Немного истории о праздновании Нового года
История празднования наступления нового года начинается много веков назад, задолго до Рождества Христова. Еще древнеримский правитель Юлий Цезарь установил началом года 1 января. Произошло это в 46 году до нашей эры. Первый месяц года проходил под покровительством Бога Януса и носил его название. В России новогоднее празднование ввел Петр І. Он издал указ в 1699 году, в котором говорилось, что каждый год ночью 1 января все жители России празднуют наступление нового года. До этого указа Новый год наступал в сентябре. Если говорить о более современной истории, то впервые выходным днем 1 января стало в 1897 году. А во времена СССР 1 января не был праздничным, а являлся обычным рабочим днем. В 1947 году его объявили выходным днем. На сегодняшний день появилось такое понятие как Новогодние каникулы, которые могут длиться до десяти дней.
Щедрец, Васильев День и Новый год
Новогодним праздником 31-е декабря стало далеко не сразу. В славянской традиции в этот день отмечался Щедрец или Щедрый вечер, завершавший первую часть Святок. В этот вечер девушки гадали на суженного, а дети «щедровали» по домам, распевая песенки в обмен на сладости.
Хто ни дасть хлеба — быка из хлева! Хто ни дасть пирага — карову за рага! (Народный фольклор)
Популярными персонажами щедровок были волк и коза, чью символическую свадьбу отмечали в этот день на народных гуляниях.
Современная православная церковь активно борется с «заморским» Хэллоуином, как с «бесовским» праздником, однако даже самые жуткие заграничные костюмы ведьм, вампиров и зомби, продаваемые через Интернет, не идут ни в какое сравнение со славянскими масками и костюмами медведей, козлов, волков и журавлей, в которые наши предки наряжались на Святки!
Новогодняя елка
Сегодня Новогодняя елка – один из главных атрибута праздника. Новогодние украшения из еловых веток в России появились еще при Петре І. Ими украшали помещения и дома. Эту замечательную традицию он позаимствовал из Европы. А обычай ставить зеленую красавицу с различными игрушками и мишурой появился в конце 19 века. Как ни странно, но эту прекрасное событие в начале 20 века запретили. Только в 1936 году прошлого столетия этот запрет был снят, и в наши дома вновь вернулась лесная красавица на радость детишкам и их родителям.
До наших дней дошел обычай — украшать новогоднюю елку красивыми игрушками. В древности украшения состояли из овощей и фруктов. Со временем появились деревянные игрушки. Но прогресс не стоит на месте. Он затронул и новогодние елочные игрушки: появились стеклянные блестящие фигурки. Сегодня наряду с потрясающими шарами очень модно изготавливать елочные украшения своими руками.
Откуда елка?
До 18 века на Руси хвойными ветками принято было провожать покойника в мир иной. Поэтому традиция наряжать елку на Новый год продержалась только до смерти Петра I. После люди перестали украшать пушистую красавицу. А вернулась ель в дома русских вместе со свадьбой князя Николая и немецкой принцессы в 1819 году. Именно с тех пор ели и сосны стали считаться неотъемлемой частью праздника. А вот украшать лесную красавицу мы научились у французов.
Новогодняя традиция – Дед Мороз и Снегурочка
Какой же Новый год без подарков? Вот еще одна традиция, которая существует уже не одно столетие. А Дед Мороз и его внучка Снегурочка по легенде приносят их в большом мешке. Образ Дедушки Мороза является сказочным и собирательным. Он создан на основе образов славянского фольклора и Святого Николая. А внучка Снегурочка официально присоединилась к нему в 1936 году в рекомендациях по организации и проведению детских новогодних праздников.
Славянские корни Деда Мороза
Дед Мороз (чаще просто Мороз или Студенец) у славян не дарил подарков, его образ был скорее отрицательным. В дошедших до нас сказках Мороз описывается как старичок с белой бородой, закутанный в шубу, который «на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает», усиливая зимнюю стужу. В народных поверьях, собранных этнографами XIX века, он ворует и морозит детей – отголоски этих поверий нашли отражение в русских народных сказках. Не случайно имя персонажа происходит от того же корня, что и «мор», «мрак», «мерзкий».
Чтобы задобрить этого злого духа, на зимних народных праздниках ему готовили кушанья – кисель, кутью или блины, которые выставляли на подоконник, как бы приглашая Мороза к столу. В некоторых деревнях еду для Мороза бросали в колодец – символическую дверь в оборотный мир.
«Мороз, иди кутью есть. А летом не бывай, хвостом не виляй, а то буду пугой сечь»
Этот обычай «кликанья Мороза» восходил к древнейшим славянским культам почитания умерших предков, которых вызывали с того света точно так же (кутья – традиционная поминальная еда) и потому воспринимался церковью, как спиритизм — общение с потусторонним миром, а значит нечто вопиющее, подлежащее искоренению.
Можно предположить, правда, с большой осторожностью, что повторяющийся мотив увода девушек в холодный зимний лес, встречающийся в сказках народов мира (например, Морозко или «Госпоже Метелице» братьев Гримм), сохранил отголоски древнего культа, когда в лес приводили символическую невесту для зимнего духа с целью задобрить его на будущее лето. В сказке, записанной Александром Афанасьевым, отец оставлял свою дочь Марфушу в лесу, чтобы выдать замуж за Морозко…
В середине XIX века Мороз стал литературным персонажем – в сборнике Владимира Одоевского «Сказки дедушки Иринея» (1840 год) был Мороз Иванович, живший в ледяной стране, вход в которую был через колодец. Ещё одного полуфольклорного персонажа – Мороз Красный Нос мы встречаем в одноимённой поэме Некрасова. Символом Рождества Дед Мороз станет лишь в ХХ веке.
