Об отказниках в роддоме: как усыновить новорожденного, где можно взять грудничка || Дом малютки где находится


Коротко о домах малютки

  • Как подобрать ребенка?
      Направление
  • Знакомство с ребенком и его документами
  • Оформление опекунства
      Заявление на назначение опекунства
  • Приказ о назначении опекунства
  • Контроль специалистов отдела опеки
  • Заключение Эксперта
  • Ответы юриста на популярные вопросы
  • В 2020 году на территории РФ функционируют следующие виды учреждений для детей-сирот:

    • школы-интернаты (для детей в возрасте от 6 до 23 лет);
    • центры семейного устройства (для детей в возрасте от 0 до 23 лет);
    • дома малютки (для воспитанников в возрасте от 0 до 4 лет);
    • дома-интернаты (для детей-инвалидов).

    Дома малютки относятся к медицинским организациям. Поэтому они находятся под контролем региональных министерств здравоохранения. Руководителем организации является главврач.

    Особенностью учреждений является возможность помещения в организацию ребенка с момента рождения и до 3 лет (если воспитанник имеет удовлетворительное состояние здоровья) или до 4 лет (если ребенок нуждается в медицинском контроле).

    Как правило, после 3 лет несовершеннолетний переводится в центр семейного устройства или школу-интернат. А дети с ограниченными возможностями здоровья в 4 года переводятся в дом-интернат.

    Постановление Правительства от 2014 года № 481 внесло значительные изменения в правила помещения детей в организации для детей-сирот. Если раньше все дети в возрасте от 0 до 3 лет помещались только в дома ребенка, то теперь данные полномочия есть и у центров семейного устройства.

    Поэтому в домах малютки воспитываются следующие категории детей:

    • отказники из роддомов;
    • дети, нуждающиеся в медицинском контроле;
    • дети, помещенные по заявлению родителей.

    Зачастую кровные родители, поместившие ребенка по заявлению, забывают о нем. Поэтому несовершеннолетний остается в организации уже в качестве оставшегося без родительского попечения.

    «В Доме малютки вас встретит гробовая тишина»

    Конечно, на улице с чемоданом он не останется — государство обеспечит его жильем. Конечно, он может продолжить учебу, если совместно с другими воспитанниками уже поступил в училище — организованно и коллективно, не задумываясь, нравится ли ему будущая профессия. Но теперь, когда дверь детского дома за его спиной закрылась, на выпускника свалится нереальное количество задач и проблем, с которыми он не готов остаться наедине. Потому что никто и никогда не учил его делать выбор, принимать решения самостоятельно.

    Ребенку на выходе из детского дома нужен рядом человек, который станет его другом и помощником, проводником во взрослой жизни. Сейчас с развитием волонтерского движения у ребенка появилась возможность такую помощь получить. В Москве и других городах работают организации, одним из направлений деятельности которых является социальная адаптация детей-сирот в современном бешеном и опасном мире.

    Рассказывает Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»:

    — Домашний ребенок в 18 лет никогда не порывает с нами полностью. Это постепенный уход от родительской опеки, то, чего нет у ребенка из детского дома. Хорошо, если у него остались теплые отношения с воспитателем и он может вернуться, чтобы навестить его. Но это редкий случай. Недавно одна выпускница детдома захотела прийти к своей воспитательнице, но ее не пустили дальше охраны, на территории посторонним находиться запрещено. Да, в некоторых учреждениях есть службы сопровождения детей после выпуска, где-то есть воспитатели, которые оставляют подопечным личные контакты. Но в основном происходит следующее: ребенок выходит из детского дома, и эта дверь навсегда захлопывается за ним. Вот почему ему нужен взрослый, который появился бы до выпуска, а в момент прощания с детским домом, когда от свободы у таких детей буквально взрывается мозг, остался бы рядом.

    Мария Рыльникова, координатор проекта «Быть рядом» того же фонда, поясняет:

    — Наставничество — это история индивидуальных отношений. Это длительное общение, когда волонтер встречается с ребенком раз в неделю, а на связи с ним 24 часа в сутки. Но уже за первую встречу можно дать ребенку многое, например, возможность выбирать. Это та самая возможность, которую ему не предоставляет система коллективного воспитания в детском доме. Жизнь в учреждении — это жизнь по расписанию, в рамках режима, и неважно, хочешь ты есть или в туалет, все идут по расписанию мыть руки, обедать и так далее. Наставничество — это не просто общение, а целый план помощи, разработанный совместно с психологом. Ребенок, который соглашается на наставника, понимает, что это его дополнительный ресурс, турбокнопка, которая может ему помочь в разных жизненных ситуациях. Путем общения ребенок может узнать, чего он на самом деле хочет. Потому что таким детям сложно осознать свои желания и потребности, так как они никогда не удовлетворялись. Волонтер помогает ребенку понять, что он имеет право чего-то хотеть.

