Клептомания: болезнь или образ жизни?
…Молодая прилично одетая женщина была задержана в супермаркете. Она оплатила свои покупки, но на выходе «зазвенела». Вежливый охранник попросил ее предъявить чеки и проверил покупки. Вроде, все сошлось. Он отпустил женщину, но при выходе из магазина опять сработал детектор.
Охранник уже более сурово предложил даме снять верхнюю одежду. Осмотрев карманы пальто, он вытащил то, от чего глаза у него «завязались бантиком»! Он держал в руке дешевую декоративную свечу стоимостью 18 рублей! Дама накупила всяких продуктов и вещей на несколько тысяч рублей и… украла эту безделицу. Свечу отобрали, женщину пожурили и отпустили с миром. Очаровательная тетя Эля
Помню, когда я был подростком, у моей мамы была близкая подруга, для меня — тетя Эля. Эта была красивая, шумная женщина. Когда она приходила в дом, казалось, что целая толпа врывалась в нашу тихую обитель. Тетя Эля всегда приносила что-нибудь вкусненькое к чаю и очередную интересную книгу для меня. Она была почти членом нашей семьи.
Эльвира была успешным ученым-химиком, кандидатом наук. Поскольку своей семьи у нее не было, она компенсировала это большим количеством друзей, любила посещать театральные премьеры и различные выставки. Короче говоря, вела богемный образ жизни. Моя мама часто говаривала, что из нее получилась бы хорошая жена и мать, но она предпочла тусовочный образ жизни.
Небольшое лирическое отступление. Моей маме досталась от бабушки коллекция симпатичных украшений из золота, серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями. Мама — небольшая любительница носить украшения, но иногда по вечерам она открывала заветную шкатулку, стоящую на комоде, и перебирала свои цацки. Иногда показывала свою коллекцию своим подругам.
Однажды вечером ей позвонила одна из подруг и сообщила, что Эля подарила ей на день рождения кольцо, которое очень напоминает кольцо из маминой коллекции. Мама удивилась, что нашелся двойник ее раритету. Повесив трубку, она пошла в спальню и открыла шкатулку с коллекцией драгоценностей. Кольца, о котором рассказала подруга, в шкатулке не было. Кроме того, исчезли еще несколько колец и подвесок…
Мама вышла из спальни с посеревшим лицом. На всякий случай она спросила нас с отцом, не брали ли мы ее драгоценности. Ответ был предсказуем. Когда в следующий раз в дом ворвалась тетя Эля, излучая волны энергии и распространяя вокруг запах дорогих французских духов, мама встретила ее с ледяной улыбкой. Очередной Элин тортик остался в прихожей без внимания, а подругу мама увела на кухню для серьезной беседы. Я не знаю, о чем они там говорили, но ушли из нашего дома они с мамой вместе.
Два часа спустя мама вернулась домой и показала нам часть драгоценностей, украденных ее самой близкой подругой. К сожалению, большую часть украденного Эля успела раздарить. Больше тетя Эля в нашем доме никогда не появлялась. Мама сказала, что она клептоманка, которая крадет вещи и драгоценности у знакомых. Я тогда не стал уточнять, что это значит, но мне было жаль, что такая симпатичная и яркая женщина перестала бывать у нас дома… Что такое клептомания?
Клептомания — патологическое влечение к воровству, которое возникает импульсивно, а не планируется заранее. Такое воровство не связано с материальной выгодой, поскольку украденная вещь часто совершенно не нужна клептоману. Однако когда возникает внезапный импульс «я должен это немедленно украсть», то от одной этой мысли человек испытывает наслаждение, доходящее до восторженной эйфории. Если клептомана «застукают» на воровстве, то ему будет стыдно, он будет раскаиваться в содеянном… но только до следующей кражи.
Как это ни покажется странным, до сих пор нет полной клинической картины клептомании как заболевания. Причины кроются в том, что очень трудно собрать «фактический материал» для изучения. Выявленные клептоманы отказываются принимать участие в научном исследовании из-за боязни, что полученная информация может быть использована против них.
В настоящее время существует ряд общих критериев для диагностики клептомании.
— У некоторых клептоманов может возникнуть мысль перестать воровать. Но это лишь слабая попытка воспротивиться искушению, которая заканчивается тем, что вскоре все возвращается на круги своя.
— Перед кражей человек находится в состоянии напряжения или в предвкушении эйфории.
— После того, как человек что-то стащит, у него наступает чувство облегчения и глубокого удовлетворения от содеянного.
— Кражи никогда не планируются и не совершаются корысти ради.
— Клептоман всегда «работает» один, без напарников.
— Кражи совершаются только тогда, когда на человека «накатывает» желание получить «кайф» от процесса.
При этом предвкушение и сама кража — это большая нагрузка на психику. Полученного «кайфа» хватает клептоману, как дозы наркотика: когда его действие заканчивается, пора приниматься за старое…
Медицине известны ряд психических расстройств, связанных со странными пристрастиями: к бродяжничеству, к пиромании, когда человек получает удовольствие от поджогов, к булимии.
Патологическое влечение человека к воровству чем-то напоминает увлечение азартными карточными играми. Риск, нервы на пределе, на кон поставлено «поймают или нет» — вот побудительные мотивы, которые толкают клептомана «на край пропасти». Если кража удалась, то «игрок» получает огромное удовлетворение от самого процесса. Поддается ли клептомания лечению?
Считается, что обращение клептомана к психотерапевту может наставить его на путь истинный. Но, к сожалению, похвастаться успехами в лечении клептомании психотерапия не может.
Американские медики пошли другим путем. Они решили применить лекарственный препарат, чтобы помочь клептоманам избавиться от их недуга. Для исследования было решено применить то же лекарство, которое использовалось для лечения алкоголизма. Для клинических исследований с большим трудом нашли группу из 8 человек. Каждый участник получал разную дозировку препарата, в зависимости от симптомов клептомании.
Идея эксперимента состояла в том, чтобы блокировать те отделы мозга, которые отвечают за получение удовольствия от кражи. У большинства участников при приеме лекарства наблюдалась тенденция к улучшению контроля над своими порывами и влечениями. Пробный эксперимент показал, что это может использоваться как один из способов лечения клептомании. Но у этого направления есть один «подводный камень»: эксперимент длился 11 недель, и до его конца добрался только один участник!
Клептоманы знают о своем специфическом недуге и очень страдают, что не могут совладать с влечением к воровству. Будем надеяться, что вскоре медицина найдет способ помочь этим людям.