Кто такая Пенелопа Крус?
Родившаяся в Испании в 1974 году, актриса Пенелопа Крус изучала классический балет в молодом возрасте, а затем переехала в Голливуд, штат Калифорния, чтобы заняться актерским мастерством. Вскоре она получила роли напротив Мэтта Дэймона и Тома Круса. Она выиграла премию Оскар стать первой испанской актрисой, сделавшей это за ее выступление в фильме Вики Кристина Барселона (2008). Крус женился на своей коллеге по Вики Кристине в Барселоне, испанском актере Хавьере Бардеме, в 2010 году.
Пенелопа Крус
Золотая Пенелопа
В жаркие дни августа Мадрид напоминал логово Люцифера. Любой, у кого была возможность покинуть это место, незамедлительно отправлялся куда-нибудь подальше.
Я же был вынужден присутствовать в самом центре этой адовой печи ради одного важного дела, значимость которого затмевала все неудобства и погодные перипетии, – ради встречи, пожалуй, с самой известной дочерью Испании и, без стеснения и ложной лести, самой красивой женщиной, когда-либо появлявшейся на экранах мирового кино.
Встреча с Пенелопой Крус запланирована на 15:30 в ресторане, что находится в сорока минутах езды к северу от города. Судя по фото на сайте, это одно из самых привлекательных мест с идиллическими террасами. Но я вдруг представил себе наш разговор, в течение которого мою кожу медленно, но верно ошпаривает солнце, а со лба в суп тонкими струйками льет пот. К счастью, ресторан оказался террасой, расположившейся в кастильском здании 16 века. Потолки здесь перекрывают мощные деревянные балки, стены завешаны выцветшими гобеленами, а внутри царит мертвая тишина, которая как будто никогда не нарушалась со времен Средневековья. В ресторан я приехал очень рано – боялся опоздать. На предложение выбрать понравившееся место приглядел то, рядом с которым стоял мощный кондиционер. Спустя какое-то время, почти продрогнув до костей, я втайне надеялся, что на Пенелопе Крус, которая согласится составить мне компанию за этим столиком, обязательно будет палантин, небольшая шапочка с помпоном и свитшот, которые защитят ее от этой лютой прохлады.
Официант застал меня в мечтах о теплом свитере. Стройный, высокий молодой парень сопроводил меня до крытой террасы, где за самым дальним столиком я увидел маленькую темноволосую женщину. Она сидела одна за столом для двоих и вертела в руках свой мобильный. На ней темная футболка, темные джинсы и аккуратные балетки. Она сидит без очков и платка. Мы пожимаем друг другу руки, и она спрашивает, не против ли я провести беседу именно здесь. Естественно, я соглашаюсь.
Взяв в руки меню, она спрашивает, могу ли я доверить ей выбор блюд. Я киваю. Она задает официанту несколько вопросов, а затем, внимательно выслушав его ответы, быстро оформляет наш заказ. Мой испанский оставляет желать лучшего, но я понял, что для меня сейчас принесут гаспачо, а для себя она заказала салат. Поинтересовавшись, не вегетарианец ли я, она предлагает мне заказать классные стейки, которые, по ее утверждению, здесь просто отменные.
– Говяжьи стейки, – уточняет она.
– Конечно! Я люблю говядину!
– Вино?
Я соглашаюсь. Она отказывается от напитка, так как практически не пьет. И тут же признается, что недавно на одной вечеринке ей предложили попробовать пиво без глютена, а наутро у нее жутко болела голова, и теперь она вряд ли скоро выпьет что-нибудь спиртное.
Вместе с официантом прибывает бутылка красного вина, и мне предлагают распробовать букет. А на закуску подают ароматную, порезанную тончайшими ломтиками ветчину иберико. Следом за мной Пенелопа Крус сворачивает ее своими тонкими пальчиками и отправляет кулечек в рот.
Когда приносят говяжий стейк рибай, у меня складывается ощущение, что им можно накормить целую съемочную группу. Он невероятен. Порезан тонкими ломтиками, сочный, поджаренный до нужной консистенции и еще дымится от гриля. Пенелопа аккуратно отрезает ломтик говядины и приглашает меня сделать то же самое. И я понимаю, что наш разговор начнется не скоро.
Чуть позже Пенелопа рассказывает мне, что буквально вчера вернулась из Лос-Анджелеса к семье и еще не совсем пришла в себя после перелета. Но выглядит она превосходно: нет ни следа усталости или намека на недосып. Она летала в США на съемки очередного эпизода второго сезона сериала «Американская история преступлений», в основу которого легла реальная история убийства Джанни Версаче. Напомним, что после первого сезона, который имел ошеломительный успех у зрителей и был основан на одном из самых громких судебных дел Америки «Народ против О. Джея Симпсона», он был продлен еще на три. Роль Донателлы Версаче – модельера и ключевой фигуры модного дома Versace – в сериале исполняет Пенелопа Крус. Это первый телевизионный проект, в котором принимает участие актриса.
«Съемки в сериале очень отличаются от съемок в кино: здесь все пишется молниеносно, а со сценарием тебя знакомят за три-четыре дня до начала съемочного процесса. Для меня это совершенно новый опыт. И у меня в этом проекте очень много диалогов на английском, которые я должна вести с итальянским акцентом».
Но, стоит признать, что это не первый случай, когда Пенелопе приходится изображать итальянский акцент, говоря не на родном английском. «У меня уже была подобная практика в музыкальном фильме «Девять» Роба Маршалла и в «Не уходи» режиссера Серджио Кастеллито. Не знаю, видели ли вы данные картины, но если да, то понимаете, насколько это было проблематично для меня». К счастью, я видел фильм «Не уходи» и могу даже поделиться некоторыми своими комментариями по теме. Я вижу, что Пенелопа довольна, понимая, что я знаком с сюжетом картины.
Крус совершенно очаровательна, и я регулярно ловлю себя на мысли, что постоянно боюсь ее разочаровать или обидеть незнанием какой-то подробности ее актерской деятельности. Но мне все-таки удается пару раз довести ее до состояния некоторого раздражения, которое мне, впрочем, удается смягчить вовремя вставленными комментариями. Так, например, я взболтнул, что актриса принимала участие лишь в нескольких испаноязычных фильмах, прежде чем приступить к своей актерской карьере в Голливуде. Она чуть не поперхнулась тем кусочком стейка, который только что откусила.
– Только несколько фильмов на испанском? – возмутилась Пенелопа.
– Нет, нет, я не то хотел сказать! Я имел в виду, что перед Голливудом были сразу несколько фильмов на испанском языке.
Звездная улыбка возвращается, я прощен.
Вторым моим промахом был вопрос на тему, не думает ли она, что в первые годы в Голливуде режиссеры не знали, что им в ней больше хочется использовать – акцент или красоту. Реакция была незамедлительной: «Они не знали, как меня использовать?!» И я снова понял, что мое волнение мешает мне правильно составлять предложения. Начинаю оправдываться и объяснять, что режиссеры были обескуражены многогранностью таланта актрисы и теми возможностями, которые предлагает ее образ, ее нескончаемый талант и выдающиеся актерские способности.
Даже ее соотечественник и величайший режиссер не раз говорил, что европейцам сложно закрепиться в Голливуде и что для этого они должны обладать действительно выдающимися способностями.
«А, поняла», – успокаивается она. И отношения наши тут же налаживаются. Хотя Крус как-то сама признавалась, что свои самые ранние фильмы считает недостойными Голливуда и даже в некоторой степени стесняется их.
Пенелопе было восемнадцать, когда она впервые предстала перед зрителями в комедии с сексуальным подтекстом «Ветчина, ветчина». В нем она была великолепна, но по-юношески неопытна, немного неуклюжа и неловка. Сейчас ей сорок три. Конечно, никто не может выглядеть в свои сорок, как в свои двадцать, но Пенелопа определенно взрослеет с каким-то особенным вкусом и шармом. Кажется, возраст лишь добавляет ей женственности и очарования. На ней практически нет косметики, ее естественная красота притягательна и неповторима.
Вуди Аллен, снимавший ее дважды, в том числе в «Вики Кристина Барселона», за которую Крус получила свой «Оскар», однажды сказал, что ее красота настолько ошеломляющая, что он даже не может смотреть ей прямо в глаза. Я же, наоборот, пытаюсь на нее не смотреть так часто и не так сильно открывать рот.
Что ни говорите, Крус, несмотря на свою привязанность к Испании, совсем не выглядит как та, которая родилась и выросла здесь. Напротив, она как будто родилась сразу для чего-то большего. Для нее этого места мало. Но это ее дом, и после съемок в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе она снова и снова возвращается сюда, к своей семье.
«Я слишком испанка, – говорит она. – Я люблю свой город, люблю свою страну, еду, культуру. Здесь мои мама и сестра. Здесь моя семья. Это очень по-испански – любить и обожать свою семью. Даже разговоры на моем родном языке – особенные. Знаете, я обожаю разговоры на испанском. Здесь любят поговорить, и мне это очень нравится!»
Наверное, эмоциональная горячность и страсть во всем, что они делают, в отношении испанцев такое же клише, как и то, что британцы по природе своей крайне сдержанны и почти безэмоциональны. Ее персонаж в фильме «Вики Кристина Барселона» Мария Елена крайне темпераментный, взрывной и даже бешеный.
– Как вы думаете, Мария Елена отражает суть испанских женщин?
– Что вы! Совсем нет! Мы совсем не такие! Мария Елена просто сумасшедшая!
И мы оба уминаем еще по одному кусочку стейка.
Дорога из Мадрида в Сан-Агустин-дель-Гвадаликс, где и находится ресторан, пролегает по широкой площади с торговыми центрами и бизнес-парками, кое-где прерывающимися выбеленными солнцем горами и зарослями кустарников. Путь лежит и мимо городка Алькобендас, в котором живет в основном рабочий класс, а еще здесь родилась и выросла Пенелопа Крус, старшая из трех детей – у нее еще есть сестра и брат – Энкарна и Эдуардо. Отец будущей кинодивы работал в розничном магазине, мать была владелицей салона красоты. Крус призналась, что умение управляться с волосами ей досталось именно от матери и что прическа ее подруги Сальмы Хайек на одной из громких премьер в Голливуде – ее рук дело.
Когда Пенелопа выиграла свой первый «Оскар» в 2009 году, она стала первой испанкой, которой досталась столь почетная награда. Тогда на сцене она сказала, что подобное вряд ли могло произойти с простой девчонкой из Алькобендаса. Она и сегодня произнесла нечто подобное. Но она-то вовсе не простая девчонка. «Я не помню, чтобы кто-то в моем окружении когда-то увлекался творчеством: музыкой, театром, кино. Занятие искусством было моей самой большой мечтой. И я точно была уверена, что стану танцовщицей или актрисой, точно стану независимой, потому что у меня будет работа, которую я буду просто обожать! Но если бы кто-то тогда показал мне мое фото с «Оскаром» в руках, для меня это было бы то же самое, что увидеть себя на Луне».
Когда Крус было 13, отец подарил ей видеомагнитофон Betamax, и в то время она была единственной, у кого была подобная штука, во всем городке. «Этот гаджет полностью изменил мою жизнь!» – признается Крус. Вместо того чтобы играть с друзьями в парке, она снимала по два или три фильма за раз, а семья в шутку называла ее «космическим кадетом». Крус жила кино и каждый раз играла свою новую роль. «Рядом с нашим домом не было кинотеатра, да и машины не было, на которой можно было бы доехать до него. Поэтому я училась актерскому мастерству дома. Я вдохновлялась Билли Уайлдером, Мэрилин, Софи Лорен, Пасолини. Если мне кто-то нравился, я могла пересматривать фильмы с его участием по нескольку раз! «Самую красивую» с Анной Маньяни я смотрела по четыре раза в неделю!»
Но фильмом, который действительно изменил ее жизнь, стал «Свяжи меня!» Педро Альмодовара. Эта история почти стала легендой в Испании – о том, как девочка-подросток, сидя в зале кинотеатра и восхищаясь работой режиссера, даже не подозревала о том, что в самом скором времени станет его музой.
«Выйдя тогда из кинотеатра, я точно решила, что обязательно найду агента, стану известной актрисой, встречусь когда-нибудь со своим кумиром, искренне поблагодарю его и скажу, что безумно хочу работать с ним!»
В свои пятнадцать она-таки нашла агента, солгала, что ей семнадцать. Тогда ее отправили домой. Так происходило еще два раза. «Ох, если бы найти хоть одну запись с моих тогдашних прослушиваний, я бы, наверное, от стыда умерла». По сей день она с тем же агентом – Катриной Байонас.