    Однажды волонтер-наставник пришла с ребенком в кафе и предложила ему заказать блюдо. Процесс выбора занял у подопечного 40 минут, он никак не мог определиться. Волонтер молчала и ждала, она хотела, чтобы этот выбор ребенок сделал самостоятельно. И вот взвесив все, изучив все меню, он наконец сделал заказ. Позже волонтер рассказала психологу об этой истории и отметила, что, по ее мнению, это была бесполезная встреча, поскольку масса времени ушла только на меню. Психолог возразил ей, что как раз эта встреча была самой полезной и что волонтер сделала для подопечного многое, дав ему почувствовать, что он может самостоятельно выбирать.

    — Наша задача, — продолжает Мария Рыльникова, — показать детям мир, с которым ему придется столкнуться после выпуска из детдома. Какие-то вещи, которые для нас естественны, поскольку мы выросли в семье, для них становятся настоящим открытием.

    Пока ребенок в учреждении, он в относительной безопасности. Выпуск в реальную жизнь делает его легкой добычей для людей с не самыми лучшими намерениями. Выпускник детдома часто становится жертвой обмана. Задача волонтера в период подготовки — адаптировать ребенка к разным жизненным ситуациям. Ребенок из детдома задает человеку из внешнего мира вопросы, которые могут показаться нелепыми, например: «С кем ты живешь, у тебя тоже шесть соседок?» Он не знает, как сходить в магазин, как спланировать бюджет, как оплатить коммунальные услуги. Раньше в детских домах у воспитанников было больше свобод, они были знакомы с бытом, дежурили по кухне, занимались уборкой. Теперь огромное количество инструкций, СанПиНов ограничивают вовлечение детей в трудовой процесс, у них даже нет доступа к кухне, они не могут еду приготовить сами, а вдруг какая-то вспышка кишечной инфекции, за которую будет отвечать руководство? Они могут жить в учреждении, где им никто не предложит помыть пол, потому что нельзя использовать детский труд.

    — Когда мы говорим, что дети из учреждений воспитываются как иждивенцы, речь идет о системной ошибке, — считает Мария Рыльникова. — Они лишены быта, поэтому общение с волонтером — это про жизнь.

    — Проблема современных учреждений, — продолжает Елена Альшанская, — это тотальное отсутствие у ребенка свободы и ответственности. И так было не всегда. Вспомните книгу «Республика ШКИД». Эта система строилась по-другому, у детей было много свободы, они могли гулять, отвечать за свои поступки, быть инициативными. А сегодня ребенок даже выйти из детского дома не может, одна директор недавно с гордостью сказала: «Наши дети за территорию не выходят, у нас полностью закрытое учреждение». В нынешней системе ребенок сильно инфантилизируется. Нет ответственности за собственные решения, все делается коллективно, по команде воспитателя. Даже поступление в училище. Подростков хором отправляют учиться туда, где есть общежитие, социальные работники. Так и происходит выбор профессии.

    Волонтер-наставник в среднем общается с ребенком год, знакомясь с ним до выпуска из детского дома и сопровождая его первое время в самостоятельной жизни. Иногда спустя год общение прерывается по инициативе одной из сторон. Но если годовой порог пройден, то, как правило, этот союз существует очень долго, их связь не прерывается до 22–24 лет, несмотря на появление у подопечных семьи и детей.

    Многие ли дети соглашаются на общение с таким наставником? Когда волонтеры приходят в детский дом и приглашают ребят к участию в проекте, то некоторые воспринимают это предложение настороженно. Но в итоге мало кто отказывается от общения с человеком, который может стать их личным взрослым.

    — В проекте участвуют те, кто хочет, — рассказывает Елена Альшанская, — и это не большинство. Вот трое, например, согласились. Остальные наблюдают, видят, как меняются сверстники, когда к ним начинают ездить взрослые. Им тоже хочется индивидуального внимания. И так со временем подтягиваются другие дети.

    На сегодняшний день у волонтера, помогающего детям-сиротам, женское лицо. Это очень разные люди. Средний возраст наставников колеблется от 30 до 48 лет. Наименьший процент — это люди от 18 до 22 лет. Редко в наставники идут те, кому за 50, хотя мы очень надеемся привлекать эту категорию, у них есть свободное время, навыки и опят работы с детьми.

