Фантаст Клиффорд Саймак. Почему по его произведениям не снимают фильмы?
Клиффорд Саймак считается основателем жанра современной американской научной фантастики. Хотя почему американской? Мировой! Начав писать в далёком 1931 году, за свою более чем 80-летнюю жизнь он написал 28 фантастических романов и 127 повестей.
А скажите, вы видели когда-нибудь фильмы по произведениям Клиффорда Саймака? Не помните? Не напрягайте свою память и не ругайте себя. Их просто нет…
Почему? Ну, наверное, он писал о чём-то таком… Нехорошем, жестоком, безобразном… Такое, что снимать в фильме и не захочется. Или чересчур заумное, или…
А вот и нет! Как этот человек, не закончивший даже колледж, стал величайшим фантастом, не важно. Важно, что он стал признанным, печатающимся писателем ещё до войны. Второй мировой. И даже ужасы войны не поколебали его веру в человечество. Добро в его произведениях всегда побеждает зло. Правда, зло он видел совсем не так, как должен был его видеть добропорядочный американский гражданин.
В его произведениях не было белых, красных… Да, были отдельные негодяи. Были и жестокие инопланетяне. Но большая часть героев его произведений решала задачу, которая шла на пользу всему человечеству, а «типичных пришельцев Саймака можно было с большей вероятностью представить сидящими с пивом где-нибудь в сельском Висконсине, нежели завоёвывающими Землю» (из Википедии).
«Наши мозги, кажется, отстали от жизни. Мы выпустили на волю экономических и политических монстров, с которыми не ведаем, как справиться, а значит, не можем подчинить их себе». «Земля осенняя».
Вот эти монстры в основном и были «злодеями» в его произведениях. Роман «Почти как люди» — о том, как люди продали всю собственность на Земле инопланетянам (законно, заметьте) и далее не смогли пользоваться той кучей денег, которая была у каждого на руках, так как инопланетяне просто отказались продавать принадлежащую им собственность, переиздавался огромное количество раз. И что предлагает Саймак для спасения мира? Отменить частную собственность… Он говорил, что лишь пока русские держатся и американцы должны их поддержать. Кстати, в таких случаях Саймак советовал сначала приобрести «хорошее ружьё и научиться им пользоваться» и лишь потом приобретать всё остальное. Законы в обществе отчаявшихся людей перестают работать…
Неслыханно! Это же коммунистическая пропаганда!
И так во многих его произведениях. Своим творчеством автор старался не отвлечь читателей от жизни, а наоборот, привлечь их внимание
к идеологическим:
«Что, если истинный патриотизм — всего лишь дикая чушь?» «Фото битвы при Марафоне»
экономическим мировым отношениям:
«Экономика до сих пор подвержена кризисам. Мы постоянно находимся на грани экономической катастрофы. Неимущих становится все больше, а мы ждем наступления дня, когда сможем решить их проблемы — но этот день так и не приходит». «Новый вид связи»
экономическим отношениям между людьми:
«О, если тебе хочется обменять плохой складной нож, ты его сбываешь тому, кто не знает, как выглядит хороший. В этом весь фокус коммерции!» «Пыльная Зебра»
политическим:
«…убийство так же неотделимо от политики, как дипломатия или война. В конце концов, политика — это балансирование на острие насилия». «Игра в цивилизацию»
этическим:
— Вы угрожаете мне насилием, — произнёс Энциклопедия, — что является наиболее примитивным методом убеждения. — Зато всегда срабатывает, — сообщил Смит. «Страшилища»
общечеловеческим:
«Человечество предрасположено к детскому восприятию мира. Лучше всего это удаётся детям — они полностью сживаются с придуманным миром, в котором живут понарошку. Но и многие взрослые заставляют себя поверить в то, что считают достойным веры, или во что хотят верить во имя душевного покоя. «Последний джентльмен»
и личностным злободневным проблемам:
«Человечество возмущается по поводу любых отклонений от нормы. Оно всегда очищало города от прокаженных, оно душило сумасшедших, одевая их в смирительные рубашки в лечебницах, оно таращилось на любое изуродованное существо с жалостью, которая на самом деле была нестерпимым оскорблением. И оно боялось… о да, оно боялось!» «Зов извне».
Оно действительно боялось. Только не столько человечество, сколько американское правительство. И вот решением суда в маленьком американском городке было на веки вечные запрещено снимать фильмы по произведениям этого великого философа и гуманиста. Книги американские издательства тоже перестали печатать. Мало ли что…
Незадолго перед этим событием уже больной Саймак написал рассказ «Изгородь». Цитата оттуда:
«Я осознал, — проговорил Крейг, — что всем все равно. Я вложу в исследование годы труда, опубликую результаты, несколько экземпляров раздам друзьям и знакомым, и они будут благодарить меня, а потом поставят книгу на полку и никогда не откроют. Я разошлю свой труд в библиотеки, но вы знаете, что сейчас никто туда не ходит. Я буду единственным, кто когда-либо прочтет эту книгу».
Именно так всё и происходит. Он был великим провидцем. Можно даже сказать, ясновидящим. Но он всегда верил в лучшее. Хотя и устал бороться.
«Когда человек стареет, он становится беззащитным. Он не уверен в своих правах, и даже если они есть, не имеет мужества ни постоять за них, ни осадить власть, как бы сильно он ее ни презирал. Его сила уходит, ум понемногу теряет остроту, и человек устает бороться за то, что принадлежит ему по праву». «Пенсионер». 1975 г. 71 год жизни прожит.
И после этого он пишет серию рассказов, за которые получил ещё пять престижнейших литературных премий, среди которых и «нобелевка» писателей-фантастов, премия «Хьюго».
«Это невозможно, — согласился Добби. — Конечно, по всем земным стандартам. Это противоречит всему тому, что мы знаем. Но возникает вопрос: могут ли наши земные стандарты хотя бы в некоторой степени быть универсальными?» «Золотые жуки». Вопрос этот до сих пор остаётся открытым.
И всё же…
«Нельзя отказаться от решения проблемы только из-за того, что ты страшишься ответа».
А проблем на планете Земля ещё ох как много! И решать их придётся всему человечеству…