Как происходила полонизация Западной Украины? Часть 2
Союз Литвы и Польши в средние века был выгоден обеим сторонам. Долгое время эти две страны враждовали из-за спорных земель, особенно из-за Волыни. Также они имели общего врага в лице сильного Тевтонского ордена, с которым по отдельности справиться просто не могли. У Литвы был дополнительный враг — крепнущее Российское государство, которое желало присоединения к себе литовских земель. Тем не менее до поры до времени русские и православные (а среди таких было много литовцев) в Литве чувствовали себя хорошо.
Иначе дело обстояло в Польше. Политика польских властей в те годы была достаточно агрессивной, а союз с Литвой открывал возможности для полонизации Волыни, Подолья и даже Киевщины. Польский князь Ягайло при наделении католических церквей и кафедр имениями допускал грубые несправедливости к православным общинам и русским людям.
Так, в 1412 году с позволения Ягайло в Перемышле у православных отняли большую кафедральную церковь св. Иоанна Крестителя. Её передали вновь назначенному латинскому епископу, при этом из церкви были выброшены гробы православных!
Однако последующие события заставили Ягайло быть осторожнее. Дело в том, что в Литве противники союза с Польшей (русские и литовцы) провозгласили великим князем Свидригайло. Тот, хотя и был католиком, оказывал большую поддержку русскому народу и его культуре. Сторонники союза во главе с Сигизмундом стали враждовать с противниками унии и в итоге одолели Свидригайло.
Из-за этого конфликта Ягайло в 1432 году издал специальный указ, согласно которому русские князья уравнивались в правах с литовскими. Делалось это для того, чтобы не допустить повторения новой гражданской войны, воспоминания о которой были совсем свежи в памяти. Однако указ (специально или всё-таки случайно?) не был подтверждён королевской печатью, поэтому не имел юридической силы.
В 1432 году тот же Ягайло распространил права польской шляхты на князей и панов Луцкой земли (Западная Украина). Относительно православных церквей было специальное разъяснение, что их не будут разрушать или обращать в костёлы.
Польская шляхта к концу ХIV столетия добилась для себя довольно больших привилегий и старалась делать это при каждом возможном случае. Интересно получилось в 1454 году, когда во время подготовки к походу на Пруссию польская шляхта вопреки распоряжениям своего короля разбилась по воеводствам и потребовала от правителя подтверждения старых прав и получения новых.
Шляхта русских (западноукраинских и западнобелорусских) земель жила в союзном государстве по старым законам и имела меньше прав. Например, она должна была обитать в определённой местности, военную службу нести в усиленном режиме, а крестьяне русских князей платили дань выше, чем их польские «коллеги». Естественно, уступая польских вельможам, Ягайло не мог игнорировать требования представителей Галицкой Руси. То есть получилось так, что к концу своего правления упомянутый Ягайло стал более снисходительным как к русской, так и к православной культуре в целом.
Однако процесс полонизации и насаждения католицизма стал необратимым. И для того, чтобы этот процесс ускорить, в высших польских кругах появилась идея и церковного объединения. Поэтому в 1439 году на Ферраро-Флорентийском соборе была провозглашена уния церкви восточной и западной. Польское правительство поддержало это решение с энтузиазмом, полагая, что в этом случае Польско-Литовское государство станет ещё крепче.
В принципе, надежды эти оправдались. Например, известен указ литовского правителя Казимира от 1480 года, запрещающий православным не только строить новые храмы, но чинить старые. Украинский историк Грушевский также прямо говорил о том, что подобные притеснения широко практиковались представителями польской верхушки на землях Западной Украины.
Таким образом, благодаря совместным усилиям польских и литовских представителей удалось создать некое единообразие в стране и расширить её пределы, угрожая своим могущественным соседям. А вот что случилось дальше — сто, двести, триста лет спустя — это уже совсем другая история…