    Интересно, что европейские психологи советуют своим клиентам с личностными проблемами заниматься волонтерской деятельностью, тем самым восполняя эмоциональный вакуум, борясь с депрессией, спасаясь от одиночества под лозунгом «Помогая другому, ты помогаешь себе». Представители фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» эту идею не поддерживают. По мнению Марии Рыльниковой, человек в состоянии депрессии не может ничего дать ребенку:

    — Более того, я считаю, что это состояние является противопоказанием для волонтерства. Мы проводим собеседования и тщательно тестируем кандидатов, многим отказываем по разным причинам. Опустошенный человек будет скорее не отдавать что-то, а забирать у ребенка. Да, волонтерами могут быть люди с богатым, но непростым жизненным опытом, с травмами, но осмысленными. Одинокий человек может быть активным, он не всегда несчастный. Однако острые состояния и недавние травмы помешают таким людям работать с детьми.

    Продолжает Елена Альшанская: «Я бы не воспринимала волонтерство как лекарство, наоборот, это то, что ты сам можешь дать, когда у тебя есть избыток сил, возможностей и когда ты готов к отдаче. Вот тогда ты получаешь смысл от того, что делаешь, а смысл в наше время дороже всего, он в дефиците. Но тут есть тонкий момент: нельзя ждать чрезмерной отдачи и примерять на себя роль спасителя мира, от которого зависят другие. Увы, не всегда твое влияние на чужую жизнь прекрасно, как кажется тебе, и можно навредить тому, кому помогаешь. Важно в социальной работе не считать себя богом, чтобы не было потом сожалений: «Я так старался, а он не поступил в институт». Ты не влияешь ни на кого, ты просто находишься рядом.

    Администрация и персонал детских домов и больниц, с которыми волонтерские организации заключают договор, иногда проявляют недовольство их деятельностью. Сотрудников может пугать ситуация, когда авторитет волонтера становится выше, чем авторитет воспитателя. Когда это происходит, дети становятся непослушными, самостоятельными, знающими и понимающими, что им надо, уверенными в себе. С такими детьми намного сложнее работать, чем с теми, кто ведет себя пассивно.

    — На начальном этапе общения с волонтером воспитатели видят, что дети начинают вести себя более вольготно, — говорит Елена Альшанская. — Важно объяснять персоналу, что стоит потерпеть ослабление поведения ребенка, так как у него появилось ощущение собственной свободы. Пока он молчаливый и все принимающий — он очень удобен. Но это может стать трагедией для него, когда он выйдет в 18 лет из детского дома и рядом не окажется никого, кто поднесет ложку к его рту.

    — Иногда сотрудники могут попросить ограничить общение с волонтером, говоря, что ребенок испортился, — рассказывает Мария Рыльникова, — мы говорим: давайте это неудобство потерпим вместе. А терпеть приходится и тем и другим, ведь это только первый этап отношений ребенка и волонтера напоминает влюбленность. Потом начинается все как в любых отношениях: период охлаждения, обиды, разочарование. Наставник и подопечный проходят весь этот цикл вместе, учась преодолевать кризисы. То, как ребенок меняется, можно увидеть на примере младенца, которого волонтер впервые покачал на руках. Он чувствует тепло человеческого тела, не сознавая этого, но вспоминает, что криком может сигнализировать о своих потребностях. И начинает кричать, чем становится крайне неудобным для сотрудников. Если вы придете в Дом малютки, то в отличие от детского сада вас встретит тишина. Гробовая. Потому что, когда к ребенку не подходят, когда его потребности не удовлетворяются, он перестает звать. И то, что он начинает плакать, это значит, что он вспомнил о способе выражения своих желаний. Старшие дети, начиная общаться с волонтером, переходят из категории объектов в субъекты, ведь человек, который проявляет к ним интерес, может дать ребятам возможность почувствовать себя личностями. Например, когда я знакомлюсь с детьми и спрашиваю, как их зовут, как вы думаете, что они отвечают? Они называют свои фамилии. Я спрашиваю снова, и снова слышу: Иванов, Петров, Сидоров. Потому что всегда и везде они проходят под этими кодовыми наименованиями. И только когда я говорю ребенку: «Я Маша, а ты кто?» — до них, наконец, доходит, что меня интересует то, что до этого никого не интересовало.

    Насколько сильно отличаются дети из детских домов от сверстников, у которых есть семья? Это зависит от того, какую часть жизни они провели в детском доме. Чем меньше времени, тем меньше и отпечаток. Если они прожили в учреждении с рождения до 18 лет, последствия будут, и тут важно, сможет ли такой человек социализироваться.

    — На этот процесс влияют несколько факторов, — считает Елена Альшанская. — Во-первых, его биология, насколько он способен сопротивляться сложностям, во-вторых, были ли рядом значимые для него взрослые. Это очень важно, и если у ребенка такой поддержки не было, а сопротивляемость трудностям у него слабая, то это грустная история.

    Биргит: как немка стала опекуном российских подростков

    Биргит — гражданка Германии, которая 25 лет назад переехала в Россию. Ее дети выросли и выпорхнули из гнезда. Для Биргит, много лет отработавшей в сфере бизнес-консалтинга, встал вопрос о том, чтобы сделать в своей жизни что-то полезное. У нее было много сил, энергии и ресурсов, чтобы помогать людям. Она решила заняться благотворительностью и через фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» стала наставником для подростка из детского дома. Речь шла о программе «Один волонтер — один ребенок», когда у воспитанника детского дома появляется личный взрослый, готовящий его к самостоятельной жизни. Биргит начала курировать мальчика-подростка, регулярно навещала его, они вместе гуляли по городу, ходили в кино, посещали футбольные матчи. У ребенка были родные брат и сестра, и на глазах Биргит произошла тяжелая история, когда семья, взявшая подростков под опеку, неожиданно вернула их в детский дом под предлогом «не справляемся». Детям стали искать новую семью, Биргит участвовала в этом. Звонки раздавались из разных городов России. Когда встал вопрос о том, что ребят могут увезти в Сибирь, в семью, где уже есть 18 детей, она осознала, что не может отдать детей, «своих» детей. Были сомнения и волнения, что ей, гражданке другого государства, можно оформить опеку. В итоге выяснилось, что с видом на жительство в России это возможно. Так в семье Биргит появились три подростка.

    Адаптация шла непросто. Дети выросли в детском доме потребителями, они не понимали ценности вещей, не были бережливыми, ведь взамен испорченного им всегда приносили новое. Они спокойно рвали и выбрасывали одежду, купленную в магазине, ели все подряд, но не доедали, выбрасывали. Они не понимали, что у вещей и продуктов есть цена. Сложности возникли и с учебой — педагогическая запущенность не позволяла ребятам освоить программу по русскому языку и математике, пришлось организовывать для них домашнее обучение и повторять весь материал, начиная со 2-го класса начальной школы.

    Биргит оказалась требовательным опекуном. Она ввела штрафы за нецензурную лексику, вычитая из карманных денег по 50 рублей за каждое матерное слово. Есть требования, которые они должны соблюдать, например, возвращаться домой не позднее 22 часов. Для Биргит важно, чтобы они понимали: это семья, и здесь есть свои правила. Конечно, не все проходит гладко. Бывают у Биргит минуты отчаяния и тяжелой усталости. Но сейчас, по прошествии более чем полугода, она видит прогресс. Дети стали теплее, внимательнее к ней, у них появились чувства. Научились говорить «спасибо», извиняться, когда виноваты. Не хотят ее огорчать, интересуются ее делами и настроением, стали заботливее и внимательнее. Они осознают, что находятся не в гостях, а у себя дома. Опекун с самого начала давала детям свободу выбора, говорила, что если им тяжело, то они могут всегда вернуться в детский дом. Но ни один из них туда возвращаться не хочет. Что самое главное для приемных родителей? Биргит считает, что это чувство юмора и здоровый пофигизм. Особенно если вы становитесь опекуном сразу нескольких детей. Особенно если все они подростки.

    Ирина: помочь подросткам найти дорогу

    Ирина занялась волонтерской деятельностью, когда ей было 23 года. На это решение повлияла история ее жизни. Она росла без отца, а мама не давала ей достаточно любви и тепла. Ирина часто задумывалась о детях, живущих в детском доме, понимая, что если ей так одиноко и плохо, то как должно быть им, оставшимся без обоих родителей? Так она стала волонтером и уже 7 лет занимается этой деятельностью. Работа в ювелирной компании не помешала ей быть координатором группы наставников в детском доме.

    Около двух лет она курировала мальчика, но потом, когда детский дом был расформирован, подросток переехал в другой регион. Ирина не забывала о воспитаннике, а он спустя годы нашел ее в соцсетях. Оказалось, что все это время мальчик пытался ее найти, хранил ее подарки, помнил подробности их встреч. Сейчас он совершеннолетний, окончил колледж, нашел работу, собирается завести семью. При встрече с ним Ирина плакала от счастья и от радости, что у этой истории счастливый конец. Она и ее воспитанник больше не теряются, постоянно на связи, созваниваются и видятся.

    Теперь Ирина — временный опекун двоих мальчиков-подростков. Это дети с психологическими травмами и тяжелыми судьбами. Один живет в детском доме с рождения, второго за кражу вернула в учреждение приемная семья. С обоими мальчиками адаптация проходит нелегко. Были оскорбления со стороны старшего ребенка, он скандалил, пытался сам отказаться от наставника, не дожидаясь, пока Ирина бросит его. Младший красил волосы в розовый цвет, курил, попадал в полицию. Прошло не так много времени, но оба подростка изменились, стали более чуткими, боятся обидеть Ирину. Своей основной задачей наставник видит в их подготовке к взрослой жизни, в их социализации, ведь оба воспитанника детского дома инфантильны и в глубине души уверены, что окружающие всегда будут их жалеть. Им сложно общаться и ориентироваться в реальном мире. Ирина вспоминает, что для этих подростков поначалу было проблемой даже заговорить с продавцом в магазине или спросить у прохожего дорогу.

    Как оформить документы на опеку?

    Обыватели представляют процедуру оформления опеки, как длительный и сложный процесс. На практике, в интересах ребенка законодатели ежегодно упрощают процедуру оформления.

    В 2020 году для удобства потенциальных опекунов организовываются территориальные школы приемных родителей, функционируют электронные сервисы приема документов и подбора детей.

    Образно процесс оформления опеки можно разделить на следующие этапы:

    1. Подготовка документов.
    2. Подбор воспитанника.
    3. Оформление опеки.

    Рассмотрим подробнее.

    Подготовка документов

    Перечень документов предусматривается Постановлением Правительства от 2009 года № 423:

    • гражданский паспорт;
    • свидетельство о бракосочетании;
    • письменное согласие всех членов семьи, достигших 10 лет, и проживающих совместно с заявителем;
    • информация о доходах за предыдущие 12 месяцев;
    • медицинское заключение об отсутствии противопоказаний;
    • информация о правах на жилое помещение;
    • сертификат о прохождении обучения;
    • автобиография.

    Закон устанавливает окончательный перечень документации. Но, как показывает практика, специалисты запрашивают дополнительные данные. Теоретически можно обжаловать неправомерные действия специалистов. Но портить отношения на данном этапе нецелесообразно.

    Дополнительно могут запросить:

    • характеристику с места работы;
    • характеристику от участкового;
    • характеристику от соседей;
    • данные об отсутствии долгов по коммунальным услугам;
    • информацию об образовании.

    Образец автобиографии:

    Образец характеристики с места работы:

    Обращение в отдел опеки

    Для получения заключения необходимо обратиться в отдел опеки по месту постоянной или временной прописки. При обращении гражданин получает перечень документации, которую необходимо подготовить. А также правила прохождения школы замещающих родителей.

    В зависимости от правил региона, школа может быть прикреплена к конкретному отделу опеки. В других субъектах – кандидаты самостоятельно выбирают ШПР. Также специалист выдает бланк для прохождения медицинского освидетельствования.

    После того, как все документа будут собраны, необходимо посетить отдел опеки повторно. Гражданин подает заявление о выдаче заключения.

    Специалист опеки самостоятельно запрашивает следующие сведения:

    • о судимости заявителя;
    • о размере пенсии;
    • выписку из домовой книги.

    В течение 5 дней квартиру заявителя должна посетить комиссия. Специалисты проверят условия проживания. По результатам посещения оформляется акт. Второй экземпляр документа выдается в течение 3 дней с момента подписания руководителем.

    Выдача заключения

    Документом, дающим гражданину право на оформление опеки, является заключение. Оно выдается через 10 дней (с момента обращения в отдел опеки с заявлением).

    Заключение должно содержать следующие сведения:

    • разрешение отдела опеки на принятие гражданином детей в семью;
    • пожелания заявителя по кандидатуре детей (количество, возраст, родственные связи, цвет волос и глаз).

    При отказе в выдаче положительного заключения возможно оспорить решение в судебном порядке.

    Образец заключения органов опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем):

    Окончательное усыновление ребенка

    На суде, где будете присутствовать вы, сотрудники органов опеки и прокурор, вам нужно будет объяснить, почему вы решили взять ребенка из дома малютки. Конечно, неприятно рассказывать чужим людям о своих проблемах, но если вы хотите иметь ребенка, придется потерпеть, так как прокурор должен убедиться, что вы берете малыша ради его счастливой жизни в вашей семье, а не из каких-то корыстных побуждений.

    После того, как суд установит усыновление, вы можете взять ребенка из дома малютки, зарегистрировать малыша в ЗАГСе и на законных основаниях забрать его домой.

    Как подобрать ребенка?

    С момента получения заключения, гражданин приобретает статус кандидата в замещающие родители. Только кандидат имеет право на ознакомление со сведениями о детях-сиротах в региональном банке данных.

