Можно ли увидеть движение эволюции на современном этапе истории? Часть 2
В переводе с греческого языка этногенез означает происхождение народов, которое включает все этапы возникновения и существование какого-либо народа. На территории России и ее предшественника Российской империи под это определение попадают несколько этнических групп. Наиболее ярко выраженные этнические общности, которые легко можно проследить, это такие народности, как татары, казахи и буряты.
Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI века при хане Касыме (1511−1521 г.), в дипломатические связи с ним вступило Московское государство при великом князе Василии III (1505−1533 г.). В XVII веке во время правления Есим-хана в результате внутриполитической борьбы улусы перестали существовать, а все ханство поделено было на три жуза, когда фактическая власть перешла к биям, а хан потерял право распоряжаться на всей территории ханства.
Хан Тауке (1680−1715) был последним из казахских ханов, чья власть распространялась на все три казахских жуза, а затем в каждом жузе избирали своего хана. Исследователи не пришли к единому мнению, по каким принципам происходило деление казахов на жузы, и можно предположить, что деление это происходило по родам ханов Джанибека и Керея, а третий жуз принадлежал действующему хану. Потеря власти и усилившееся давление джунгар, возможно, ускорило решение казахских ханов уйти под крыло Российской империи.
Этническая история третьего рассматриваемого в данном случае народа — бурят, так же как и в случае с казахами, имеет много спорных вопросов, когда углубление в историю не дает никаких точных данных. Многие ученые сходятся во мнении, что после распространения в X в. монгольских племён в Прибайкалье произошла «монголизация» местных тунгусо-маньчжурских племен. А проживающие в предбайкалье курыкане ассимилировались монголами, став предками западных бурят.
По мнению ученых, впервые информация о бурятах появилась в XII веке, когда территория Бурятии вошла в состав Монгольской империи. Как в случае с названием «казах», этноним «бурят» также не определен и имеет много версий, а по одной из версий, как и в случае с казахами, имеется вариант термина «буру-т» (монг.) — неправильный, неверный, предатель. Предполагается, что это народная этимология, а подлинный смысл этнонима, возможно, утерян.
Все сведения о происхождении бурят имеют легендарный и разноречивый характер, большинство легенд связаны с озером Байкал. По наиболее распространенному сказанию северо-западных бурят, родоначальником их был хубилган (оборотень) князь, пороз (бык) Буха-Ноин, имевший от сожительства с шаманкой Асухан двух сыновей — Бурядая и Хоридэя.
К XVIII веку буряты состояли из нескольких субэтносов, которые, как считается, произошли от сыновей Бурядая — Икирида и Болгода. Бурят, живущих в Восточной части Бурятии и Забайкальском крае, называют восточными. Бурятский язык состоит из 15 диалектов, некоторые из которых различаются довольно значительно. В основу современного литературного языка был положен хоринский диалект.
Хоринские буряты в составе 11 родов являются одной из многочисленных племенных групп, которые по легенде происходят от Хоридэя. Его спасла на озере стая белых лебедей, одна из самок лебедей впоследствии родила 11 сыновей. С тех пор Хоринцы обожествляют лебедя, а в древних преданиях описаны сцены общего поклонения красавице, укрепляющей сердца хоринских бурят. И так же как у казахов, история хоринского народа связана с побегом от вышестоящего феодала.
Л. Шинкарев, например, пишет: «В степях Прибайкалья в 1207 г. монгольское воинство встретило сопротивление хоринских бурят, во главе которых стояла Дадухул-Сохора-Ботохой-Толстая, к которой перешла власть после смерти мужа. Чингисхану пришлось дважды посылать войска на их усмирение». Однако эту версию не поддерживает историк Словцов: «Ни кудинские, ни верхоленские буряты не слыхали о Чингисхане, никто не знает, когда и откуда они пришли на здешнюю степь. Выговор монгольского языка имеют самый грубый, безграмотны и без всякой религии, кроме шаманства».
Другим источником бурятского эпоса является легенда о Бальчжин-хатум, реальном историческом лице, рассказ о котором содержится в летописи хоринских бурят. Согласно летописи, хоринская княжна Бальчжин была отдана замуж за одного монгольского феодала — Баобай-хана, и в качестве приданого с ней в его подданство поступили 11 хоринских родов. После того как мачеха Бальчжин вступила с последним в любовную связь, она возненавидела свою невестку и ее подданных.
В 1595 году вместе с мужем и своими людьми (по другой версии — Бальчжин бежала без мужа, который ее и догонял — авт.) Бальчжин бежала на свою родину в Забайкалье. Однако она была настигнута преследователями и убита. Часть хоринцев успела скрыться, а другая была возвращена в Монголию. Агинский вариант этой легенды называет самую высокую гору Могойтуйского хребта, «Алханай», местом убийства Бальчжин, где после бегства княжны ее настигла погоня. С тех пор предсмертным криком Бальджин — «алханы» (убивают) — именуется гора.
По легенде, Бальчджин отрезала одну грудь и бросила ее под ноги преследователям, в результате образовалось озеро с молочно-белой водой — Бальзино. Но преследователи догнали княжну уже на вершине горы и там ее убили. А источник, текущий с горы Алханай в долину, является слезами и кровью убитой бурятской княжны. Эта легенда фактически говорит о начале собственной истории Агинских бурят, где гора Алханай стала символом общеплеменного единства. А озеро Бальзино (от Бальчжин), находящееся у подножия горы Алханай, считается местом погребения тела убитой княжны.
Такая вот история. Будучи данниками монгольских феодалов, буряты своей государственности не имели, но имели свою культуру, где «Ёхор» — древний круговой бурятский танец с песнопениями, у каждого племени имел свою специфику. У остальных монгольских народов такого танца нет.