Праздничный стол
Новогодний стол и кулинарные праздничные шедевры дошли до нашего времени еще со времен правления Екатерины ІІ. Даже в те далекие времена сервировка и украшение праздничного стола было очень важным. Встреча Нового года в России уже не один век отличается красотой и изобилием праздничных блюд на столе. Сегодняшние хозяйки также очень основательно подходят к оформлению и приготовлению праздничных блюд.
Вот ужу много лет символом новогодних праздников являются мандарины. Их замечательный аромат у многих жителей России ассоциируется с наступлением Нового года.
Ощущение праздника и возникновение предновогоднего радостного настроения у большинства жителей России появляется после того, как по многим каналам стартует реклама «Coca-Cola». Светящиеся огни и запоминающаяся песня со словами «праздник приближается» заряжает только позитивными новогодними эмоциями.
Выстрел в Деда Мороза
Трагические события Первой мировой войны сделали ёлки скромнее – стране было не до веселья, да и начавшиеся перебои с продуктами не позволяли праздновать Рождество с прежним размахом. Из-за погромов позакрывались немецкие лавки с куклами и игрушками, теперь ёлочные украшения делали сами – из ваты и картона.
Но и Революция далеко не сразу положила конец празднованию Рождества. В страшные дни декабря 1917-го года по инициативе писателя Максима Горького и художника Александра Бенуа для детей была издана подарочная книжка «Ёлка» со сказками русских писателей, украшенная иллюстрациями лучших художников.
В феврале 1918-го года, Россия перешла на Григорианский календарь, однако Православная Церковь продолжала жить по устаревшему Юлианскому – как более традиционному. В результате Рождество оказалось «позади» Нового года и стало приходиться на 7 января нового календаря, а рождественский пост оказался в самой гуще новогоднего застолья! Так возник несуразный праздник – Старый Новый Год, само название которого звучало как парадокс.
Он не был совсем уж бесполезным, ведь его наличие позволяло соблюсти рождественский пост. Некоторые считают Старый Новый Год православным Новым годом, но «новолетие» Русская Православная Церковь до сих пор отмечает 1 сентября — то есть 14 сентября по новому стилю! На день же Старого Нового года приходятся Обрезание Господне и всё тот же Васильев день. Тогда же отмечается и Щедрун, до сих пор не забытый в некоторых городах и деревнях России, Беларуси и Украины.
Удивительно, но вплоть до 1929-го года Рождество в СССР продолжало оставаться выходным днём, причём отмечалось оно по Григорианскому календарю — 25 декабря! Признанная большевиками обновленческая церковь вслед за Россией перешла на Григорианский календарь. Таким образом, ранние советские годы – единственный период, когда Россия отмечала Рождество вместе со всем остальным миром!
Конечно, прежние религиозные, а также буржуазные традиции Советская власть не одобряла.
*** Тот, кто ёлочку срубил, Тот вредней врага раз в десять, Ведь на каждом деревце Можно белого повесить!
(В. Горянский, 1919)
Первая попытка ещё пока не отменить, а заменить Рождество была предпринята в 1922-м году. На 25-е декабря, которое продолжало оставаться выходным днём, были назначены «комсомольские святки» или «комсвятки», на которых читались доклады, разоблачающие подлинную природу Рождества, ставились театрализованные шоу, высмеивающие «поповские» традиции, а в рабочих клубах о.
В популярной форме религиозные предрассудки разоблачала и новая газета «Безбожник», выпускаемая Союзом воинствующих безбожников.
По степени своего цинизма антирелигиозные каррикатуры «Безбожника» запросто могли бы потягаться со знаменитым французским изданием Charlie Hebdo — чего только стоил один Чемберлен, целующийся с Иисусом!
Подарки в Новый год – традиция для многих россиян
В новогоднюю ночь в России принято дарить подарки родным, близким, коллегам, друзьям. Новогодние подарки могут быть разными: от небольшого сувенира до роскошного дорогого подношения. Каждый год заготовка подарков у многих россиян начинается задолго до праздника. Варианты новогодних презентов зависят от многих факторов. Во-первых, кому предназначается подарок. Во-вторых, какой смысл вы собираетесь в него вложить. И, конечно же, от финансовых возможностей.
Традиционные новогодние блюда России: рецепты
Как известно, мы живем в те времена, когда даже самые экзотические продукты становятся привычными и весьма доступными по цене, поэтому можно приготовить самые различные вариации блюд. Но ни одна кухня мира не сможет заменить русскому народу в новогоднюю ночь закуски и салаты, которые готовились множество лет подряд по неизменным семейным традициям.
Есть некоторые закуски и горячие блюда, без которых новогодний стол не может существовать. Стоит рассмотреть более подробно традиционные праздничные блюда, именно их стоит предложить гостям в этот торжественный вечер, да и сами домашние не откажутся полакомиться такими салатами и закусками.