    Важно! Кандидаты в опекуны не имеют права самостоятельно посетить дом малютки. Они должны обратиться в отдел опеки по месту расположения организации.

    Направление

    Направление – это официальный документ, который дает кандидату право на знакомство с ребенком, оставшимся без родительского попечения. Он выдается отделом опеки, региональным или федеральным оператором по заявлению гражданина.

    Особенности документа:

    • период действия – 10 дней;
    • по окончанию срока необходимо дать ответ о своем решении;
    • срок можно продлить на 10 дней (в исключительном случае);
    • выдается на 1 ребенка;
    • если несовершеннолетний имеет братьев и сестер, то оформляется одно направление на всех;
    • на руках кандидата не может быть больше направлений, чем указано детей в заключении;
    • отказ от кандидатуры ребенка можно дать до истечения 10 дней;
    • после отказа от предыдущей кандидатуры можно получить направление на следующее знакомство.

    Образец направления на посещение ребенка:

    Знакомство с ребенком и его документами

    Гражданин должен лично посетить дом малютки. День посещения необходимо заранее согласовать с главврачом.

    При посещении гражданин должен лично пообщаться с ребенком, установить с ним контакт, знакомиться с медицинскими документами, получить сведения о родственниках несовершеннолетнего.

    Важно! Если гражданин сомневается в полученной информации, он имеет право заказать независимую медицинскую экспертизу.

    Для проведения экспертизы необходимо обратиться в отдел опеки. Медицинскую организацию выбирает кандидат. Обязанность по оплате медицинских услуг также возлагается на него.

    В случае положительного решения, кандидат лично посещает отдел опеки и оформляет согласие.

    Что такое тайна усыновления

    Об отказниках в роддоме: как усыновить новорожденного, где можно взять грудничка || Дом малютки где находится

    Чтобы обезопасить будущее ребенка, а также не допустить осложнений в семейных отношениях из-за факта усыновления, в Уголовном кодексе предусмотрена 155 статья. Она подразумевает сохранение тайны лицами, причастными к процедуре. Также предусматривает возможность изменения имени, фамилии, даты и места рождения малыша.

    Предлагаем ознакомиться: Правила и порядок замены отпуска денежной компенсацией. Можно ли заменить дополнительные дни за вредность, ненормированный день?

    При необходимости и желании усыновителей, органы опеки могут организовать постановочную выписку из роддома. Наличие фотографий и документов позволит избежать психологической травмы у ребенка в будущем.

    Следует трезво оценивать свои силы. Усыновить мальчика или удочерить девочку — важный шаг, который требует полного понимания последствий.

    Оформление опекунства

    Для оформления опеки необходимо обратиться в отдел опеки по месту расположения дома малютки.

    При себе необходимо иметь:

    • гражданский паспорт;
    • пакет документации для получения заключения;
    • бланк заключения.

    Важно! Правом на оформление опеки наделяется также кандидат в усыновители. Для этого не нужно получать отдельное заключение.

    Заявление на назначение опекунства

    Заявление должно включать следующие данные:

    • название органа местного самоуправления;
    • данные главы ОМС;
    • ФИО гражданина;
    • название заявления;
    • информация о наличии заключения о возможности быть кандидатом;
    • просьба о назначении опеки;
    • согласие на обработку личных данных;
    • подпись и дата.

    Образец заявления о назначении опекуном:

    Приказ о назначении опекунства

    Документом, подтверждающим факт назначения опекунства, является приказ о назначении опеки. Это акт органа местного самоуправления.

    Документ действует с момента подписания и до достижения ребенком 18 лет. Хотя в соответствии с законодательством, по достижению несовершеннолетним 14 лет опека переходит в попечительство, новый документ не выдается.

    Приказ подтверждает полномочия опекуна в отношении ребенка. Дополнительно выдается удостоверение.

    Как взять ребенка и избежать осложнений?

    Давайте рассмотрим весь механизм усыновления или удочерения малыша. Не ищите в интернете сайты с детьми, ждущими новую маму, пока вы не получите разрешения на усыновление в органах опеки.

    Для начала сходите туда и оставьте заявление о том, что вы хотите стать родителями маленького ребенка.

    Соберите все документы, список которых вам дадут в органах опеки. Пройдите медицинское обследование и дождитесь сотрудников органов опеки, чтобы они обследовали условия вашей жизни. Пройдите курсы приемных родителей. И получите заключение о возможности усыновления вами малыша.

    Если вы решили удочерить девочку из дома малютки или крошечного мальчика, вам придется ждать, когда подойдет ваша очередь, и только тогда вы получите возможность ознакомиться с банком данных на младенцев. Выбирайте ребенка не по своим представлениям, которые у вас сложились: чтобы были голубые глазки и вьющиеся волосы, или чтобы носик был прямой и уши не лопоухие. Ребенок должен показаться вам родным.