Прорывом в ее актерской карьере стала картина Бигаса Луны «Ветчина, ветчина», лозунг которой «Фильм, в котором женщины поедают мужчин, а мужчины – ветчину». Я как-то видел перевод этого фильма как «Салями, салями». Слаба богу, он был забыт и утерян. Крус в нем играла молоденькую кокетку Сильвию с шикарной грудью (на вкус которая напоминала ту самую ветчину). Фильм принес актрисе первую номинацию на премию «Гойя» – испанского аналога американского «Оскара», и с тех пор ее карьера стала расти вверх.
Примечательно, что во время съемок фильма «Ветчина, ветчина» Крус познакомилась со своим будущим супругом – невероятно харизматичным и просто шикарным Хавьером Бардемом. Правда, пришли они к этому осознанию лишь спустя шестнадцать лет, но начало, видимо, было положено именно тогда (официально пара расписалась лишь в 2010 году). В ленте Бардем играл очаровательного мачо, ради которого впоследствии Сильвия бросит своего богатого жениха. Будущая самая горячая парочка испанского кино снималась в нескольких совместных эротических сценах.
– У меня было какое-то предчувствие, что фильм станет хитом. Когда я прочла сценарий, я поняла, что есть в нем нечто особенное, уникальное. Пусть я тогда немного сценариев видела, но в этом была какая-то свежесть, смелость, новизна и, самое главное, сексуальность.
– Вас не смутило, что в фильме вам нужно было обнажиться?
– Это был всего лишь мой персонаж. По крайней мере, я так думала на тот момент. Я очень переживала по поводу этих сцен, но, должна признать, на съемочной площадке все относились ко мне очень уважительно, учитывая то, что мне тогда было всего восемнадцать лет. Помню, в последний день съемок я разрыдалась от осознания, что я больше не буду работать со всеми этими людьми. Мне так понравились съемки, что я просто не хотела их никуда отпускать! Включая Бардема.
В одном из недавних своих интервью Бардем, вспоминая о фильме, сказал следующее: «Вспомните этот фильм, между нами явно была какая-то химия. Это как задокументированное доказательство того, что между нами что-то возникло именно тогда. Когда-нибудь, показав этот фильм своим детям, я с гордостью скажу – да, дети, вы появились на свет только благодаря этому фильму!»
В том же году последовал менее сексуальный фильм «Изящная эпоха», в котором Крус предстала перед зрителями в роли девственной дочери престарелого художника. Действия фильма разворачиваются на фоне гражданской войны в Испании в 1931 году. Фильм получил «Оскар» как лучшая иностранная лента и девять премий «Гойя». «Мне очень повезло, что эти два фильма вышли в один год. Они не позволили налепить на меня клише. А затем последовали фильмы, в которых я была очень далека от обнаженки и сексуальных сцен, поэтому я целиком могла сосредоточиться на качественных сценариях. Это то, что мне было нужно!»
Но в ее душе теплилась мечта о танцах, и в 19 лет она переехала в Нью-Йорк, чтобы учиться хореографии. Она жила в Гринвич-Виллидж на Кристофер-стрит со своими испанскими друзьями, параллельно изучая английский и наслаждаясь свободой и прогулками в мегаполисе. «Я влюбилась в Нью-Йорк до сумасшествия! Была безумно счастлива в те дни, но на съемки мне приходилось возвращаться в Испанию. А когда мой агент начала отправлять меня на кастинги в Лос-Анджелесе, я поняла, что мне нужно сделать выбор. И танцы проиграли».
Первый звонок от Педро Альмодовара, который впоследствии станет для актрисы особым режиссером, как Штернберг для Дитрих или Бергман для Ульрих, поступил еще тогда, когда к Крус пришел ее первый успех. Она находилась дома в тот момент. Кто-то ответил. «Я не хотела подходить к телефону, потому как была уверена, что это шутка. Все ведь знали, насколько я им одержима. Я не могла поверить в то, что ОН сам звонит мне. А он так просто сказал – я вам звоню, чтобы поздравить с вашими потрясающими ролями. Что я могла сказать в ответ? Что мой волшебный сон становится явью…»
Впервые она прослушивалась у него в 1993-м для фильма «Кика», но оказалась слишком молода для той роли. «И тогда он мне сказал: я напишу роль, которая будет создана именно для вас!» В 1997 году он просматривал ее для главной роли в фильме «Живая плоть», но она снова не подошла из-за возраста.
Несколько лет назад во время интервью с Альмодоваром я задавал ему вопрос об их отношениях с Крус. В то время он как раз выпускал фильм «Разомкнутые объятия», в котором рассказывается о страстных отношениях между режиссером и его ведущей примой, которую Крус и сыграла. «Для «Живой плоти» мне нужна была героиня с прошлым. Поэтому Пенелопе я предложил лишь второстепенную роль, и, когда она согласилась, я выделил для нее восьмиминутный отрезок, в котором она сыграла проститутку из провинции, рожающую в автобусе темной ночью в Мадриде. И, я уверен, это было лучшим моим решением для нее! Столько людей тогда подходили ко мне и говорили, насколько потрясающе была отснята сцена! Я действительно горжуcь проделанной работой! Интересный факт: Стивен Фрирз сказал мне, что именно после того отрезка решил предложить Пенелопе роль в его «Стране холмов и долин». Казалось бы, восемь минут, но какой эффект они имели!»
Это было только начало. Сегодня в их совместной копилке пять фильмов. В эксцентричной меладраме «Все о моей матери» 1999 года Крус играет монахиню, забеременевшую от проститута-трансвестита, больного СПИДом. «Роль была крайне сложной, – делился со мной Альмодовар. – Персонаж должен был быть очень сильным, но одновременно слабым и уязвимым». Она сыграла Розу так, как ее видел режиссер: прямая, учтивая, с сильным характером и потрясающей силой воли.
Но лучшее было впереди.
Далее последовала ее первая номинация на премию «Оскар» за роль в фильме 2006 года «Возвращение» (премия досталась Хеллен Мирен, фильм «Королева»). Эта роль полностью соответствовала образу актрисы. Это было любовное письмо к ее актерскому таланту, сумевшему на экране воплотить всю красоту и силу испанских работающих женщин. Ее Раймунда оказалась прекраснее и очаровательнее всех, настолько Крус смогла передать образ работающей матери-одиночки, живущей где-то на окраине Мадрида.
Альмодовар обожает снимать Крус в процессе ее игры. Он наслаждается каждым ее движением, каждым жестом, мимикой. Для него она великолепие. По его признанию, он готов часами снимать ее ноги, плечи, грудь. И в какой-то момент, вообще отказавшись от формальностей, Альмодовар начал снимать ее сверху (сцена на кухне), так, чтобы зрители могли полностью насладиться этой божественной красотой. «Фильм «Возвращение», с моей точки зрения, стал неким откровением для меня самого. В нем я рассмотрел актрису со всех сторон, пытаясь глубже копнуть все грани ее таланта. Да, она домохозяйка, но каков ее нрав, ее характер! Она бесподобна!» «Для Педро и для меня этот фильм стал волшебным сном, тем, о чем обычно мечтают, – говорит со страстью Крус, рисуя в воздухе облачка, будто желая передать то настроение, с которым они проживали этот фильм. – Это было как танец, который можно станцевать только раз и который уже никогда нельзя будет повторить».
Фильмы «Все о моей матери» и «Возвращение» моментально стали классикой кинематографа. К сожалению, чего нельзя сказать о фильмах, в которых она снималась в Америке. Даже несмотря на то, что играла актриса у именитых режиссеров. Взять, к примеру, ее работу с Мэтом Дэймоном в фильме «Неукротимые сердца», режиссировал который Билли Боб Торнтон. Картина оказалась жалкой пародией на одноименный роман Кормака МакКарти. А «Ванильное небо» – адаптация испанского фильма «Открой глаза», – в котором она снималась с Томом Крузом, мягко говоря, получился вообще провальным.
«Кокаин» режиссера Теда Демме стал такой же грубой пародией на жизнь, как и реальная история, на основе которой он был снят. «Выбор Капитана Корелли» – адаптация бестселлера Луи де Берньера, – в котором она снялась с Николасом Кейджем, был прекрасен ее игрой и образом, созданным ею на экране, но абсолютно провалился в прокате. То же самое можно сказать и о «Сахаре», где ее партнером по съемочной площадке стал Мэтью МакКонахи.
Зато те люди, с которыми она встречалась в ходе съемок, навсегда остались в ее сердце (включая Тома Круза, с которым у нее был роман с 2001 по 2004 годы).
«Я соглашалась сниматься в этих фильмах по разным причинам, – говорит Крус. – Возможно, они не так популярны, как хотелось бы, но у меня сожалений по поводу них нет. Во время съемок «Страны холмов и долин» (Стивена Фрирза) и «Неукротимых сердец» у меня было так мало опыта съемок в американских фильмах, что для меня это были огромные шаги в развитии моей актерской карьеры. Я работала с талантливыми людьми, а если учесть мой опыт в испанских фильмах, я могу с уверенностью сказать, что это были достойные фильмы. Нет, я нисколько не сожалею об этом опыте. Он был колоссальным».
После появились роли, за которые Пенелопе уже не стыдно. Возьмите «Элегию» – экранизацию романа Филипа Рота «Умирающие животные», или «Девять», за которую она была номинирована в третий раз на премию «Оскар». Мюзикл, снятый по классической киноленте Федерико Феллини «Восемь с половиной», не мог не полюбиться критикам и зрителям. Дэниел Дэй-Льюис, исполняющий роль Марчелло Мастрояни, великолепно жонглирует всеми женщинами, которые присутствуют в его жизни: своей музой (Николь Кидман), супругой (Марион Котийяр), матерью (Софи Лорен) и любовницей (Крус). «Я буду ждать тебя с раздвинутыми ногами», – легендарная фраза Крус. Даже в этом фильме, играя с выдающимися женщинами, она и то умудряется перетянуть одеяло на себя, великолепно двигая бедрами и сенсационно исполняя свои партии в мюзикле.
Она продолжает сниматься в фильмах с талантливыми актерами: «Секс в большом городе – 2», «Образцовый самец – 2», «Братья из Гримсби» с Сашей Бароном Коэном. Да, возможно, они не имеют такого ошеломительного успеха у кинокритиков, зато полюбились зрителям. Она рада этому опыту.
«Успех для меня – это узнать что-то новое о себе, а за всю свою карьеру я узнала о себе очень много. Есть фильмы, которыми я действительно горжусь. Как, например, фильм «Ма Ма», – говорит она о фильме 2020 года, в котором выступила не только в главной роли, но и в роли продюсера.
Кинолента повествует о женщине, борящейся с раком груди. «Я продюсировала этот фильм и знаю, что не многие его видели. Значит ли это, что моя работа не удалась? Для меня – нет. Я горжусь этим фильмом даже больше, чем теми, которые имели огромный кассовый успех в прокате или имели положительные отзывы кинокритиков. Потому что в этом фильме мне понравилось играть, я была заряжена на продуктивную и качественную работу. А это самое главное».
– Что для вас актерская игра?
– Поведение людей. Я просто очарована тем, насколько разными могут быть люди, как они сходятся, общаются, выясняют отношения, любят, ненавидят. Это настолько увлекательно и одновременно поразительно, что даже через тысячу фильмов я не смогу сказать, что я полностью удовлетворена. Каждая новая роль – как новый вызов, причина, из-за которой вы всегда сможете чувствовать себя новым, это как начинать все с самого начала, с чистого листа. И это познание самого себя. То, на что еще ты способен в своем стремлении к совершенству. Стали ли вы знаменитым, узнают ли вас на улице, вы никогда не имеете права переставать учиться. Учиться у людей заново переживать моменты в жизни. Актер – наблюдатель по жизни за поведением и судьбами людей, и если этот процесс прекращается, актер умирает.
Крус популярна уже почти четверть века. У себя на родине она легенда. Она единственная испанка, удостоенная премии «Оскар», а ее муж – единственный испанец, удостоенный той же премии (лучшая роль второго плана, фильм «Старикам здесь не место»). И, если не считать игроков команд «Реал Мадрид» и «Барселона» и еще, возможно, Рафаэля Надаля, то она самая известная испанка во всем мире.
Крус говорит, что жизнь в Мадриде не так сильно ограничивает ее, как жизнь в Штатах, где внимание папарацци к ней, Бардему и их детям настолько навязчиво и неприкрыто, что она сильно устает от него. «В Испании я могу пойти в любое место, не попав под пристальное внимание фотокамер. Именно поэтому я предпочитаю жить здесь. Я люблю Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Лондон, но, думаю, человек должен жить там, где у него больше свободы, где он может жить нормальной жизнью со своей семьей».