Салат Оливье
Стоит начать именно с этой салатной холодной закуски, так как оливье готовилось множество лет подряд, даже в советские времена данная закуска обязательно присутствовала на столах в новогоднюю ночь, и если сейчас салатов очень много, поэтому оливье готовят не большими порциями, то раньше закуска замешивалась в очень больших количествах.
Стоит сказать, что сегодня совсем не сложно приобрести колбасу вареную и зеленый горошек для создания закуски, но этот вариант более традиционный, хозяйки же придумали заправлять полученное блюдо домашним майонезом или сметаной, заменить соленые огурчики на свежие, а также вместо колбаски использовать отварную куриную грудку.
Сельдь под шубкой
Традиционные блюда на Новый год в России всегда отличались своей простотой и отличными вкусовыми качествами, поэтому хозяйке безусловно нужно приготовить сельдь под шубкой. Можно использовать классический рецепт, который включает в себя соленую селедку, отварной картофель, немного яиц, отварной свеклы и моркови, все слои промазывают майонезом.
Некоторые же решают использовать вместо основной заправки не майонез, а обычную сметану, также есть возможность заменить сельдь на отварную красную рыбку, получается не менее вкусная и интересная закуска. Стоит рассмотреть фото с оформлением салата, чтобы знать, как оригинально подать каждый из вариантов рыбки под шубкой.
Бутерброды с использованием сливочного сыра и красной икры
Можно сказать, что такая холодная закуска считается традиционно русской для новогоднего стола, хотя в советские времена достать сливочный сыр было сложнее, чем икру, тогда такие бутерброды на праздничный стол также готовили, но сыр заменялся на бутербродное масло. Сегодня хозяйки вполне могут приобрести простой сливочный сыр, которые идеально сочетается со вкусом красной икры, таким образом можно получить великолепную закуску, фото с оформлением и подачей предоставлены в интернете в изобилии, поэтому хозяйке не придется думать о том, как лучше подать бутерброды с красной икрой на стол. Ну а если домашние не любят рыбную икру, стоит приготовить для них отдельно бутерброды с сыром, но вместо икры будет использована красная рыбка, рекомендуется подбирать слабосоленые кусочки филе.
Заливная рыбка
Безусловно фото этого блюда всегда можно найти на кулинарных сайтах, ведь хозяйки делают рыбку в заливном виде не реже, чем обычный холодец, да и вкус у этого блюда просто потрясающий. Новогодний стол в России обязательно должен включать в себя данное холодной рыбное блюдо.
Кроме того готовить его невероятно просто, достаточно только отварить рыбку в воде, а затем в бульон добавить желатин, рыбное филе разделить на кусочки, залить мясо рыбки полученным бульоном, и дождаться пока блюдо застынет в холодильнике. Конечно, для вкуса стоит использовать различные пряности, немного соли и травы, а для украшения рекомендуется взять немного зелени, свежий лук и отварную морковку.
Яйца с фаршем из красной икры
Еда должна быть вкусной и выглядеть красиво, особенно если она подается на стол в день праздника, гости смогут по достоинству оценить яйца, которые хозяйка нафарширует с помощью красной икры. Конечно, можно сделать фарш для яиц из чеснока, майонеза и желтка, но это уже всем известно, а если привнести в блюдо немного нового вкуса, это поможет сохранить традиции, но при этом сделать новогодний стол более оригинальным и ярким.
Курица, запеченная в духовке
Как известно, можно найти множество фото с вариантами приготовления такого мясного блюда, но самым простым является просто запекание курочки до румяной корочки, при этом хозяйка может использовать различные варианты соусов, чтобы корочка получилась более вкусной и равномерной. Сегодня же некоторые отклоняются от основного традиционного рецепта, поэтому предпочитают начинить курочку отварным рисом и обжаренными грибами, получается очень вкусно, но и это еще не все, ведь есть возможность сделать курицу в духовке, запекаю её в фольге, желательно добавить к ней различные овощи и пряности, тогда не придется заботиться о гарнире.
Холодец — как дань традициям
Если рассмотреть фото с различных новогодних семейных праздников, то почти на каждом из них можно увидеть тарелочку с вкусным и холодным холодцом, а ведь готовить такое блюдо совсем не сложно, зато получается отличная закуска на новогоднее празднование. Чаще всего холодец готовят из свиных ножек, на его приготовление уходит не менее восьми часов, но конечный результат стоит того, чтобы заняться подготовкой вкусного блюда перед празднованием. Подавать мясную закуску лучше всего с хреном или горчицей, так как холодец прекрасно сочетается с такими соусами.
Утка, запеченная с яблоками, под соусом из горчицы и меда
Хотя некоторые предпочтут приготовить простую и вкусную курочку, все таки найдутся те хозяйки, которые возьмут на вооружение мясо утки, и при готовят его незабываемо вкусно. Хотя название блюда довольно сложное, готовить утку очень просто, для этого тушка промывается, начиняется яблоками, смазывается заготовленным соусом, а затем отправляется в духовой шкаф и выпекается до полной готовности и появления ровной золотистой корочки.
о важен не только вкус готового горячего мясного блюда, но еще и его потрясающий аппетитный внешний, если выложить утку на большой порционное блюда, вокруг положить различные варианты свежих или запеченных овощей, а затем блюдо поместить на середину праздничного стола, то утка с яблоками станет настоящим украшением места для празднования.