    Выбрав малыша, подробно ознакомьтесь с его данными:

    • по какой причине малыш оказался в столь бедственном положении;
    • кем была его мама, а лучше, если возможно, и папа;
    • каково состояние его здоровья.

    усыновление ребенка из дома малютки

    Туда же вы можете обратиться, если условия жизни малышей или обращение с ними персонала показались вам ужасающими.

    В судебной практике были случаи, когда по сигналу будущих родителей, приехавших знакомиться с малышом, проверки обнаруживали злоупотребления медицинского и педагогического персонала, грубые нарушения санитарии и гигиены, небрежное обращение с безответными жильцами дома малютки. Детей плохо кормили, купали в той же ванне, где мыли посуду, не меняли мокрые простынки на кроватках и т.д.

    Определившись с выбором, вы должны сообщить оператору, который давал вам направление в этот дом малютки, что вы удочеряете или усыновляете этого ребенка, чтобы он убрал сведения о нем из банка данных, и снова идете в органы опеки.

    Они помогут вам подготовить документы в суд. По законодательству РФ усыновление детей устанавливается только судом.

    Контроль специалистов отдела опеки

    После назначения опеки, личное дело ребенка передается в отдел опеки по месту регистрации опекуна. В соответствии с законодательством, опекун и подопечный должны проживать вместе до 16летия ребенка.

    По достижении указанного возраста возможно раздельное проживание, но исключительно с разрешения отдела опеки.

    Контроль за действиями опекуна осуществляется при помощи:

    1. Регулярных посещений. Ежеквартально в течение первого года и 2 раза в год в последующие годы.
    2. Предоставления отчета о сохранности детского имущества. Сведения подаются ежегодно до 1 февраля.

    В случае нарушения детских прав отдел опеки имеет право отстранить опекуна от исполнения обязанностей.

    Кто может стать усыновителем

    Согласно семейному законодательству, усыновление производится с обязательным участием представителей прокуратуры и органов опеки и попечительства. Последние обязаны руководствоваться интересами детей, и от них требуется заключение о возможности и обоснованности усыновления конкретными людьми. Именно поэтому к усыновителям предъявляется ряд требований:

    • Совершеннолетние. Исключение – усыновление лицами от 16 до 18 лет, вступившими в законный брак. Однако их заявления удовлетворяются в редких случаях. ООиП важно, чтобы претенденты были морально зрелыми людьми, а в таком возрасте не каждый человек готов нести ответственность за жизнь малыша.
    • Наличие жилья в собственности. Недвижимость должна по площади соответствовать установленным мерам. Важно, чтобы на каждого человека приходилось не менее 18 кв.м., и жилье отвечало санитарным и техническим требованиям. Это будет проверяться на начальном этапе при рассмотрении заявления.
    • Физическое и психическое здоровье. При обращении в органы опеки кандидаты в усыновители получают направления на прохождение полного медицинского обследования. Не допускается усыновление людьми, страдающими наркотической или алкогольной зависимость., онкологическими и другими серьезными заболеваниями, в т.ч. и туберкулезом. Психическое здоровье проверяется в кабинетах двух врачей – психиатра и психолога. Последний должен выяснить мотивы усыновления и определить психологическую готовность нести ответственность за маленького ребенка.
    • Разница в возрасте. Если усыновителями не являются близкие родственники малыша, между ними должна быть разница в возрасте не менее 16 лет. Для родственников данное требование не применяется.
    • Ориентация. Не допускается усыновление лицами нетрадиционной ориентации. По этой причине положительное решение сложно получить иностранным гражданам, где однополые браки распространены.
    • Отсутствие непогашенной судимости, либо погашенной за тяжкие, средней тяжести и особо тяжкие преступления.
    • Наличие постоянного места работы. Претенденты должны быть официально трудоустроены, потребуются справки о заработной плате. Если они работают неофициально, получить одобрение проблематично, даже когда их фактический доход достаточно высок. Важно, чтобы уровень заработка был не менее 1 прожиточного минимума на каждого человека, все рассчитывается совокупно.

    Комментарий специалиста

    Каменский Юрий

    Юрист

    Усыновителями может стать не только семейная пара, но и один человек. Однако органы опеки отдают предпочтение гражданам, зарегистрированным в официальном браке.

    Как усыновить из роддома? (пошаговая инструкция)

    Немалая часть желающих стать родителями непременно хочет взять новорожденного прямо из роддома, а этот вариант возможен, если горе-мамаша напишет отказ от ребенка. На отказных грудничков всегда очередь, поэтому, решившись взять младенца, нужно подготовиться морально и документально.

