Последняя надежда ритейла

Вот уже полгода, как наш «островок спокойствия» погрузился в пучину кризиса. И сейчас уже сложно найти тех, кто на вопрос о кризисе отвечал: - "Какой кризис? Все это пройдет через пару месяцев, если вообще начнется". Кризис коснулся всех. Ритейла особенно. Наблюдая рынок ритейла, я лишний раз нахожу подтверждение того, что именно ритейл является скелетом (если так можно выразиться) экономики любого государства. Помню, однажды меня спросили в прямом эфире в далеком 2007 году о том, что ждет ритейл, какие будут мои прогнозы на 2008 год. Тогда я ответил, что Государство должно понимать важность ритейла, как одного из локомотивов экономики и не должно допустить замедления роста этого сегмента рынка. Тысячи рабочих мест создаются для обслуживания любого крупного объекта ритейла. И не только за счет предприятий поставщиков или собственного персонала. Тут и смежный складской бизнес, и грузоперевозки, и легкая промышленность (спецодежда), и поставки оборудования и многое другое, что обеспечивало тысячи и тысячи рабочих мест. Эту впечатляющую цепочку можно раскручивать долго. И в итоге продемонстрировать что-то более страшное, чем презентованная Американскому правительству цепь ужасов от Большой тройки американских автопроизводителей. Одно лишь перечисление последствий коллапса хотя бы одной компании этой самой Большой тройки, должно была запугать простых граждан и гарантировать сотни миллиардов Государственной помощи. Но все надежды на Государство в нашей стране остались в сытом 2007 году. Государство не спешит на помощь, а сами ритейлеры на баррикадах также не замечены. Слабые игроки умирают тихо, сильные страдают молча. Опрашивая потребителей, мы нашли одну закономерность (рис. 1), которую я бы предпочел не находить. Закономерность в следующем: с ноября по март 2009 года более чем в 6 раз увеличилась доля респондентов, которые стали тратить меньше, чем в аналогичный период годичной давности.

Рис. 1


Тратить меньше, в большинстве своем, означает отказ от привычных продуктов в пользу более дешевых. Дальше, больше. Уже без эмоций, вижу вторую закономерность (рис. 2), раз потребители переходят от разнообразия к однообразию, нет смысла тратиться на складские запасы, когда-то востребованных, продуктов и товаров. И вот результат, прошло 5 месяцев, и ассортимент оскудел, причем и в продовольственном сегменте и в сегменте товаров длительного пользования. В феврале это отметили 8 респондентов из 10. И это по всем фронтам, то есть, я хотел сказать по всем сегментам продуктового ритейла.

Рис. 2

Раскручиваем дальше. Если ассортимент оскудел, у нас должны быть бренды - лидеры в этом печальном рейтинге. Кто из продуктовых ритейлеров показался потребителям самым заметным с точки зрения «обнищания» полок. Ответ вы можете видеть на рисунке 3. График отражает ситуацию только в гипермаркетах, где «лидером» является сеть «Мосмарт». Среди супермаркетов тоже есть свои «лидеры», но их успехи в этом обзоре мы приводить не будем, так как они несколько «скромнее».

Рис. 3


Что касается ценовых войн, то тут, потребители терпят поражение по всем направлениям. Повышение цен коснулось почти всех потребителей, независимо от магазинов, которые они посещают. Наибольшее, субъективное для потребителей, повышение цен произошло в тех магазинах, которые изначально были самыми доступными (рис. 4) для потребителя. Это вполне ожидаемо, именно там покупают продукты, наименее защищенные слои населения, которые первыми и почувствовали "кусачесть" цен. Лидером «подорожания» респонденты назвали сеть «Ашан». Причем, если в ноябре 2008 года, всего около 10% потребителей заметили рост цен в магазинах этой сети, то уже в феврале 2009 года эта цифра вплотную приблизилась к 100%. И более 50% из них обозначили рост цен как "значительный". Лучше всех выдержала ценовую войну шведская сеть "Стокманн" (хотя и не попала на наши графики в виду незначительной доли лояльных респондентов), всего 8% посетителей этой сети почувствовали повышение цен и менее 10% из них отметили это повышение как "значительное". И это в январе 2009 года!

Рис. 4


Продуктовый ритейл более важен для нашей повседневной жизни, чем иные сегменты рынка ритейла. Но для экономики степень важности всех сегментов одинакова. И изменения в непродуктовом секторе ритейла также значительны и показательны. Как в старом анекдоте, хочется задать вопрос с какой новости начинать, с хорошей или с плохой. И, как принято, начну с хорошей. Электронику, телефоны и спортивный инвентарь все еще покупают и покупают лучше, чем на то рассчитывали пессимисты. А теперь, по законам жанра, новость плохая – крупная бытовая техника и одежда в январе - феврале 2009 года продается из рук вон плохо. И это стало заметно, когда отгремели Новогодние салюты. Тогда и начались основные проблемы, к тому моменту уже был удовлетворен так называемый отложенный спрос. Только он и спасал продавцов крупной бытовой техники и одежды в ноябре декабре 2008 года, когда все кинулись тратить деньги в страхе их обесценивания. Подводя краткие итоги обзора рынка непродуктового ритейла, хочу дать пищу для размышления. Взгляните на рисунок 5, обратите внимание, что есть несколько сегментов товаров, спрос на которые растет, не взирая ни на что. Это и нетбуки (большая часть прироста по компьютерной технике), благодаря их дешевизне и функциональности, и компьютерные игры, как отличной альтернативе более дорогим развлечениям. И я рад, что этим список растущих сегментов не ограничивается, представителям же ритейла, рекомендую обратить на это внимание.

Рис. 5

Те исследования, которые легли в основу данного обзора, отражают рынок с точки зрения нашей с вами реакции на происходящее, то есть, потребительские предпочтения и переживания. В заголовок нашего обзора я вывел слегка перефразированное название фильма. В нем надежда оставалась, но она была последняя, как и в случае с рынком ритейла. Последняя надежда ритейла… нет, не потребители, они итак из последних сил тратят последние деньги (извините за тавтологию), привычно заполняя Торговые Центры, последняя надежда ритейла - Государство. Только совместными усилиями с представителями власти можно еще спасти ситуацию. Еще не пройдена точка невозврата. Еще есть люди, которые верят, что ждать конца кризиса не долго, но уже слишком заметна динамика роста числа безработных, которые были, так или иначе, связаны с ритейлом, но потеряли работу.
В завершении обзора, хочу закончить свою мысль про «скелет экономики» и продемонстрировать, что нас ожидает, если ритейл будет сходить с дистанции теми же темпами. Наш прогноз заставляет задуматься. Если Государство не вмешается и не запустит программу помощи, развивавшемуся некогда, ритейлу, то, не позднее начала 2010 года, мы станем свидетелями сокращения на 50-70%% количества игроков на рынке ритейла. И это еще не все. Падая такими темпами, рынок ритейла принесет в своих руках не менее 3% со знаком минус в общую цифру замедления темпов экономического развития РФ.



Рыжаков Дмитрий
Управляющий партнер МЦ Numbers
Экперт телеканала РБК
МЦ Numbers 2009


При формировании обзора использовались материалы исследований с сайта: МЦ Numbers http://thenumbers.ru



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: