Почему в Арзамасе открылся музей Патриаршества на Руси?
В Арзамасе открылся музей русского Патриаршества, в котором собраны экспонаты, посвященные жизни русских Патриархов, начиная с Никона (1605−1681) и заканчивая Патриархами современности.
Институт Патриаршества возник в России при царе Федоре Иоановиче. Произошло это знаменательное событие 26 января 1589 года, когда митрополит Иов стал самым первым Патриархом Московским и всея Руси.
Патриаршество было упразднено Петром I в 1718 году и заменено коллегиальным органом — Святейшим Правительствующим Синодом.
Прошло еще двести лет, и вновь на Руси появился Патриарх. 5 ноября 1917 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал Патриархом святителя Тихона. После него на Патриаршем престоле были Сергий, Алексий I, Пимен, Алексий II и, наконец, Кирилл.
Открытие музея было намечено на 1 августа 2013 года. В Арзамас мы отправились не раздумывая. Причин несколько: во-первых, мы очень любим Арзамас, во-вторых, предполагалось, что на открытие прибудет Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, в-третьих, я надеялся, что там смогу разобраться и узнать причину, почему для размещения музея выбран именно Арзамас.
Проще всего оказалось понять третье. Дело в том, что Арзамас является родиной Святейшего Патриарха Сергия Страгородского — первоиераха Церкви Х Х века. Кроме того, нижегородская земля является родиной еще двух Патриархов: Святейшего Патриарха Никона и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
Идея создания музея родилась давно, экспонаты для него собирали в течение нескольких лет. Место было выбрано самое наивыгоднейшее — Соборная площадь, здание тоже — в прошлом там располагался городской Магистрат или, говоря другими словами, городская ратуша. Именно так было в XVII—XVIII вв.еках во всех крупных российских городах. В эпоху правления Петра I Россия шла по пути реформ. Изучив западный опыт, Петр изменил структуру городской власти, возложив с 1720 года административно-судебные функции на магистраты. В период с 1727 по 1743 год они назывались ратушами, затем название магистраты было возвращено. Полностью эти организации упразднены Судебной реформой 1864 года.
Вот и в Арзамасе на основании регламента от 16 января 1719 года появился городской магистрат.
Из закона о Главном Магистрате следует: «…чтобы каждая ратуша была построена в два жилья и исполнения были бы для ратушных нужд и для отдачи в наем лавок и кладовых амбаров, а верхние иметь для управления дел».
Именно так и было построено это здание, в котором после упразднения магистратов помещалась пожарная часть, затем церковно-приходское училище. А в советское время там находилась Центральная сберегательная касса и магазины. Наконец для этого красивого здания нашли достойное наполнение.
1 августа для открытия музея было выбрано не случайно. Именно в этот день 110 лет тому назад был причислен к лику святых преподобный Серафим Саровский. В Дивеево намечались торжества, на которые ждали Патриарха Кирилла. Однако он был на Украине, где принимал участие в торжествах по случаю 1025-летия крещения Руси. Так что и Дивеевское празднование, и открытие музея пришлось проводить без него.
Когда мы подъехали в район Соборной площади, полицейские, ее окружавшие, погнали нас куда подальше, поэтому припарковаться пришлось в первом попавшемся ближайшем закоулке, чтобы уже оттуда отправиться в сторону открывающегося музея. Площадь мы совсем не узнали. Без огромного количества припаркованных туристических автобусов и легкового транспорта она показалась нам большой, пустынной и немного таинственной. Зажатая с двух сторон величественными храмами, а с третьей оградой ленинского сквера, площадь упирается внизу в здание магистрата, перед которым была установлена сцена и нетерпеливо переминались многочисленные горожане и гости города.
Нам пришлось вклиниться в собравшуюся людскую массу и потратить некоторое время для того, чтобы пробиться вперед, туда, откуда звучали стройные голоса, исполнявшие духовные песни. На временной сцене находился женский септет — хоровая капелла преподавателей местного музыкального колледжа. Прямо перед сценой, спиной к ней лицом к народу, как и положено, расположилась группа священнослужителей в праздничном облачении. Народ терпеливо и привычно ждал начальство.
Время шло, а руководства все не было. Концерт закончился, артистки спустились со сцены и пошли домой. Народ потихоньку начал роптать. Нервничали вместе со всеми и организаторы этого мероприятия тоже. Всех смущало не опоздание, а отсутствие информации. Не знаю, трудно было позвонить, что ли. Одни лишь иереи стояли, как будто ничего не происходило, ну они-то у нас ко всему привычные, это ясно.
Прошло около полутора часов ожидания, мы уже не раз обошли вокруг магистрата, каждый раз убеждаясь, что прибыли именно туда, куда надо было. Народ уходил, возвращался, лишь богомольные бабушки да служители церкви стояли совершенно неподвижно, как будто живые статуи.
Наконец от Воскресенского Собора покатило вниз несколько машин во главе с гаишной с мигалками. Из большого микроавтобуса появились и губернатор с владыкой. Духовный и светский руководители области поднялись на сцену и торжественная часть, наконец, началась.
В своих попеременных выступлениях оба оратора упомянули и о значении веры в современных условиях, и о роли Сергия Страгородского в управлении верующими в тяжелый период Великой Отечественной, и о том, что корни семьи нынешнего Патриарха Кирилла находятся именно в Нижегородской области, и о многом другом, связанном с открытием музея.
Речи закончились, владыка и губернатор спустились на землю и направились за угол к двери, у которой девушки в голубых сарафанах и кокошниках натянули красную ленточку. Рядышком еще одна красавица держала две пары ножниц. Сановная пара привычным жестом перерезала ленточку, положив в карман на память по кусочку, и направилась вовнутрь здания.
В тот же миг, как губернатор с владыкой скрылись за дверью, туда ломанулась целая толпа. Мы посмотрели на это безобразие и решили вернуться на площадь. Там мы увидели конец действа — уходили красавицы в голубых сарафанах, расходились по своим церквам священники. Праздник закончился.
Мы сделали последнюю робкую попытку попасть в музей, но там по-прежнему бурлило человеческое море. Вот и решили мы: не последний же раз в Арзамас приехали, сходим в музей тогда, когда там людей практически не будет.