Как снова принять ребенка в семью?
«…Меня беспокоит несколько моментов в отношениях с моим трехлетним сыном. Во-первых, его капризы по поводу и без. Он готов плакать бесконечно, пока не приложишь максимум усилий, чтобы переключить его, а при двух маленьких детях это совсем не просто.
Во-вторых, его отношение к младшей сестре (ей три месяца). Он кричит, что сестра ему не нужна, что нужно отнести ее обратно. Пытается ее отшлепать, забирает погремушки…
Немного истории. Полтора года назад я с сыном, тогда совсем еще крохой, попала в аварию. С сыном оказалось все в порядке, а я с серьезной травмой попала в больницу. Ребенка на несколько месяцев забрали мои родители, чтобы я могла прийти в себя и поправить здоровье.
Из-за последствий травмы мне было сложно заботиться о маленьком ребенке и я отдала его еще на несколько месяцев свекрови, потом он гостил снова у моих родителей на даче целое лето. Потом мама мне его привезла (мы живем в разных городах). Через месяц я родила дочку". (Вопрос психологу.)
Сначала для внутрисемейного, собственно родительского пользования.
Сейчас вам необходимо принять ребенка, ощутить его своим сыном, а не сыном бабушек.
Важно найти в ребенке то хорошее, на что можно опереться в своем представлении о нем. У вас в общении с ребенком в силу обстоятельств возникали длительные перерывы, иногда в таких обстоятельствах возникает ощущение, что все беды от разлуки, и ребенок начинает восприниматься как нечто чужое, внешнее по отношению к семье.
Поэтому очень важно найти и продолжать искать постоянно в ребенке то, что его роднит с Вами и супругом, чем он похож на Вас, что делает так же, как Вы, какими мимическими реакциями (улыбается, как Вы, или хмурится, как муж), какими жестами подобен Вам.
Теперь переходим к организации взаимодействия с ребенком.
Постарайтесь организовать как можно больше ситуаций, когда Вы можете быть с ним в тесном физическом контакте. Например, Вы кормите малышку, а свободной рукой обнимаете сына. Если возможно, пусть нечто подобное станет своеобразным ритуалом. Тогда Сын будет включен в Ваше общение с дочерью, у него в этом процессе будет свое законное место. Тогда ему не нужно будет конкурировать с сестрой.
У детей маленькая разница в возрасте — старший сам еще малыш. Давайте подумаем, как он мог бы проявить свое старшинство и чувствовать себя полезным. Например, попросите его собрать пирамидку для Вас и сестренки — Вы будете смотреть и радоваться. Или привезти Вам в кузове кубики, чтобы вместе построить домик. То есть делать все то, что он мог бы делать просто так для себя, для Вас и сестренки с целью продемонстрировать свои умения или развлечь Вас. Тогда сын будет вовлечен во взаимодействие с Вами и не будет чувствовать себя отторгнутым.
Давайте также подумаем, как можно организовать для мальчика позицию превосходства над сестрой. Когда человек (в нашем случае маленький человечек) уверен, что он кого-то неизмеримо превосходит, он перестает соревноваться, вместо этого начинает оказывать покровительство. Для формирования этой позиции можно озвучивать вслух вещи, которые обычно не говорятся, потому что считаются само собой разумеющимися.
Например: «Как здорово, что ты уже такой большой, можешь так быстро бегать на своих крепких ножках. А сестренка еще этого делать не умеет! Представляешь, она еще даже сидеть не умеет, не то что бегать! Зато ты, когда она подрастет, сможешь научить ее бегать так же быстро и прыгать так же высоко, как умеешь сам! Кто же, кроме тебя, сможет ее такому научить? Вот будет здорово!
И говорить она пока не умеет так же хорошо, как ты. Она даже «мама» сказать пока не умеет. Давай вместе ее учить будем, чтобы она могла попросить, что ей надо. А то сейчас ни спросить, ни попросить не может, только плачет, а нам надо догадываться, что ей нужно. Вот ты — другое дело: захотел пить — сказал об этом! Захотел на горшок — сказал об этом!"
Ребенку важно чувствовать себя важным и нужным в семье, бывать в фокусе внимания родителей. К этому, собственно, мальчик и стремится доступными способами. Основная задача здесь — показать ребенку способы оказываться в центре внимания — приемлемые для всех, способы быть полезным и принятым.