Причины смены цивилизаций
Почему происходит смена цивилизаций? В самой общей форме ответ будет таков: потому что господствующая цивилизация отжила отведенный ей историей срок, исчерпала свой потенциал, подошла к последней фазе своего жизненного цикла. В его начале она была молодой, энергичной, полной сил, способствовала более полному удовлетворению растущих потребностей населения, высоким темпам экономического роста, подъему духовной сферы. Но затем эти возможности оказались исчерпанными. Технологический, экономический, социально-политический механизмы, научно-технический, образовательный и культурный потенциалы в значительной мере устарели, обветшали, отталкивают радикальные нововведения. Нарастает разрыв между непомерно возросшими, подстегнутыми в период подъема потребностями — и все более ограниченными возможностями их удовлетворения.
Нельзя сказать, что этот клубок противоречий возникает однократно за весь жизненный цикл цивилизации. Траектория скорее напоминает «трехгорбого верблюда»: обычно трижды наблюдается подъем, вслед за которым происходит спад, кризис.
Первый подъем — сравнительно недолгий, но высокий - наблюдается на фазе становления, стремительного распространения новой цивилизации. Активные силы общества одержимы романтикой созидания, обновленные производительные силы, формы присвоения и распределения обеспечивают высокие темпы экономического роста, повышения уровня и качества жизни настрадавшегося за время кризиса населения. Но вскоре выясняется, что процветание недолговечно, в значительной мере построено на осколках прежнего, уходящего общества, на энтузиазме юности, срок которой ограничен. Наступает период разочарований, первый кризис раннего этапа цивилизации.
Пережив этот кризис, избавившись от романтических иллюзий, возмужавшее общество вступает в сравнительно долгий и устойчивый период подъема фазы зрелости, когда в полной мере проявляются сущность, главные черты и преимущества данной цивилизации, развивающейся на своей собственной основе. Она разительно отличается приземленностью от того возвышенного идеала, который служил знаменем переворота, увлекавшим массы. Но ее достоинство в том, что она реальна, выражает суть, главное содержание, преимущества и ограничения данной ступени исторического прогресса.
Но фазе зрелости рано или поздно приходит конец. Начинают сгущаться признаки исчерпания заложенного в данной цивилизации потенциала, растет недовольство социальных слоев, получивших меньшую долю богатства. Падают темпы роста производительности общественного труда, разражается новый кризис, завершающий фазу зрелости.
Однако это еще не конец данной цивилизации. Взбодренная нарастающими признаками распада, она находит в себе силы для последней попытки перестройки применительно к новым условиям, нового недолгого и невысокого подъема. Однако это уже попытка реанимации устаревшего больного организма, она не может вдохнуть «третью молодость» в его одряхлевшие органы. Вслед за недолговечным подъемом развертывается всеобщий кризис общества, знаменующий начало переходного периода к очередной цивилизации, предпосылки и элементы которой уже родились и заявили о себе на последней фазе обреченного, уходящего в прошлое общества.
Такова в общих чертах траектория движения любой цивилизации. Она четко прослеживается в истории Древнего Египта, где наблюдалось несколько фаз подъемов и переходных периодов, сопровождавшихся тяжелыми потрясениями. Можно подтвердить это этапами более близкого нам индустриального общества, из цепких объятий которого мы еще не вышли. Первый подъем наблюдался в начале XIX в., в результате освоения достижений промышленной революции. Второй, более длительный (вслед за кризисом 40-х годов), — во второй половине XIX — начале XX в., в период расцвета, зрелости индустриальной цивилизации. Затем наступил тридцатилетний период двух мировых войн и тяжелейшего мирового кризиса, ознаменовавший начало заката индустриального общества. Однако оно сумело в 50 — 60-х годах пройти еще через одну стадию подъема, породившего иллюзию о вступлении человечества в эпоху бесконечного процветания, избавления от кризисов. Но мировые кризисы середины 70-х, начала 80-х и начала 90-х годов развеяли эти иллюзии, показали обреченность господствовавшей более двух столетий индустриальной цивилизации, неизбежность формирования постиндустриальной (название которой, возможно, историки в будущем уточнят).
Иркутск Россия Байкал