Салаты из свеклы на новогоднем вечере
Если хозяйка готовит блюда для гостей или просто для домашних, то ей не стоит отказываться от обычных закусок из отварной свеклы, ведь можно сделать множество салатов на основе такого вкусного овоща. Например, есть возможность создать Винегрет для праздника, хотя сегодня далеко не многие предпочтут делать такой салатик, так как большая часть хозяек отдают предпочтение мясным закускам.
Но даже если хочется сделать что-то мясное, не помешает взять на вооружение свеклу с добавлением орешков, а также приготовить отварной овощ с чесночком. Готовят эти салаты весьма просто, достаточно только отварить свеклу, очистить её и натереть на терке, для одного варианта смешивают чеснок и свеклу, затем добавляют майонез, для другого же используются натертая свекла и грецкие орехи, при желании можно добавить к смеси только один зубчик чеснока для запаха, а затем заправить все майонезом.
Торт Наполеон — классика жанра
Стоит сказать, что торт Наполеон с заварным кремом придется по вкусу каждому на празднике, ведь несладкое слоёное тесто в идеале сочетается с заваренным кремом, что делает торт особенным. Нельзя сказать, почему именно такое лакомство вдруг прижилось именно на русском новогоднем столе, скорее всего из-за своего необычного вкуса и простоты приготовления. Готовить тортик совсем не сложно, при этом он идеально сочетается с бокалом игристого шампанского, да и калорий в нем совсем не много.
Ну а кроме этого стоит рассказать и о других небольших деталях, которые обязаны присутствовать на новогоднем столе, например, мандарины являются неотъемлемой частью праздника, своим запахом они создают необходимую атмосферу торжества. Ну и конечно же не стоит отказываться от игристого шампанского, ведь бой курантов принято встречать именно под хлопок открывающейся бутылки.
Новогодняя традиция – шампанское под бой курантов
Еще в начале 19 века в Россию пришел замечательный напиток – шампанское. Но вначале россияне не приняли этот шипучий напиток из-за вылетающей пробки. Его считали дьявольским. К счастью длилось это недолго. Жители России быстро оценили все его вкусовые качества, и шампанское стало очень популярным винным напитком. Вот уже много лет новогодний стол не обходится без игристого вина. По старой традиции ровно в 00.00 часов в новогоднюю ночь все Россияне поднимают бокалы с шампанским и загадывают заветные желания.
Как празднуют Новый год в России
Для большинства европейцев и американцев главным зимним праздником было и остается Рождество. Конечно, Новый год во всем мире празднуют шумно и пышно, однако самые веселые и богатые на подарки торжества все же приходится на 25 декабря — Рождество Христово. В России же все наоборот. Подавляющее число россиян, с охотой празднуя Рождество, отдают предпочтение Новому году. Следует отметить, что с новогодними и рождественскими праздниками в России происходит такая путаница, что не каждому по силам в ней разобраться. Зимние праздники в России затягиваются на несколько недель: русские с воодушевлением празднуют сперва западное Рождество, потом Новый Год, после православное Рождество — 7 января, и напоследок — 13 января — отмечают уже совершенно непонятный иностранцам праздник — Старый Новый Год. Но самый любимый и почитаемый праздник в этой длинной череде торжеств — новогодняя ночь с 31 декабря на 1 января. Теперь кажется, что так было всегда. Между тем, традиция встречи Нового года в России появилась значительно позже, чем в странах Европы.
Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I. До этого Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше на 1 марта. Однако царь, желая идти в ногу с западом, запретил праздновать новый год осенью, специальным указом перенеся праздник на 1 января. Впрочем, традиционный для России Юлианский календарь Петр Великий все же сохранил, так что новый год в России наступал на несколько дней позже, чем в европейских странах. В те времена Рождество в России приходилось на 25 декабря (по Юлианскому календарю), и Новый Год праздновался уже после Рождества. Это означало, что 1 января не приходилось на рождественский пост, который в те времена строго соблюдался всеми, а значит, в праздник люди могли не ограничивать себя в еде и питье. Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года. Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен, поэтому все празднования проходили на Красной площади. Однако с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу. Правда, главным на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния. Петербургские маскарады устраивались на площади близ Петропавловской крепости, и Петр не только сам принимал в участие в народных гуляниях, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной, на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки.
После маскарада неумолимый царь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближенных (человек 80 — 100). Двери обеденной залы по традиции запирали на ключ, чтобы никто раньше чем через 3 дня не пытался покинуть помещение. Такое соглашение действовало по настоянию Петра. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие.
Зимний Новый год в России прижился не сразу. Однако Петр был настойчив и безжалостно карал тех, кто пытался по старой традиции отмечать новый год 1 сентября. Он также строго следил, чтобы к 1 января дома вельмож и простолюдинов украшались еловыми, можжевельниковыми или сосновыми ветками. Ветви эти полагалось наряжать не игрушками, как сейчас, а фруктами, орехами, овощами и даже яйцами. Причем, все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки — символом плодородия, орехи — непостижимости божественного промысла, яйца — символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия. Со временем россияне привыкли к новому зимнему празднику. Вечер накануне нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своём хозяйстве. В Новом году подавали множество мясных, крупяных и мучных блюд, варили компоты, взвары, кисели, пиво, пекли пироги с различной начинкой.
В центре новогоднего стола ставили мясо свиньи (часто двух-трех недельный поросенок, зажаренный на вертеле), которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ красоты. Существовал так же обычай, что новогодний стол по своему обилию должен равняться рождественскому, однако на нем не должна быть домашняя птица, пернатая дичь или заяц, так как существовало поверье, что в таком случае из дома улетело бы или ускакало счастье.
Императрица Елизавета I продолжила традицию празднования Нового года, начатую ее отцом. Предновогодние и новогодние торжества стали неотъемлемой частью дворцовых празднеств. Елизавета, большая любительница балов и увеселений, устраивала во дворце роскошные ёлки и маскарады, на которые сама любила являться в мужском костюме. Но в отличие от разгульной петровской эпохи, в елизаветинские времена придворным торжествам и застольям была придана чинность. 2 января 1751 года «Петербургские Ведомости» подробно описали новогодний бал, данный в императорском дворце. Вельможи прибыли на маскарад в богатых платьях и собрались в большом зале «где в осьмом часу началась музыка на двух оркестрах и продолжалась до 7 часов пополуночи». После танцев были накрыты столы «на которых поставлено было великое множество пирамид с конфектами, а также холодное и горячее кушанье». В маскараде приняло участие более 15000 человек, которые были «разными водками и наилучшими виноградными винами, также кофием, шоколадом, чаем, оршатом и лимонадом и прочими напитками довольствованы».
При Екатерине II Новый год тоже отмечали с размахом. В 18 веке русский новогодний стол стал особенно затейлив: в поварское искусство пришло стремление удивить, потешить гостей необычными и непривычными яствами. Историки рассказывают легенду о диковинном блюде, которое придворный повар-француз приготовил для императрицы в качестве сюрприза к новогодней трапезе. Весьма замысловатое угощение обходилось недешево и требовало от повара незаурядного мастерства. Рецепт кушанья был таков: в мясистые оливки вкладывались вместо косточек кусочки анчоусов, оливки являлись начинкой для выпотрошенного жаворонка, которого следовало вложить в жирную куропатку, а ту — в фазана. Последней оболочкой служил поросенок. Сначала секрет «царского» новогоднего угощения держался в строгом секрете, но потом его выведал богач-вельможа. После этого блюдо стали готовить под новый год и в других аристократических домах. Такое жаркое получило название «Императрица» и пользовалось большим успехом у петербургской знати. При императрице Екатерине II получила широкое распространение традиция дарить новогодние подарки. Под Новый год в императорский дворец свозилось огромное количество различных подношений. Особенно отмечала Екатерина гостинец одного из русских промышленников, который ежегодно присылал во дворец огромное золотое блюдо на котором лежали различные свежие фрукты: ананасы, абрикосы, груши, сливы, персики, виноград. Императрица радовалась этому подарку, как девочка, прыгала, хлопала в ладоши. И каждый год волновалась — будет ли доставлено ей любимое блюдо.
Любила Екатерина и маскарады: она приезжала на них в чужой карете, пряча лицо под маской. Но полиция тотчас же узнавала государыню по походке и неразлучной с ней свите. Однажды во время новогоднего маскарада свита императрицы придумала веселую забаву: семеро мужчин-вельмож переоделись в женское платье. По свидетельству очевидцев: «на всех были кофты, юбки, чепчики; один из князей был проще всех одет, он представлял гувернантку или маму и смотрел за прочими дамами. Ряженых посадили за круглый стол, поставили закуски, подносили пунш, и потом все плясали и шалили».
К началу 19 века, со смертью Екатерины, русская кухня вновь начинает тяготеть к простым блюдам. Павел I, а за ним и Александр I пропагандировали воздержание в еде, и это стало модным в аристократической среде. Даже в домах знати на новогоднем столе вполне могли оказаться соленые огурцы и грибы, салат из редьки. А еще подавали поросенка, телячье фрикасе, жареных пулярок, отварную форель в вине, тельное из ершей. Вошли в новогоднее меню и фрукты: абрикосы, апельсины, виноград и груши — в моде были оранжереи, фрукты выращивались посреди зимы в Петербурге, и в Москве.
В начале XIX века в России стало популярно шампанское — напиток, без которого сегодня не обходится ни одно новогоднее застолье. Правда, сначала россияне восприняли игристые вина с подозрением: их называли «напитком дьявола» из-за вылетающей пробки и пенной струи из бутылки. По легенде, широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико». Однако госпожа Клико даже не пыталась остановить грабеж, мудро решив, что «убытки покроет Россия». Проницательная мадам, как в воду глядела: слава о качестве ее продукции разнеслась по всей России. Уже через три года, предприимчивая вдова получала из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине.
К царствованию императора Николая I относится появление первой в России и Петербурге публичной новогодней елки. До этого, как уже было сказано, россияне украшали дом лишь хвойными ветками. Впрочем, для украшения годилось любое дерево: вишня, яблоня, береза. В середине 19 века наряжать стали уже только елки. Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу ХIХ века этот красивый обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях. В новогоднем меню второй половины ХIХ века уже присутствуют семга, икра, корюшка и ряпушка, сыры — вместе все с теми же редькой и солеными огурцами. К грибам почему-то охладели, зато в моду вошли лабардан (треска) и арбузы. С поросенком, жаренным с гречневой кашей, соперничала дичь. Видимо, к тому времени примета об «улетающем счастье» была уже забыта. Во всяком случае, именно в середине XIX века на новогодний стол «переехал» рождественский гусь с яблоками. Пришло время прохладительных напитков, мороженого и коньяков. На рубеже ХIХ и ХХ веков вина пили французские, испанские крепленые, итальянские и немецкие. А в подражание шампанским уже делали донские игристые вина. Конечно, пили водку, настойки и наливки, пиво русское домашнее и немецкое.
В торжественном застолье тех времен не менее чем качество приготовленной еды ценилась красота оформления стола. Причем красивыми должны были быть не только сервировка и поданные блюда. В особую моду во времена правления Александра III и Николая II входит искусство составления и оформления меню. Блюда назывались красиво и пышно, а карточки меню оформлялись изысканными рисунками, вензелями, виньетками. Меню превратилось в шедевр прикладного искусства. Зачастую карточки меню оставались в семейном архиве, как воспоминание о празднике, на котором едали ТАКОЕ. К началу ХХ века на новогоднем столе стали появляться анчоусы, омары, сардины. Без пресловутых поросенка и гуся с яблоками не обходилось, но с ними уже соперничали рябчики и индейки. Ежегодно «Петербургская газета» информировала своих читателей о том, сколько тысяч поросят, индеек, гусей, уток и кур было и съедено в Петербурге в новогодние и рождественские дни. Так, например, под зимние праздники 1912 года было продано 250 тысяч поросят, 75 тысяч индеек, 110 тысяч гусей, 260 тысяч кур и уток.
С Рождества в Петербурге начала ХХ века начинался сезон балов и праздничных гуляний. Для детей устраивались многочисленные елки с обязательными подарками, для народных развлечений строились ледяные дворца и горы, давались бесплатные спектакли. Самым торжественным моментом встречи Нового года был выход Высочайших особ в Зимнем.
По традиции Рождество и Сочельник петербуржцы встречали дома, в кругу семьи. А вот в новогоднюю ночь заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях. Ресторанов в то время в Петербурге было великое множество — на любой вкус и кошелек. Были ресторации аристократические: «Кюба» на Большой Морской улице, или «Медведь» на Большой Конюшенной. Более демократичный «Донон» собирал за своими столиками писателей, художников, ученых, выпускников Училища правоведения. Традиционным напитком здесь была жженка. Достопримечательностью этого ресторана был «Альбом обедающих», в который заносились протоколы собраний, экспромты, шутки, карикатуры. Столичный бомонд — люди искусства и литературы — устраивали свои вечера в фешенебельном «Контане», на Мойке. В программе вечера — лирический дивертисмент с участием лучших русских и иностранных артистов, виртуозный румынский оркестр; дамам бесплатно подносились цветы. Литературная молодежь обычным ресторанам предпочитала артистические кабаре. Самым колоритным из них была «Бродячая собака» на Михайловской площади.
Но наряду с такими ресторанами для интеллигентной публики существовали заведения совсем иного рода. Зимний кафешантан «Вилла Родэ», появился в Петербурге в 1908 году. На сцене выступали танцовщицы, хор цыган. Барышням и дамам из приличных семей посещать это заведение не рекомендовалось. Одним из этого ресторана, не включенное в обыденное меню, было праздничное блюдо «Венера». Группа официантов во главе с распорядителем вносили в залу огромный поднос, на котором среди цветов, укропа, петрушки и прочего гарнира возлежала обнаженная девица. «Венера» вызывала у посетителей неистовый восторг: в ее честь пили шампанское, поливая им девицу и обильно посыпая ее денежными купюрами. Закусывали, естественно, поданным гарниром. Вакханалия эта стоила посетителям огромных по тем временам денег. Кроме того, значились в праздничном меню «купания русалок в шампанском», «танцы одалисок на столах среди посуды», «живые римские качели» (раскачивания обнаженной девицы на руках).
После революции, в 1918 году по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, который к 20 столетию обогнал Юлианский на 13 дней. 1 февраля 1918 года было сразу объявлено 14-ым. Но Православная церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество по прежнему Юлианскому календарю. С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). Это было тяжелое время и для Петрограда, и для всей России. В 1918 году в городе умерло 64150 человек. В середине декабря 1918 года петроградцы ели в основном редьку да осклизлую селедку. Хлеба не было вовсе. Новый год встретили уныло. Большинство так и не поняли, праздновать его по старому или по новому стилю. К тому же отказ Церкви переходить на новый календарь вызвал большую проблему для верующих людей (в Петрограде тогда таких было большинство). Новый год по новому стилю приходился на последнюю, самую стогую неделю поста. Какой уж тут праздничный стол! Вероятно, именно тогда в России возникла парадоксальная традиция отмечать Старый Новый год по старому Юлианскому календарю. О новый год, верующие имели возможность соблюсти пост по всем правилам.
