Как правили русские цари-реформаторы? Истории о том, как не сложилось... Павел Первый. Смена курса

При сходстве судеб Петра III и Дмитрия I разделял слишком большой срок. Куда ближе и еще более похожи царствования Петра III и его сына. Но отцу недостало воли ни завершить преобразования, ни даже спасти собственную жизнь. Зато через 30 лет на троне оказался сын, с лихвой наделенный волей.

История повторялась! Либеральная эпоха пришедшей к власти на гвардейских штыках императрицы закончилась. Легитимный монарх «закручивал гайки»! Утверждали, что Павел просто противоречил матери. Но просто ли «вопреки»? Вначале его внешняя политика сохраняла прежнюю направленность. А вот внутренняя сменилась мгновенно… Но что менялось просто «вопреки прежнему», а что в силу объективной потребности?

Начнем с реформ. Павел правил дольше отца, сам проводил реформы, и оценить сделанное им много проще.

Не просто разделить его преобразования в той или иной области, слишком многое взаимосвязано. Но попробуем… хоть и очень условно.

Первым делом изменен закон о престолонаследии, так способствовавший переворотам 18 века. С Петра I государь сам назначал преемника. Твердого порядка передачи трона не было. Интересно, что Павел первым ограничил права государя (собственные права!). Император при вступлении на престол обязывался соблюдать закон о престолонаследии. То есть он не мог быть изменен в принципе! И это почти исключало возможность женщин снова занять престол.

Не отменив Манифеста дворянской вольности, Павел ограничил привилегии дворян. Обложил налогом и ввел телесные наказания. Преследовал за служебные злоупотребления, ставшие запредельными в позднее екатерининское время. По сути, Павел поставил дворянство в один ряд с другими сословиями.

Павел ограничил дворянское самоуправление. Причина не в желании действовать вопреки политике матери… Заменяя выборных чиновников назначенными, Павел создавал надежную вертикаль власти.

С одной стороны, это было шагом назад. С другой, наводился необходимый порядок. Заодно отстранялись от участия в выборах дворяне, уволенные за проступки. Уклоняющихся от службы стали отдавать под суд!

Дворян ущемляло и облегчение положения крестьянства.

Издан Манифест о трехдневной барщине. Прощена недоимка по подушной подати. Запрещено разлучать семьи при продаже и продавать крестьян без земли (по сути, подтверждено прикрепление крестьян не к помещику, а к земле). Губернаторам предписано контролировать проявления жестокости в отношении крестьян. Удалось добиться снижения цен на хлеб…

Старообрядцам разрешено строительство храмов, предприняты еще некоторые шаги к большей свободе вероисповедания.

Амнистированы участники восстания Костюшко при условии принесения последним присяги императору. По сути, Павел освободил Костюшко под «честное слово», еще и щедро одарив! Тот больше не выступил против России…

Зато ужесточена цензура, вплоть до запрета ввоза книг в страну и закрытия частных типографий.

При всей строгости Павел был отходчив. И добр. Петр I ссылал бы в разы больше. Да и казнил бы! И правил долго…

Вопреки слухам, не было никаких сотен сосланных Павлом. Многие из наказанных всерьез восстановлены на службе, часто с повышением. Некоторые были наказаны и прощены не раз. Увы, непоследовательность не добавляла Павлу популярности!

Особенно критикуют армейские реформы: введение прусских порядков, палочной дисциплины и преклонение перед Фридрихом Великим.

Наверное, увлечение внешней стороной (на которой обычно и делают акцент) было излишним. Хотя и здесь не все однозначно. До Павла армия была по большей части одета в мундиры, при нем впервые получила шинели. Солдатам разрешено жаловаться на злоупотребления командиров. От строгости Павла куда больше страдали офицеры. Особенно доставалось гвардии — распущенной до предела, да еще и находившейся прямо при дворе!

А прусская муштра к тому времени, кажется, устарела из-за перемен в тактике. Но учтем, что гатчинские войска «прусского образца» создавались в начале 1780-х, когда ситуация в военном деле была еще иной. Новая тактика, связанная с войнами революционной Франции, только развивалась. А военное дело Пруссии годами доказывало свою эффективность.

При Павле Аракчеев реформировал артиллерию, ставшую лучшей в мире. Введены современные уставы.

Армия впервые за годы получила весь положенный паек и жалованье. Отменен объявленный Екатериной рекрутский набор, а офицерам (многие из которых годами не были в частях) приказано присутствовать на службе. Отменена практика записи в полки малолетних дворян. Павел влил в гвардию свои гатчинские части, лишив военную «элиту» возможности снова устроить заговор! Среди гатчинцев не было выдающихся военачальников, зато гатчинская школа дала прекрасных военных администраторов.

Вступив на трон, Павел заявил: Россия нуждается в мире и отдыхе. Но вначале продолжил политику матери, противостоя распространяющейся из Франции революционной угрозе. Антифранцузская кампания не принесла России (в отличие от союзников) ничего кроме славы.

Стоило русским добиться серьезных успехов, союзники старались от них отделаться. По сути, русских использовали как наемников, «забывая» при «дележе добычи». Павел декларировал, что политика России определяется поиском «справедливости»… в тот момент оказавшейся на стороне Бонапарта. По сути, Павел следует принципу: «нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, есть постоянные интересы».

На передний план выходит прагматизм, выразившийся резкой сменой курса. Союз с наводящим порядок во Франции Наполеоном, самым успешным полководцем Европы, сулил массу выгод.

Павел с 1798 г. становится Верховным Магистром Мальтийского ордена. Это влечет перемены! Павел включает в российский герб мальтийский крест. Серьезный шаг! По сути, заявка на проникновение в Европу, на возможное слияние православия и католичества, расширение российского влияния на запад. Учитывая, что активное вмешательство в европейские дела начинал еще Петр III и развивала Екатерина, действия Павла не могли не тревожить соседей. Резко обостряются отношения с оккупировавшей Мальту Англией. Павел готовится воевать с ней!

При приверженности Павла порядку логично, что он ставил во главу угла закон. В 1780-х всерьез обдумывал проект конституционной монархии, отвергнутый после французской революции. Став императором, добивался строгого соблюдения законности. Указом о престолонаследии Павел ограничивал собственную власть! И… вспомним анекдот (а может, и реальную историю), как Павел снимал с караула пьяного солдата. При возражении, что устав не позволяет оставить пост, Павел простил его за хорошее знание уставов!

Беспорядок в армии — лишь одно из проявлений всеобщего бардака. Что говорить о рядовых дворянах? Наводился порядок в Сенате, где скопилось больше 11000 нерешенных дел, а многие сенаторы не бывали годами…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: