Екатерина Авдулина
Орест Кипренский. Портрет Екатерины Авдулиной. 1822–1823. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Екатерина Авдулина одета в платье с завышенной талией, модное в первой четверти XIX века. Оно очень сдержанное и, возможно, даже траурное. Однако на плечах у нее нарядная ярко-желтая шаль. Об этом престижном аксессуаре модницы тогда мечтали. Самые роскошные шали, из Кашмира, «кашмирские» (сегодня их называют «кашемировые»), были самыми дорогими. В журнале «Московский телеграф» в то время писали: «Кашмирские шали, квадратные или шарфообразные, в большой моде. Цвет последних белый или пестрый; но края всегда бывают превосходной работы. Такая шаль видом похожа на шелковую, но легче и делается из драгоценной шерсти тибетских коз».
Привозные накидки стоили дорого, а спрос на них был большим. И в России, в губерниях Среднего Поволжья, зародилось собственное производство. Одни мастера создавали шали по подобию восточных, другие изобретали собственные приемы. Так возникла техника двустороннего ткачества, когда узоры на накидке были одинаково хороши и с лицевой, и с изнаночной стороны. На мануфактуре братьев Гучковых изготавливали первые в России шали с затканными в одно целое с полотном каймами. Одно из самых известных производств принадлежало братьям Колокольцовым. Сегодня их шали хранятся в музейных коллекциях, например в Государственном Эрмитаже.
Юлия Самойлова
Карл Брюллов. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад). Не позднее 1842 года. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Карл Брюллов не раз писал свою покровительницу и возлюбленную — экстравагантную красавицу графиню Юлию Самойлову. Художник очень точно показал особенности костюмированных балов того времени. В XIX веке силуэт и крой платья всегда соответствовали моде, а о прошедших эпохах могли напоминать лишь детали. Платье Юлии Самойловой с глубоким декольте, лифом, подчеркивающим грудь, и почти полностью открытыми руками — типичное вечернее платье самого конца 1830-х и начала 1840-х. О средневековом одеянии напоминают в основном материалы и отдельные элементы: обильная отделка мехом горностая, юбка из чередующихся частей красного и белого шелка, а также длинная церемониальная мантия.
Бурное увлечение эпохой Средневековья началось в 1820-х. Поначалу оно касалось только литературы, а затем перекинулась и на другие области, в том числе и на костюм. Даже в повседневных платьях появились длинные рукава в средневековом стиле, а гладкие женские прически стали закрывать уши, напоминая о XIII веке. В аристократических салонах разыгрывали живые картины в соответствующих нарядах, а на свежем воздухе устраивались турниры. В эпоху романтизма культуру Средних веков открывали заново и идеализировали. И графиня Самойлова, страстная и отважная натура, предстала перед зрителями в костюме рыцарских времен.
Неизвестная
Иван Крамской. Неизвестная. 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва
До сих пор неизвестно, кто именно изображен на одной из самых знаменитых и загадочных картин Ивана Крамского. Но для аристократки героиня полотна выглядит недостаточно изысканно.
В 1883 году дамы снова, после некоторого перерыва, стали носить турнюры — специальные накладки, которые крепили сзади ниже талии. Сидеть в такой юбке можно было лишь боком. Героиня Крамского же полностью откинулась на спинку открытого экипажа — на ней или вообще нет турнюра, или он совсем невелик. А это значит, что она не стремится следовать последним модным тенденциям.
Молодая женщина, скорее всего, одета в манто — популярную верхнюю одежду XIX века, которую шили во множестве вариантов. Например, манто «Скобелев» названо в честь Михаила Скобелева, знаменитого генерала, участника Русско-турецкой войны. Один из модных журналов конца 1870-х описывал его так: «Бархатное, велюровое или шерстяное с шелком манто с очень узкими руками, отороченное кругом мехом». К 1883 году модель «Скобелев» уже начала выходить из моды.
Какие еще головные уборы были популярны в России – с XVIII по XX век
На голове у незнакомки — мягкая шляпка без полей, так называемый «ток». Головные уборы в стиле Ренессанса в XIX веке нередко называли в честь известных личностей той эпохи. Например, в журнале «Модный магазин» за 1879 год была очень похожая модель под названием «Генрих III». В описании шляпки сказано, что ее «очень легко устроить самим». И в самом деле, в отличие от большинства модных головных уборов начала 1880-х, для нее не нужна плотная основа. Кусок бархата, материал для подкладки, немного усилий — и незатейливая шляпка готова.
Мария Лопухина
Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Мария Лопухина, сестра Федора Толстого и жена егермейстера, действительного камергера Степана Лопухина, объединяла два старинных русских рода.