Но у голодных петроградцев не было возможности нарушить Великий пост. Еда распределялась по карточкам, никакого мяса по ним не полагалось, а вместо хлеба давали немолотый овес. Весь город мудрил, чтобы такое из него сотворить. В газетах появлялись кулинарные рецепты — высевки, оставшиеся после варки киселя или супа, предлагалось высушивать и поджаривать. Из них вполне мог получиться «шикарный кофе». Несмотря на голод, во всех районах города были устроены елки для детей. «Красная газета» с гордостью писала, что пролетарская елка положит конец сказке о замерзшем мальчике, которую слушали из года в год буржуйские дети, засыпая в своих пуховых кроватках.
Впрочем, эта елка оказалась последней на долгие годы. В 1919 году новые власти отменили и Рождество, и Новый год. Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни. Елка была признана «поповским» обычаем. «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов !» — писали детские журналы. Но во многих семьях Новый Год продолжали устраивать, хотя и делали это с большой осторожностью — елку ставили тайно, плотно занавесив окна. Вероятно, именно в те годы Новый год в России стали отмечать не маскарадами и плясками, а застольем. Ведь праздновать приходилось тайно, чтобы не разбудить соседей. Так продолжалось до 1935 года. В 1935 году «высочайшая директива» изменилась. Выяснилось, что Новый Год — это чудесный праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях страны Советов. В октябре 1935 года была окончательно отменена карточная система. В стране наступило время относительного благополучия. Новый год стали отмечать пышно и вкусно. Самая красочная встреча досталась 1937 — году двадцатилетия Октябрьской революции. К нему готовились загодя. На площади Урицкого (Дворцовой) был развернут новогодний базар. Александрийская колонна символизировала изобилие. Освещенная пятью прожекторами, она была обвешена шоколадными бомбами, консервными банками, серебряными колбасами и папиросными коробками огромных размеров. Следует отметить, что советский новогодний стол не стал изысканным — его могла украсить даже колбаса, нарезанная кружочками. Впрочем, в бывших магазинах Елисеева по-прежнему продавали рябчиков и икру.
Увы, эра продуктового изобилия была недолгой. Блокадная зима 1941 года стала последней для многих ленинградцев. К ноябрю 1941 года иждивенцы и дети получали по карточкам 125 грамм хлеба. С улиц города исчезли голуби, воробьи, собаки и кошки. В пищу шли дуранда — спрессованные выжимки подсолнечных семечек, столярный клей, танковый жир и шроты — отходы от сои. Однако в канун 1942 года для детей зажглись огни новогодних елок. Звучала музыка вальсов… 1943 новый год ленинградцы встретили, уже уверенные в том, что Ленинград выстоял, победил. С продуктами в тот год стало уже легче: наученные горьким опытом ленинградцы с лета запасали выращенные на грядках овощи, зелень, а то и просто траву. В праздничном меню ленинградских столовых в 1942 году значились: щи из подорожника, пюре из крапивы и щавеля, биточки из лебеды, печень из жмыха, оладьи из казеина и торт из дуранды.
С 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря», то есть нерабочим. В голодные сороковые годы Новый год встречали водкой, вареной картошкой и селедкой, украшенной колечками лука. В пятидесятые жить стало веселее. Праздновать Новый год уже не считалось предосудительным. И собираться стало можно не только узким кругом, но и большой компанией. На столах появились: студень, селедка под шубой, прибалтийские шпроты. Наступило «второе пришествие салата Оливье». Знаменитый московский повар вряд ли бы узнал в этом «кулинарном шедевре» советской эпохи свое детище. По оригинальной дореволюционной рецептуре в салат полагалось класть рябчиков, языки, анчоусы, паюсную икру, раков и прочие деликатесы, о которых неизбалованные советские граждане и слыхом не слыхивали. От прежнего салата сохранилось только название: рябчики были заменены докторской колбасой и прочими плебейскими продуктами. Готовили салат в большом тазу и щедро заправляли майонезом. Поросенок, гусь или утка были желательны, но не обязательны. Главным действом в Новый год стало открытие бутылки «Советского шампанского» под бой кремлевских курантов. Танцы и маскарады были практически полностью исключены из новогодней программы: в тесных квартирах приходилось выбирать: либо стол, либо пляски. С появлением в советских семьях телевизоров стол победил окончательно. На Новый год телевидение всегда готовило обширную развлекательную программу: особенно популярны были ежегодные «Голубые огоньки». Позже стали появляться специальные «новогодние» фильмы. В 63 году снова начались перебои с продуктами. В связи с неурожаем были введены талоны на муку. Тогда в Ленинграде появились «хрущевские батоны», цвет которых приближался к синему. Из-за нехватки муки «фирменным» блюдом новогоднего стола 63 — 64 года стал «хрущевский пирог» — из батона вынималась мякоть, внутрь закладывалась начинка, и все это запекалось в духовке.
Однако настоящая эпоха дефицита началась в середине 70-х. Впрочем, на новогодних столах это практически не отразилось. Несмотря на то, что полки в магазинах были пусты, запасливые ленинградцы берегли к празднику дефицитные товары: банки с рыбными консервами, тушенку, консервированные болгарские овощи, вина, шампанское. К празднику на предприятиях обычно «выкидывали» продуктовые наборы: колбасу, сыр, майонез. Сложилась парадоксальная ситуация: в магазинах царило запустение, однако на праздничных столах было полное изобилие.