    Действия будущих родителей-усыновителей таковы:

    1. обратиться в ООП (органы опеки и попечительства) для регистрации в очереди за отказником из роддома;
    2. получить в ООП направления на медицинское обследование (для этого есть специальные бланки);
    3. по списку, выданному в ООП, приготовить весь пакет документов;
    4. когда все будет готово и подойдет очередь, в ООП следует отправляться в полной готовности для получения одобрения на усыновление.

    Специальная комиссия посетит жилище кандидатов в родители, чтобы убедиться в наличии достойного уровня обеспеченности жилплощадью и условиями для содержания ребенка. Примерно в течение двух недель после рассмотрения документов будет получен окончательный ответ, и после сигнала о наличии отказника в роддоме можно будет продолжить оформление через суд.

    В суд по месту нахождения роддома потребуется подать заявление, справки подойдут те же (если не прошло трех месяцев, тогда нужно собирать заново). Усыновители от оплаты госпошлины освобождаются, так что ни платить, ни прикладывать чек не потребуется. Нужна будет официальная бумага из ООП об их согласии и одобрении.

    Несмотря на то, что длительность судебного процесса находится по правилам в пределах 2-х месяцев, когда усыновление касается новорожденного, суд принимает решение очень быстро. Чтобы все закрутилось еще быстрее, нужно просить суд об обращении решения к немедленному исполнению. Если этого не сделать, то придется ждать 10 дней, пока решение суда вступит в законную силу.

    Предлагаем ознакомиться Выгоден ли автокредит: в каком банке лучше взять

    По решению суда младенца можно будет забрать сразу, причем в роддоме должны выдать послеродовый больничный лист от даты вступления решения в законную силу до достижения младенцем возраста 70 дней, а в органы ЗАГС нужно обратиться за получением документов на малыша.

    Пособия на усыновленных детей

    Да, усыновить недавно родившегося мальчика или удочерить девочку вполне возможно. Младенцы-отказники из роддома, где нерадивая мамаша написала так называемую «отказную» бумагу, поступают через определенное время, необходимое для оформления документов или поправки здоровья, в дом малютки.

    Предлагаем ознакомиться Земельный участок, земля. Соотношение, отличия понятий, виды земельных участков

    Таким образом, совсем крошку можно взять в роддоме или в доме малютки.

    Усыновленные дети приравниваются к родным, поэтому законы РФ предусматривают выплаты для усыновителей в тех же размерах и сроках, что и для родителей в обычных семьях – больничный лист, если ребенок взят из роддома, пособие до достижения ребенком возраста 1,5 лет и т.д.

    Усыновители могут получить единовременное пособие, если обратятся с заявлением в течение 6 месяцев с момента суда (с фактической дата усыновления), но ни днем позже. В 2020 г. это пособие, выплачиваемое одноразово, составляет 14497 руб.

    Медицинское обследование ребенка

    На каждого из детей в орган опеки передается акт о состоянии его здоровья. Но каждый кандидат в усыновители имеет право на собственное медицинское обследование ребенка.

    Дети, подлежащие усыновлению, обследование проходят на некоторых условиях:

    Фото 9

    • обследование должно проводиться в медицинских учреждениях с лицензией;
    • обязан присутствовать медицинский работник учреждения, из которого ребенок;
    • срок прохождения обследования не должен превышать 30 дней.

    Какие требования к родителям при желании усыновить грудничка?

    Грудничок – совсем неокрепший, неадаптированный к нашей среде человечек, требует массу внимания и практически все время человека, назвавшего себя мамой, и помощь ее супруга – новоиспеченного отца.

    Требования к усыновителям грудничков, в принципе, ничем не отличаются от требований к усыновителям детей более старшего возраста. Итак, что нужно:

    1. совершеннолетие лиц обоих полов;
    2. наличие жилья достаточной площади;
    3. обеспеченность работой и средствами к существованию;
    4. отсутствие судимости за преступления, связанные с нарушением половой прикосновенности, или непогашенной судимости за тяжкие преступления;
    5. крепкое здоровье — как физическое, так и душевное;
    6. они не должны быть лишенными родительских прав, или приемными родителями, уже пробовавших браться за воспитание и вернувших детей, или опекунами, которых лишили этого звания;
    7. отсутствие вредных привычек;
    8. разница в возрасте с ребенком должна составлять не менее 16 лет;
    9. отсутствие гражданства США (и возможно других стран, где разрешены однополые браки).

    Состояние здоровья придется уточнять путем прохождения медицинской комиссии в медучреждении.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: