэй войска Тоба Вэй захватили согдийских купцов. Князь Согда согласился выкупить их, вэйцы согласились, но после освобождения купцов дипломатические отношения прервались. Отношения возобновились при Бэй Чжоу в 564 году[9].
Сведения о правлении тюрок в этнополитической истории Согда относятся к 580-м годам. Известно, что в 587 году после подавления восстание Абруя войсками тюркского принца, сына Кара Чурина Янг Соух тегином, он был утвержден владетелем Бухарского оазиса. После него Бухарой в 589—603 годах правил его сын Нили. Затем правил его сын Басы тегин (603—604 гг.)[10]
Тюркскими правителями Бухарского оазиса в середине VIII в. была выпущена группа тюрко-согдийских монет, с надписью «владыки хакана деньга»[11]
При Тон-ябгу-кагане (618—630 годах) власть тюрков усилилась в Согде. Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до северо-западной Индии. Тон-ябгу каган провел административную реформу и назначил своих представителей — тудунов в области, в том числе в Согд, для наблюдения и контроля за сбором дани. Предполагают, что он выпускал свои монеты с надписью — Тун ябгу каган.
Известными правителями согдийского Пенджикента в VII—VIII вв. были тюрок Чекин Чур Бильге и Диваштич.[12] Здесь же был обнаружен фрагмент черновика письма на согдийском языке, в тексте которого есть тюркское имя Туркаш.[13]
С IV по VIII век на территории Согда существовало множество автономных княжеств (важнейшее — Самаркандское). Согд играл видную роль в экономической и культурной жизни Востока. Купцы из Согда держали в своих руках торговлю шёлком. Торгово-земледельческие колонии Согда существовали на всех основных караванных путях от Монголии и Китая до Мерва. С VII века по середину VIII века в Самаркандском Согде правила династия ихшидов, известными правителями которой были Шишпир, Вархуман, Мастан-Навиан, Тархун, Гурек, Тургар.
Арабское завоевание
В 651 году арабы положили конец правлению Сасанидов в Персии, после чего двинулись в Мавераннахр (M? war? ‘l-nahr, «заречье»), как они называли согдийские земли за Амударьёй. Согдийцы долго сопротивлялись, но в начале VIII вв. Согд был завоёван арабами.
Один из последних согдийских правителей, властитель Пенджикента Деваштич, поднял против завоевателей восстание, но потерпел поражение, когда в 722 году воины хорасанского эмира Саида аль-Хараши обманом выманили его из крепости Муг, где он, укрывшись с остатками воинов, вёл отчаянное сопротивление[14]. Впоследствии в регионе происходили восстания против арабских завоевателей (в частности, в 728—729 годах), а многие согдийцы приняли участие в восстании их единоплеменника Ань Лушаня в Китае. Династия согдийских ихшидов была ликвидирована персидским полководцем Абу Муслимом в 750 году.
Долина реки Зеравшан сохраняла своё древнее имя до Средних веков, когда она была известна как Согд Самаркандский. В состав Согда также входил Бухарский оазис и Кашкадарья.
Пусть к успеху
Артистка в начале 2000-ых активно снимается в кино. Узбекские картины выходят в свет и собирают аншлаги. Звезда ответственно подходит к каждой роли, но денег получает мало. Чувствует, что упирается в потолок и решает идти дальше. Начинает со смены имени. Псевдоним должен отражать ее личность. Выбор пал на Согдиану – страну, что расположилась в скалистых, отражая твердый характер певицы. Меняет имя артистка как раз накануне участия в “Фабрике звезд”, поэтому карьеру фактически пришлось начинать заново.
Культура
О высоком уровне культуры и искусства Согда свидетельствуют многие открытия советских археологов на его территории (Афрасиаб, Пенджикент, Варахша, Калаи-Муг и др.).
Искусство древнего Согда мало изучено; об архитектуре некоторое представление дают сырцовые постройки и фортификационные сооружения городища Афрасиаба (2-я половина I тыс. до н. э. — первые века н. э.), Кызыл-Кыра и Тали-Барзу (оба — первые века н. э.). Изобразительное искусство ярче всего представлено мелкой терракотовой пластикой (III—I вв. до н. э.). Отдельные терракоты свидетельствуют о проникновении эллинистических художественных принципов; другие показывают формирование локального типа, отличающегося точной передачей этнических черт, обобщенностью и иератизмом образов.
Основной религией был зороастризм, но согдийцев отличала терпимость к другим религиозным направлениям, представленным в их обществе (буддизм, манихеизм, несторианство).
