Гжельский фаянс как художественное явление

Гжель с давних пор известна не только как крупней­ший район гончарного производства в России, но и как центр художественной керамики. Ярким явлением народно­го искусства стала гжельская майолика XVIII века и полуфаянс XIX века, своеобразная стилистика отличает гжельский фарфор.

Очень мало известно об одной области дея­тельности гжельских мастеров XIX века - о художественном фаянсе, который развивался одновременно с фарфором, создавался зачастую на одних и тех же предприятиях, но всегда сохранял свой неповторимый облик. Отсутствие внимания к тонкому фаянсу со стороны исследователей не случайно. Подлинно художественных изделий в многочис­ленном общем потоке было немного. К фаянсовой посуде относились как к чисто бытовой - ее не берегли и не коллекционировали, поэтому даже в музейных собраниях со­хранилось очень мало изделий из тонкого фаянса гжельских фабрик.

Была сделана попытка выявить в музейных собраниях, в частных коллекциях и у частных лиц среди расхожей посуды изделия тонкого фаян­са именно из Гжели. Их оказалось около 500 - это предметы разнообразного ассортимента, отличающиеся и своими формами и декором.

Благодаря архивным разысканиям, обнаружен ряд ис­точников, которые позволяют составить общую картину со­стояния гжельской фаянсовой промышленности. Эти материалы сообщают дополнительные ценные сведения о замечательном керамисте-экспериментаторе А.Л. Киселеве, с деятельностью ко­торого связаны в значительной мере достижения гжельско­го фаянса.

Источником большинства сведений стали работы исследо­вателей, собиравших материалы о тонком фаянсе еще в XIX веке на месте, в Гжели. В первую очередь следует на­звать работы Г. Федченко, А. Нентцеля, А. Исаева, А.В. Се­ливанова.

В анализе может быть использован статистический материал из Ведомостей промышленности, Атласов промышленно­сти, Обзоров торговли и других подобных изданий. Эти ис­точники содержали сведения о предприятиях.

Интересные характеристики русского и гжельского, в частности, фаянса печатались в “Журнале мануфактур и торговли. Здесь находили освещение вопросы технологии и разных способов декорирования тонкого фаянса - таких, как печать, иллюстрирование и т.п., вопросы сбыта. Сообще­ния о привозе гжельского фаянса в Петербург, в Вильно появлялись и в газете “Северная почта”.

Анализируя комплекс материалов различных источников, можно сделать вывод о том, что гжельский фаянс XIX века это большое социальное и художественное явление.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: