Гжельский фаянс как художественное явление
Гжель с давних пор известна не только как крупнейший район гончарного производства в России, но и как центр художественной керамики. Ярким явлением народного искусства стала гжельская майолика XVIII века и полуфаянс XIX века, своеобразная стилистика отличает гжельский фарфор.
Очень мало известно об одной области деятельности гжельских мастеров XIX века - о художественном фаянсе, который развивался одновременно с фарфором, создавался зачастую на одних и тех же предприятиях, но всегда сохранял свой неповторимый облик. Отсутствие внимания к тонкому фаянсу со стороны исследователей не случайно. Подлинно художественных изделий в многочисленном общем потоке было немного. К фаянсовой посуде относились как к чисто бытовой - ее не берегли и не коллекционировали, поэтому даже в музейных собраниях сохранилось очень мало изделий из тонкого фаянса гжельских фабрик.
Была сделана попытка выявить в музейных собраниях, в частных коллекциях и у частных лиц среди расхожей посуды изделия тонкого фаянса именно из Гжели. Их оказалось около 500 - это предметы разнообразного ассортимента, отличающиеся и своими формами и декором.
Благодаря архивным разысканиям, обнаружен ряд источников, которые позволяют составить общую картину состояния гжельской фаянсовой промышленности. Эти материалы сообщают дополнительные ценные сведения о замечательном керамисте-экспериментаторе А.Л. Киселеве, с деятельностью которого связаны в значительной мере достижения гжельского фаянса.
Источником большинства сведений стали работы исследователей, собиравших материалы о тонком фаянсе еще в XIX веке на месте, в Гжели. В первую очередь следует назвать работы Г. Федченко, А. Нентцеля, А. Исаева, А.В. Селиванова.
В анализе может быть использован статистический материал из Ведомостей промышленности, Атласов промышленности, Обзоров торговли и других подобных изданий. Эти источники содержали сведения о предприятиях.
Интересные характеристики русского и гжельского, в частности, фаянса печатались в “Журнале мануфактур и торговли. Здесь находили освещение вопросы технологии и разных способов декорирования тонкого фаянса - таких, как печать, иллюстрирование и т.п., вопросы сбыта. Сообщения о привозе гжельского фаянса в Петербург, в Вильно появлялись и в газете “Северная почта”.
Анализируя комплекс материалов различных источников, можно сделать вывод о том, что гжельский фаянс XIX века это большое социальное и художественное явление.
Очень мало известно об одной области деятельности гжельских мастеров XIX века - о художественном фаянсе, который развивался одновременно с фарфором, создавался зачастую на одних и тех же предприятиях, но всегда сохранял свой неповторимый облик. Отсутствие внимания к тонкому фаянсу со стороны исследователей не случайно. Подлинно художественных изделий в многочисленном общем потоке было немного. К фаянсовой посуде относились как к чисто бытовой - ее не берегли и не коллекционировали, поэтому даже в музейных собраниях сохранилось очень мало изделий из тонкого фаянса гжельских фабрик.
Была сделана попытка выявить в музейных собраниях, в частных коллекциях и у частных лиц среди расхожей посуды изделия тонкого фаянса именно из Гжели. Их оказалось около 500 - это предметы разнообразного ассортимента, отличающиеся и своими формами и декором.
Благодаря архивным разысканиям, обнаружен ряд источников, которые позволяют составить общую картину состояния гжельской фаянсовой промышленности. Эти материалы сообщают дополнительные ценные сведения о замечательном керамисте-экспериментаторе А.Л. Киселеве, с деятельностью которого связаны в значительной мере достижения гжельского фаянса.
Источником большинства сведений стали работы исследователей, собиравших материалы о тонком фаянсе еще в XIX веке на месте, в Гжели. В первую очередь следует назвать работы Г. Федченко, А. Нентцеля, А. Исаева, А.В. Селиванова.
В анализе может быть использован статистический материал из Ведомостей промышленности, Атласов промышленности, Обзоров торговли и других подобных изданий. Эти источники содержали сведения о предприятиях.
Интересные характеристики русского и гжельского, в частности, фаянса печатались в “Журнале мануфактур и торговли. Здесь находили освещение вопросы технологии и разных способов декорирования тонкого фаянса - таких, как печать, иллюстрирование и т.п., вопросы сбыта. Сообщения о привозе гжельского фаянса в Петербург, в Вильно появлялись и в газете “Северная почта”.
Анализируя комплекс материалов различных источников, можно сделать вывод о том, что гжельский фаянс XIX века это большое социальное и художественное явление.
Отзывы и комментарии