Согдиана сейчас
Рам со временем понял, что мама ребенку нужна, поэтому привез сына обратно в Ташкент. Башир тоже поддержал идею переезда певицы в Ташкент.Сегодня певица востребована в России и Узбекистане. У нее двое прекрасных мальчика, которые ходят в лучшие школы и имеют любящую мать. Хвастается, что старший уже умеет читать и считать на английском в свои 5 лет. Между собой дети от разных отцов ладят, но оба растут лидерами. Сама певица отказалась от помощи мужей в ее раскрутке, хочет всего добиться сама. И это у нее неплохо получается. За годы деятельности у нее набралось множество влиятельных друзей, которые всячески помогают ей развиваться. А огромная фанбаза толкает певицу на создание новых хитов. Желаем ей творческих свершений, побед и просто счастья.
Вконтакте
Правители
Согдиана (столица — Мараканда (н. Самарканд)).
- Спитамен (329—328 гг. до н.э.)*
- 325 г. до н.э. — присоединение к Бактрии.
Согдийские Ихшиды
Титул | Личное имя | Годы правления |
Ихшид | Шишпир | (642—655) |
Ихшид | Вархуман | (650-655-690) |
Ихшид | Тукаспадак | (696—698) |
Ихшид | Мастан-авиан | (698—700) |
Ихшид | Тархун | (700—710) |
Ихшид | Гурек | (710—718 и 722—738) |
Ихшид | Деваштич | (718—720) |
Ихшид | Тургар | (738—750) |
[15]
Бугутская надпись Монголии, написанная вскоре после 581 года нашей эры согдийским письмом[16]
Контракт, написанный на китайском языке династии Тан с места в Турфане, в котором записана покупка 15-летнего раба за шесть рулонов простого шёлка и пять китайских монет, датированных 661 годом
Мужской манекен, показывающий одежду средневековой эпохи для согдийских мужчин из Пенджикента, Национальный музей Таджикистана, Душанбе
Женский манекен, показывающий одежду средневековой эпохи для согдийских женщин из Афрасиаба в Самарканде, Узбекистан, Национальный музей Таджикистана, Душанбе
Согдиана (Согд) (ок. 585—737)
Титул: ихшид.
- 1. Шишпир (ок. 620—655).
- 2. Вархуман (ок. 655—680).
- 3. Тархун (ок. 680—710).
- 4. Гурек (ок. 710—737).
- 5. Тургар (738—750).
- 737 арабское завоевание[17].
- 6. Абу Муслим (750—755)
Первый брак
В 2007 году девушка на одном из выступлений знакомится с бизнесменом из Индии Рамом Говиндом. Мужчина видный, богатый, воспитанный, словом, джентльмен. Очаровал девушку с первых дней. Закрутился роман длиною в несколько месяцев.
Будущему мужу Согдианы Раму Говиндому девушка настолько понравилась, что тот решил удивить девушку. Арендовал ресторан на двоих, на пару падал дождь из розовые лепестки, вокруг миллион свечей и ее любимые цветы – пионы. Затем пара отправилась на террасу, где жених стал на колено, достал из цветка кольцо сделал Оксане предложение. Вскоре Согдиана вышла замуж за Рама.
Вскоре певица забеременела. Первые 3 года пара жила душа в душу, певица наслаждалась семьей, работала по дому, чтобы все было чистенько, вкусненько. Но артистка чувствовала, что хочет заниматься музыкой, начала работать в этом направлении. Восстановила связи, принялась репетировать. Муж Согдианы Рам Говиндом был категорически против. В понятии мужчины, женщина должна варить борщи, а не выступать за деньги. Если женщина идет работать, значит муж не приносит деньги в дом. Это считалось позорным. Горячая мужская кровь была почвой для ссор. Согдиана развелась с мужем со скандалом. Рам забрал сына с собой в Дели, оставив певицу в Ташкенте.
Целых два долгих года девушка не могла встретиться с ребенком, едва пережив разлуку.
Примечания
- Christopoulos, Lucas (August 2012), «Hellenes and Romans in Ancient China (240 BC – 1398 AD),» in Victor H. Mair (ed), Sino-Platonic Papers
, No. 230, Chinese Academy of Social Sciences, University of Pennsylvania Department of East Asian Languages and Civilizations, pp 15–16, ISSN 2157-9687. - Mark J. Dresden (1981), «Introductory Note, » in Guitty Azarpay, Sogdian Painting: the Pictorial Epic in Oriental Art
, Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, pp 2-3, ISBN 0-520-03765-0. - Avesta: Vendidad (English): Fargard 1. Avesta.org. Проверено 3 март 2020. Архивировано 4 октября 2020 года.
- Mark J. Dresden (2003), «Sogdian Language and Literature», in Ehsan Yarshater, The Cambridge History of Iran, Vol III: The Seleucid, Parthian, and Sasanian Periods
, Cambridge: Cambridge University Press, p. 1216, ISBN 0-521-24699-7. - G. Gnoli.
AVESTAN GEOGRAPHY (англ.). Encyclopaedia Iranica (2011). Проверено 5 марта 2020.There is further geographical interest to be found in another passage from the Avesta Yt. 10.13-14, where the whole region inhabited by the Aryans (airy?.?ayana-) is described.
The description begins with Mount Har?, the peak of which is reached by Mithra as he precedes the immortal sun: The entire Aryan homeland, according to this passage, consisted of the districts of
I?kata and Peruta, Margiana and Areia, Gava, Sogdiana, and Chorasmia. - Шишкина Г. В., Сулейманов Р. Х., Кошеленко Г. А., Согд // Археология СССР. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. Отв. ред. Г. А. Кошеленко. Москва: Наука, 1985, с.273
- ? 12
AsiaPlus - Диодор Сицилийский
. Историческая библиотека (книга 18, глава 39.6.). - Бэй Ши, цзюнь 97
- Гумилев Л. Н., Древние тюрки. М., 1967,с.74,142
- Смирнова О. И., Сводный каталог согдийских монет. М., 1981, с.59.
- Гоибов Г., Ранние походы арабов в Среднюю Азию (644-704 гг.). Душанбе: Дониш, 1989, с.38-39
- Marshak Boris. Legends, tales and fables in the art of Sogdiana with an appendix by V.A. Livshits. New York: Bibliotheca persica press, 2002. Р.168
- Согдийские тексты с горы Муг. Чтение, перевод, комментарий. Выпуск II. Юридические документы и письма. Чтение, перевод и комментарии В. А. Лившица. М., 1962.
- Ахунбабаев Х. Г., Новые находки согдийских монет из раскопок 1982—1984 гг. в центральной части городища Афрасиаб // История материальной культуры Узбекистана, выпуск 22. Т., 1988, с.106
- Tafazzoli, A. (2003), «Iranian Languages,» in C. E. Bosworth and M. S. Asimov, History of Civilizations of Central Asia, Volume IV: The Age of Achievement, A.D. 750 to the End of the Fifteenth Century
, Delhi: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, p 323. - Правители Мира. В. Эрлихман. 2009.
Ссылки
Согдиана на Викискладе |
- Три согдийских документа с горы Муг // Проблемы востоковедения, № 1. 1959. Восточная литература. Проверено 13 февраля 2011. Архивировано 24 августа 2011 года.
- Три письма с горы Муг // Проблемы востоковедения, № 6. 1960. Восточная литература. Проверено 13 февраля 2011. Архивировано 24 августа 2011 года.
- О интерпретации некоторых документов с горы Муг и местной топонимике // Вестник МГУ. Серия VIII. История. № 3, 1992. Восточная литература. Проверено 13 февраля 2011. Архивировано 24 августа 2011 года.
Второй брак
У девушки была затяжная депрессия, она мало выходила на улицу, мало общалась. В творчестве тоже был кризис. Именно в этот тяжелейший период в ее жизни появляется второй муж Согдианы Башир Куштов. Мужчина был президентом хоккейного клуба “Рысь”. Согдиана почувствовала в нем опору. Башир семь месяцев ухаживал за артисткой, пока не решился сделать ей предложение.
В 2009 году Согдиана выходит замуж за Башира Куштова. Свадьба была пышной, роскошное платье, карета, огромный торт. Казалось, певица обрела наконец свое счастье. Бизнесмен поддерживал желание певицы выступать на сцене.
В 2010 году девушка дарит мужу ребенка. Однако восточная кровь дала о себе знать и на этот раз. Муж приставил к девушке двух охранников, которые следили за каждым шагом и докладывали лично Башару. Певица стала пугаться отражения в зеркале, так они ее запугали. В сфере шоу-бизнеса принято приветствовать человека поцелуем в щечку. Знали бы друзья Согдианы, что каждый такой поцелуй заканчивался скандалом дома. Однажды девушка настолько испугалась очередного поцелуя, что просто расплакалась на сцене и забыла слова. Певица пришла домой и решительно поговорила с мужем на этот счет. Обоюдным решением было расстаться и вскоре Согдиана развелась с Куштовым.