Как происходила полонизация Западной Украины? Часть 1
Историки отмечают, что до 1385 года в Литве правители крайне доброжелательно относились к русскому населению и его культуре. Иначе дело обстояло в Галицкой Руси, территории которой очень давно привлекали крепнущее польское государство.
В 1340 году польский король Казимир Великий, воспользовавшись смертью правителя Галицкой Руси Юрия II (последний из галицких Рюриковичей), занял территорию этой, в общем-то, русской области. Поначалу соединение двух государств ничего плохого не предвещало. Для жителей Галицкой Руси были сохранены все ранее установленные порядки и законы. Да что там говорить, если известно, что жители Львова не хотели подчиняться Казимиру, пока тот не дал обещание никак не препятствовать православной вере! Этот факт отмечен в Густинской летописи (1340г.) следующими словами: «…варуючи собе, абы в старожитной вере никто им николи ничого не чинил, еже Казимер обеща им… А потом сей Казимер крол, собрав сейм, на нём же рускую землю на поветы и воеводства раздели, и шляхту рускую единою волностю з полскими волностями совокупи и утверди…»
Однако папа Римский Бенедикт II не хотел мириться с таким положением дел. Узнав о том, что Казимир принёс клятву русскому народу, Бенедикт пишет 29 июня 1341 года краковскому епископу, что освобождает польского короля от данной им клятвы. Таким образом, в отношении населения Галицкой Руси разрешалось действовать, исходя из интересов правящей верхушки.
Притеснения в отношении русских (и православных) начались совсем скоро. Об их масштабе говорит тот факт, что уже в 1343 году перемышльский староста приглашает на помощь в борьбе против поляков татар. Татары, однако, были разбиты войсками Казимира, и в 1349 году он окончательно подчиняет себе Галицкую Русь. С этого момента начинается усиленная полонизация вновь присоединённых русских земель.
В 1351 году Казимир Великий в письме папе Клименту IV предлагает открыть в галицких землях латинскую митрополию с семью епископскими кафедрами. Кафедры, конечно же, открываются — в Перемышле, Галиче, Холме и Владимире (имеется в виду современный Владимир-Волынский). Но вот незадача — прихожан в католических храмах нет совершенно, поэтому некоторые из епископов даже проживали в других местах, совершая богослужения в более многолюдных приходах. Например, в Германии и даже Англии!
В Галицкую Русь направились и члены ордена францисканцев. По свидетельству одного из них, в 1372 году тут не было ни кафедральных католических церквей, ни приходских. Более того, не было даже священников для крайне мизерного числа католических верующих!
Пришлось католическим иерархам всерьёз заняться новой, довольно надуманной проблемой. В ноябре 1371 года папа Григорий ХI просит всех польских епископов оказывать всестороннюю поддержку францисканцам. Затем, в 1375 году, он же повторно объявляет об открытии в Галиче, Холме, Перемышле и Владимире католических кафедр.
Конечно же, не обошлось без притеснений. В Галиче у православных отобрали соборную церковь и переделали в костёл. Там же католические чины получили имения и сёла, отнятые у православной общины. Вскоре можно было говорить о том, что церковь восточного обряда перешла из положения господствующей на роль церкви второстепенной и повсеместно теснимой.
Чтобы упрочить шаткое положение католических приходов, Казимир Великий решил ещё сильнее ослабить православные общины. Для этого он решил освободить Галицкую Русь от влияния Киевского митрополита и в 1370 году просто-таки потребовал от константинопольского патриарха Филофея, чтобы тот назначил для Галича особого митрополита. Таким кандидатом в иерархи был некий епископ Антоний.
Филофей не хотел назначать галицкого митрополита, но польский правитель пригрозил санкциями, в том числе обещал всех русских крестить в латинскую веру. Филофей назначил Антония митрополитом и временно подчинил ему 4 епархии: Холмскую, Туровскую, Перемышльскую и Владимирскую (Владимир-Волынскую).
Таким образом, уже к концу ХIV столетия территория Западной Украины (и частично Западной Белоруссии) попадает под сильное влияние католического мира. Из-под которого она, по всей видимости, так никогда и не сможет выйти…