В 80-х годах, в эпоху Горбачева, ситуация с продуктами практически не изменилась. Однако на головы советских граждан свалилась новая напасть: антиалкогольная кампания. По всей стране вырубались виноградники, любой алкоголь исчез с прилавков магазинов, из ресторанов и кафе. Приунывшим ленинградцам пришлось отказаться от традиционного Советского шампанского: достать его нельзя было никакими силами. Разумеется, советские праздники не стали безалкогольными, как мечталось советскому правительству. Народ просто перешел на самогон, одеколон, медицинский спирт и прочую самопальную выпивку. Участилось количество отравлений алкоголем, резко увеличилось число пьяниц. В конце концов, грандиозно задуманную антиалкогольную кампанию пришлось спешно свернуть.
В 1991 году, с началом ельцинской эпохи, после почти 75 летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем: по телевизору показывали рождественские службы и объясняли россиянам, как следует проводить святой праздник. Однако традиции встречи Рождества в России были уже утеряны. Несколько поколений советских людей, воспитанных в духе атеизма, не понимали ни сути, ни формы этого праздника. Впрочем, дополнительный выходной приняли с удовольствием. Возрождение празднования Православного Рождества в России в каком-то смысле поставило под угрозу многолетнюю «советскую» традицию встречи Нового года. 31-го декабря начинается последняя неделя перед Рождеством: по христианским канонам это время покаяния, воздержания и молитвы. И вдруг посреди строгого поста по сложившейся «светской» традиции накрываются самые пышные и самые вкусные столы. О каких «традициях празднования Рождества» может идти речь? Неизвестно как в будущем разрешится этот парадокс, возникший из-за нежелания русской церкви переходить на «новый стиль». Пока противостояние между светской и церковной традиции уверенно выигрывает Новый год, который уже много лет удерживает позицию любимого семейного праздника россиян.
Екатерина Емельянова
Поздравление главы государства
Незадолго до боя курантов по всем вещающим телеканалам транслируют поздравительную речь руководителя страны. Он подводит итоги прошедшего года, желает всем жителям РФ благополучия в новом году. Такую традицию ввел генеральный секретарь СССР Брежнев Л.И. еще в 76 году прошлого столетия. Потому слушать новогоднюю речь президента уже стала полноценной традицией.
Хроники «Безбожника»
Персонаж Булгаковского романа «Мастер и Маргарита» — поэт Иван Бездомный был как раз одним из таких авторов, которые имели тёплое место в МАССОЛИТЕ за свои антирелигиозные поэмы. Но советский народ продолжал хранить верность традициям и несмотря на все поэмы продолжал отмечать Рождество!
Если бы мы взяли советский календарь ещё за 1928-й год, то с удивлением обнаружили бы, что выходными днями в Стране Советов были не только традиционные 1 мая и 8 марта, но и 14 апреля – Страстная суббота, 16 апреля – 2-й день Пасхи, 24 мая – Вознесение, 4 июня – Духов день, 6 августа – Преображение и 25, 26 декабря – Рождество! Для них был придуман термин «особые дни отдыха».
*** Под «Рождество Христово» в обед Старорежимный ёлочный дед С длинной-предлинной такой бородой Вылитый сказочный «Дед-Мороз» С ёлкой под мышкой саночки вёз, Санки с ребёнком годочков пяти. Советского тут ничего не найти!
(Демьян Бедный, 1928)
«Контрольный выстрел» по Деду Морозу был произведён в канун нового 1929-го года. Рождество впервые было объявлено обычным рабочим днём, а по улицам отправились специальные патрули, которые заглядывали в окна на предмет выявления праздничных украшений. В отдельных случаях, учителя, которые осмеливались порадовать детей новогодней ёлкой привлекались к суду за попытку поджога школы!
Конечно, советские люди и тогда не перестали отмечать Рождество. Помогла и народная смекалка, нераз выручавшая наш народ из беды! Чтобы патруль не поймал с ёлкой на улице, её распиливали на несколько частей, проносили в сумке или мешке, а дома вновь собирали. А чтобы наряженная ёлка не была видна из окна, её ставили за занавеску.
24 сентября 1929 года вышло постановление СНК СССР «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю», сообщавшее, что «в день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях».
Но так как праздновать Рождество жители СССР упорно не прекращали, рано или поздно, советская власть осознала – то, что невозможно запретить, нужно возглавить!
Новогодние традиции в России
Новый год, любимый праздник. В каждой семье есть свои традиции празднования этого события. Сейчас настолько много всевозможных традиций и примет, что можно запутаться в них. Не сразу поймешь, они являются исконно русскими или пришли к нам из-за границы. В русских семьях Новый год всегда отмечают и отмечали с большим размахом. Перед праздником в супермаркетах невозможно протолкнуться. Люди скупают все и в больших количествах. Это говорит о щедрости русской души. Все готовы в эти праздничные дни принимать у себя в гостях всех подряд. Но есть такие моменты, без которых празднование Нового года не представляется возможным:
Новогодняя ёлка
- новогодняя елка. Стоит напомнить, что традицию украшать лесную красавицу мы переняли у французов, которые обвешивали ее конфетами, фруктами и фигурками из бумаги;
- русские национальные традиции невозможно представить без подарков. Только отличие в том, что в далекие времена молодой человек выбирал себе перед Новым годом невесту, и с помощью подарка хотел заполучить ее благосклонность;
- колядки – старая традиция, но и сегодня ее не забыли, особенно в сельской местности.