Цивилизация и общественно-экономическая формация
Родственная для понятия мировая цивилизация категория — общественно-экономическая формация, до последнего времени общепринятая в научных трудах и учебниках и используемая для характеристики крупных, объективно обусловленных этапов в развитии общества. Почему же потребовалось отказаться от этой привычной категории, заменять ее новым понятием, да еще используемым в столь разных смыслах?
Во-первых, стремление избавиться от грубого социологизма и детерминизма, примата материального над духовным, что положено в основу понятия общественно-экономической формации. Наш подход исходит из примата человека, его потребностей, знания, умения, культуры, идеологии — всего того, что часто называется обобщающим словом общественное сознание и что отличает человека от всего остального мира. Безусловно, человек не может оторваться от окружающего мира; развитие производительных сил (главным элементом которых является человек с его потребностями и способностями, знанием и умением, желанием и волей) является одним из определяющих факторов исторического прогресса — наряду с динамикой духовного мира.
Во-вторых, жесткая пятичленная схема смены общественно-экономических формаций по существу антиисторична. Она пыталась уложить сложный, противоречивый ритм исторического прогресса, отличавшийся самобытностью в судьбах разных стран и народов, в прокрустово ложе догматической схемы. При этом начало истории — первобытнообщинная формация — оказывалось неопределенно протяженным, игнорировались качественно различные этапы в предыстории и первых этапах истории человечества; последняя формация — коммунистическая — означала, по существу, конец истории, в ней устранялись противоречия как главные движущие силы исторического прогресса. Подобно христианскому раю, это было бы бесконечно однообразное, унылое общество, хотя писатели-фантасты и пытались расцветить его трагедиями познания и освоения непознанного («Туманность Андромеды» Ивана Ефремова). Жизнь опровергла эту великую утопию, идеалы коммунизма потерпели тяжелое поражение в конце XX в. (хотя они и будут вновь возрождаться в модификационном виде, поскольку тяга к полному равенству и изобилию продолжает сохраняться и воспроизводиться).
Концепция смены мировых цивилизаций четко очерчивает начало исторического процесса, ведя отсчет истории с неолитической революции и предшествовавшего ей переходного периода — мезолита; предлагает более дробное по сравнению с марксистской схемой членение крупных этапов истории и, главное, исходит из того, что ритм смены цивилизаций, присущие ему движущие силы и противоречия сохранятся и в будущем, — до тех пор, пока будет существовать человеческое общество (а дни его пока не сочтены, хотя крупная космическая, экологическая или термоядерная катастрофа могут внезапно прекратить исторический процесс либо отбросить человечество на несколько циклов назад).
Близкого подхода к периодизации истории, придерживается И.М. Дьяконов. Отсчет исторического времени ведется им с появления современного человека, Homo Sapiens, а не с неолитической революции (соответственно добавляется крупный первый этап истории — почти тридцать тысячелетий); речь идет не о цивилизациях, а о фазах исторического процесса (их можно понимать как. фазы жизненного цикла человечества); имеются отличия в понимании сроков и содержания отдельных фаз и мировых цивилизаций. Такой подход правомерен, но он не исключает подхода, излагаемого в настоящем учебнике. Будущие исследования и опыт помогут определить, кто прав, а возможно, будет найдено третье, более убедительное объяснение логики и периодизации исторического прогресса.
Россия Москва Русь