FG-42 (ФГ-42). Почему эту автоматическую винтовку называли «оружие зеленых дьяволов»? 1. История создания
Автоматическая винтовка FG-42 — уникальное оружие! Оно не было официально принято на вооружение, вооружены им были лишь «зеленые дьяволы», немецкие парашютисты. Да не просто парашютисты, а парашютисты-егеря, элита элит германских ВДВ! Fallschirmjgergewehr 42 — полное название этого замечательного оружия, переводится как «винтовка для парашютистов-егерей обр. 1942 г.».
Кроме того, FG-42 вооружались наиболее опытные бойцы СС, защищавшие Берлин в мае 1945 года, и личная охрана фюрера. По мнению военных специалистов, винтовка FG-42 была одним из наиболее интересных образцов немецкого стрелкового оружия Второй мировой войны. Она совместила в себе несовместимое: «В одном оружии объединены ручной штуцер (гранатомет) с пистолетной рукояткой, пистолет-пулемет, винтовка и ручной пулемет, причем вес образца равен весу винтовки Маузер 98k.» Генерал-майор люфтваффе К. Штудент. Если враг появлялся в «штыковой доступности», на FG-42 предусмотрен длинный неотъемный штык. Для удобства и точности стрельбы под стволом располагались легкие штампованные сошки. Магазин вмещал 10 или 20 патронов.
Появилось на свет это замечательное оружие в результате конфликта руководства люфтваффе и лично Германа Геринга (рейхсминистра Имперского министерства авиации Германии) и Управления вооружений вермахта (HWaA). История этого конфликта длинна и интересна.
Геринг был не только фанатом авиации, но и парашютно-десантных операций. Первой крупной операцией, где широко участвовали германские парашютные подразделения, была битва за средиземноморский остров Крит, операция «Меркурий» (20−31 мая 1941 г.). Из 11 тысяч сброшенных на Крит парашютистов погибло почти 40%! Конструкция немецкого парашюта тех времен не позволяла взять с собой тяжелое стрелковое оружие, поэтому винтовки и пулеметы сбрасывались в контейнерах. Сами десантники были вооружены только пистолетами Парабеллум или (небольшая часть) пистолет-пулеметами МП-38, дальность выстрела которых не превышала 100 м. Англичане просто расстреляли десант из пулеметов с большого расстояния, не дав быстро раскрыть контейнеры с оружием.
Вопрос о новом оружии для парашютных подразделений был поставлен незамедлительно. Требования к новому оружию были достаточно противоречивы:
использование винтовочно-пулеметного патрона 7,92×57 мм, такого же, как и в пехотной винтовке «Маузер 98»; габариты и вес не более, чем у пехотного карабина «Маузер 98 к» (примерно 4 кг); возможность выбора вида огня, одиночный или автоматический; магазин не менее 20 патронов; желателен штык для рукопашного боя; оружие должно использоваться и в качестве гранатомета; точность не менее пехотной винтовки, крепление для оптического прицела, для использования в качестве снайперского оружия.
Таким образом, новое оружие должно было совместить в себе три вида оружия: снайперскую винтовку, легкий ручной пулемет и гранатомет. Кроме того, вес этого оружия не должен был превышать веса стандартной пехотной винтовки и быть удобным для стрельбы с парашюта. Иметь штык и крепкий приклад для рукопашного боя.
Управление вооружений вермахта сразу отказалось от разработки такого оружия, сочтя требования Геринга просто невозможными.
И тогда сам Герман Геринг объявил конкурс, в котором участвовали практически все немецкие фирмы, имеющие опыт разработки стрелкового оружия. В конце концов, выиграла конкурс проектов фирма Rheinmetall-Borsig, которая получила значительное дополнительное финансирование. Разработал конструкцию винтовки ведущий конструктор Rheinmetall Луис Штанге, он же разработчик ручных пулеметов MG-34 и MG-42.
Личное оружие немецких парашютистов защищал от нападок Управления вооружений и неоднократных угроз закрытия проекта сам Геринг. И не прогадал. Его мечта сбылась. Оружие получилось именно таким, как надо! Луису Штанге удалось реализовать практически невыполнимую задачу — объединить в FG-42 преимущества ручного пулемета, снайперской винтовки и гранатомета.
Это была только половина дела. Управление вооружений и иностранные разведки всячески ставили палки в колеса проекту.
Первая партия винтовок FG-42, изготовленная на металлорежущих станках фирмы Rheinmetall-Borsig, была незамедлительно представлена самому фюреру. Эти винтовки, после проведения испытаний, были переданы на вооружение личной охраны Гитлера.
Однако Управление вооружений продолжало мешать Герингу. Например, Управление нашло несоответствие тактико-технических данных новой винтовки критериям пехотного оружия и настаивало на проведении более серьезных испытаний. В результате было найдено множество недостатков. На устранение дали очень мало времени. Противники Геринга потирали руки…
Но конструкторам просто дано было указание исправить недостатки. И они были исправлены! Промежуточные модификации FG-42 (тип «Е» и «F») были выпущены малыми партиями для проведения испытаний. После анализа результатов была собрана новая модификация (тип «G»), которую и предполагалось выпускать массово.
Но все было напрасно, пока винтовка не прошла настоящее «боевое крещение». 12 сентября 1943 года в ходе диверсионной операции «Дуб» группой парашютистов был освобожден вождь итальянских фашистов Бенито Муссолини. Группа была вооружена винтовками FG-42, вся операция заняла менее 4-х минут.
Однако Управление вооружений предъявило новые претензии. Где делать такие, вроде бы нужные, винтовки и как снизить стоимость. Фирма Rheinmetall-Borsig была завалена заказами на производство пулеметов, и ни свободных площадей, ни свободных рук там просто не было. Последний вариант винтовки предполагалось делать в Италии, но уже готовое к запуску производство было частично разрушено. Враги ведь тоже не дремлют…
Вариант тип «G» был запущен в производство на фирме Krieghoff только в конце 1944 г., когда с востока наступала Красная Армия, а с запада войска союзников. Однако винтовка успела «засветиться» в нескольких громких диверсионных операциях.
Всего винтовок FG-42 было выпущено примерно 8000 шт.: 2000 (ранние варианты) и более 6000 (тип «G»).