Портрет Лопухиной написал в 1797 году Владимир Боровиковский. Как раз в это время — на рубеже двух столетий — в моду вошел неоклассицизм. Плотные платья с пышными юбками сменялись на простые легкие наряды из хлопка с завышенной талией в античном стиле. В России был популярен греческий стиль, а в последние годы правления Екатерины II в придворный гардероб вошло праздничное «греческое платье» — белое, подпоясанное под грудью кушаком. Именно в такой лаконичный наряд и одета Мария Лопухина.
В неглубоком декольте платья виднеется сорочка с высоким воротником. С ее помощью можно было сделать наряд совсем скромным, закрыв вырез. Золотистые полоски на светло-голубом кушаке гармонируют с единственным украшением — браслетом из тонких золотых цепочек. Складки светло-сиреневой шали еще больше приближают наряд к античным образцам, напоминая о драпированных одеяниях.
Узнайте о судьбах других красавиц с портретов
Через несколько лет после того, как портрет был написан, молодая женщина — ей было всего 24 года — умерла от чахотки. Но, как написал позднее поэт Яков Полонский, «красоту ее Боровиковский спас».
Людмила Гурченко, «Карнавальная ночь», 1956 год
После выхода фильма на широкие экраны все модницы хотели получить такое же платье, как у героини Людмилы Гурченко – Леночки Крыловой. Первое время ходили слухи, что строгое чёрное платье с атласным поясом и таким подходящим аксессуаром, как белая муфта, сшил для актрисы сам Кристиан Диор, но это не так. Все наряды были пошиты исключительно в Москве. Стоит отметить, что, пожалуй, это платье не смотрелось бы так шикарно ни на какой другой актрисе, поскольку тонкий акцент на талии и сделал образ незабываемым, ведь сама актриса говорила, что объём её талии равен 48 см. К сожалению, платье не сохранили. Неизвестно, где оно находится - то ли затерялось в закулисье «Мосфильма», то ли стало достоянием чьей-то личной коллекции.
Джулия Робертс, «Красотка», 1990 год
Невозможно представить фильм без Джулии, чьё появление в вечернем элегантном красном платье с открытыми плечами поразило не только главного героя, но и зрителей. Трогательная история «ночной бабочки» стала примером для многих представительниц слабого пола, показав, что в настоящей любви не существует предрассудков и запретов. Кстати, в фильме запомнился не только этот костюм. Коричневое платье миди в крупный белый горох – актуальный принт 2020 года. Сегодня точную копию нарядов можно купить от 2000 рублей в зависимости от производителя.
Составляем летний гардероб как у героинь французского кино
Героини французской классики кинематографа носят легкие хлопковые платья с тем же успехом, что и льняные рубашки как с мужского плеча. Фильмы 1960-1980-х годов — это ответ сразу на два экзистенциальных вопроса: «что надеть» и «что посмотреть вечером». Рассказываем о фильмах, которые вдохновят ваш летний гардероб.
Хайди Политофф в «Коллекционерке», 1967
Есть теория: в каждом втором французском фильме главные герои сбегают на юг. «Коллекционерка» не исключение. Фильм послужил вдохновением для создания коллекции Симона Порта Жакмюса осень/зима — 2020.
Главная героиня проводит августовский отпуск в платьях из хлопка и не по погоде теплых трикотажных топах (как в коллекциях весна/лето — 2020). Купальник насыщенного желтого цвета контрастирует с лазурным морем, белые льняные рубашки оттеняют естественные цвета природы Сен-Тропе. Это первый фильм режиссера Эрика Ромера, снятый в цвете, потому оттенки здесь играют особенную роль.
Брижит Бардо в «И Бог создал женщину», 1956
Брижит носит миди-юбки с разрезами и топы бардо со спущенной линией плеч, позже названные в ее честь. Фильм стоит смотреть не только ради гардероба. Бардо он принес звание «секс-символа», Франции — новое понимание сексуальной свободы. После него режиссеры не боялись снимать провокационное (на то время) кино.
По меркам современного мира в нем нет ничего шокирующего: Бардо играет девушку, за которой бегают толпы поклонников, — и за это местные жители ее осуждают. Бардо гуляет босиком по пляжу Сен-Тропе (до того, как он стал пятизвездочным курортом), танцует в баре в летящих платьях и носит плетеные корзинки.
Беатрис Даль в «Бетти Блю» («Тридцать семь и два по утрам»), 1986
Фильм, определивший «новую новую волну» французского кинематографа, также определил и тренды конца 80-х. Все тот же реализм, характерный для Годара и его коллег, но теперь приправленный избыточным стайлингом и насыщенными образами. Все как и полагается в 1980-х.
Эксцентричная Бетти Блю носит одежду теплых тонов: красную, оранжевую и желтую. Она отдает предпочтение цветному монохрому: под красные платья — красные сандалии. Ее гардероб построен по принципу «подражания» окружающей среде: красные сапоги появляются в сцене с алыми розами, а желтая рубашка — в цветочном поле. Ее одежда почти всегда сочетается с образами возлюбленного.
Бетти носит красное платье со спущенной линией плеч, рабочий комбинезон из денима, массивные клипсы и одежду первичных оттенков: красного, синего и желтого.
Джин Сиберг в «Здравствуй, грусть», 1958
Фильм снят по одноименному роману Франсуазы Саган. 17-летняя Сесиль два года отучилась в школе при монастыре и теперь покоряет вечеринки на юге Франции. Этим и определяется ее стиль: радикальные меры (вроде стрижки «под мальчика») в протест против строгих моральных устоев, рубашки как с мужского плеча вместо дневного платья.
Сесиль носит вечерние платья в духе диоровского new look с тем же успехом, что и купальники вместо повседневной одежды. Она влюбляется, протестует и воплощает французскую идею наслаждения жизнью во что бы то ни стало. Все это снова на фоне пейзажей Сен-Тропе.
Софи Марсо в «Мои ночи прекраснее ваших дней», 1989
Фильм польского режиссера Анджея Жулавского стал французской классикой конца 1980-х. Главная героиня Софи Марсо носит красное шелковое платье (определившее моду на slip dress в 90-х), юбки приглушенных оттенков и большие овальные очки. Купальник в одной из сцен фильма как нельзя лучше передает стиль 80-х: он украшен пышными розовыми бантами, а принт напоминает экспрессивные рисунки Жан-Мишеля Баскии.
Анна Карина в «Безумном Пьеро», 1965
Гардероб Анны состоит из коротких летних платьев, лент в волосах и топов в бретонскую полоску. Сбегая на юг, Карина надевает армейский жакет и кепку цвета хаки. В шляпе моряка и белоснежном топе она отправляется в открытое море.
Цвет здесь играет особую роль. Первичные оттенки, такие любимые абстракционистами и последователями поп-арта, нашли отражение в постройке сцен. Белый появляется в кадре вместе с красным и синим, отсылая к французскому флагу. Это не случайно: фильм посвящен социальным проблемам Франции (и был выпущен за четыре года до революции 1969-го).
Герои фильма «Мои маленькие влюбленные», 1974
Последние сезоны дизайнеры вдохновлялись детством: на подиуме появились легкие хлопковые платья с воротом, юбки с рюшами и костюмы, напоминающие школьную форму (как у Gucci). В фильме Жана Эсташа главные роли играют дети, чей гардероб послужит вдохновением на лето: белые рубашки изо льна, платья baby doll в клетку, широкие брюки и вязаные свитера на случай прохлады.
Смотрите также: 5 сериалов, изменивших наши гардеробы (кроме «Секса в большом городе»).
Кира Найтли, «Искупление», 2007 год
По мнению критиков, зелёное струящееся платье героини Киры Найтли – «самое эффектное в истории кино». Дизайнер Жаклин Дюрран создавала его точно по описанию в книге Иэна МакЮэна, в котором говорится о единственном наряде, который нравится Сесилии - «зелёное выпускное, без спинки». Пожалуй, это платье в фильме полностью передаёт атмосферу лёгкости и в то же время исключительной сексуальности и женственности. К сожалению, костюм не сохранился, поскольку был настолько тонкий и нежный, что порвался во время съёмок и многократных дублей.
Вивьен Ли, «Унесенные ветром», 1939 год
Скарлетт О’Хара – именно тот персонаж, чьи платья восхищали своей красотой. Созданные талантливым художником по костюмам Уолтером Планкеттом, они и сейчас диктуют моду, а тысячи женщин мечтают иметь в своём гардеробе хоть один наряд из фильма. Самое популярное и непревзойдённое – зелёное платье, по сюжету сшитое из бархатных штор. Многие костюмы из фильма были постоянными экспонатами многочисленных выставок, и, как следствие, сильно износились. На сегодняшний день они полностью отреставрированы и принадлежат голливудскому продюсеру и режиссеру Дэвиду О. Селзнику.
Подпишитесь на наши Социальные сети
По одёжке встречают: что говорит о вас ваша одежда
Мужские бюстгальтеры – миф или реальность?
«Красотка»
Звездная роль Джулии Робертс просто не могла обойтись без красного платья. Его созданием занималась Мэрилин Вэнс. Изначально режиссер говорил, что платье должно быть черного цвета, но Мэрилин смогла настоять на своем. Она создала массу вариантов во всех оттенках красного, а актриса была вынуждена все это перемерить, только после этого был сделан окончательный выбор, и он был правильным.