– Вы говорите, что устаете от внимания прессы. А что будет, если вы вдруг перестанете быть знаменитой. Будете ли вы скучать по славе и популярности?
– Я не знаю. Не задавалась подобным вопросом. В своей актерской карьере я прожила три этапа восприятия славы: сначала был шок и паника, протест, потом было возмущение и даже озлобленность на СМИ, сейчас я просто смирилась и воспринимаю внимание как следствие моей профессиональной деятельности.
Крус была одной из тех немногих, кто стал популярен еще до соцсетей и интернета. «В то время не было такой массовой истерии по поводу соцсетей и различных онлайн-активностей. Мне повезло». Но она вовсе не стремится совсем избегать внимания прессы.
«Я примерно представляю, что это такое. Когда мне было семнадцать или восемнадцать, идя по улице, я могла услышать вслед как признание в любви, так и нечто абсолютно противоположное. Еще тогда я сказала папе, что такова, наверное, популярность».
– Как вам помог полученный опыт? Что нового вы узнали?
– Всегда быть настороже, всегда быть сторонним наблюдателем, чтобы ситуация никогда не выходила из-под твоего контроля. И особенно когда ты получаешь массу положительных отзывов. В такие моменты я говорила себе: будь осторожнее, не расслабляйся – сегодня они хвалят тебя, а завтра будут поливать грязью. Поэтому я никогда не обращаю внимания на отзывы прессы. Сегодня они превозносят тебя до небес, а завтра не вспомнят твоего имени. Все – иллюзия. Есть черта, которую я ни за что не пересеку, – это моя личная жизнь. Она недоступна для публики. За моей работой могут наблюдать и пристально следить, но свою семью и своих детей я защищаю от всего этого. На то она и частная жизнь.
Стейк полностью умят, ветчины и след простыл, на скатерти с моей стороны есть пятна от вина… После двухчасового разговора Крус проверяет свой телефон и говорит, что ей уже необходимо быть на студии – записывать диалоги для предстоящего фильма. Фильм будет называться «Эскобар». Пенелопа Крус в нем исполнит роль Вирджинии Вальехо, известной колумбийской тележурналистки, долгое время встречавшейся с известным наркоторговцем Пабло Эскобаром. (Внимание, спойлер: это не ромком.) Роль Эскобара в фильме досталась Хавьеру Бардему.
Любопытно будет посмотреть на двух актеров, которые, будучи супругами в реальной жизни, играют столь сложные характеры. В «Эскобаре» отношения главных героев весьма неустойчивы.
«Я безумно волновалась в начале съемок, – говорит Крус. – У этих двоих действительно были крайне сложные отношения, в них было даже насилие, грубость, жестокость, громкие скандалы, несмотря на которые она все равно оставалась рядом с ним. Такие роли даются непросто. Я благодарю Бога за то, что все, что происходит на съемках, там же и остается. Несмотря ни на что, вечером мы вместе возвращаемся домой, и все хорошо. Работа остается на съемочной площадке. Моим персонажам вход в мой дом запрещен. Думаю, то же самое происходит и у Хавьера. Потому как по-другому просто нельзя, когда у вас есть семья».
А впереди еще одна совместная работа кинопары – фильм «Все знают» оскароносного иранского режиссера Асгара Фархади, автора таких популярных фильмов, как «Развод Надера и Симин» и «Комивояжер». Фильм – психологический триллер о женщине, возвращающейся со своей семьей к себе на родину. И, учитывая состав команды, работающей над созданием картины, фильм обещает быть грандиозным.
В ноябре вышел фильм «Убийство в «Восточном экспрессе» – адаптация одноименного романа Агаты Кристи режиссера Кеннета Брана (который, кстати, и исполнит роль самого именитого сыщика Эркюля Пуаро). В фильме задействован поистине блестящий состав, готовый соперничать с Marvel: Джуди Дэнч, Джонни Депп, Мишель Пфайффер, Уиллем Дефо, Дерек Джекоби, Дейзи Ридли (недавно зажегшаяся звездочка из «Звездных войн») и, конечно, Пенелопа в роли Пилар Эстравадос. «Убийство в «Восточном экспрессе» экранизировалось не раз, и самая популярная версия была снята в далеком 1974 году Сидни Люметом с не менее звездным составом: Альбертом Финни в роли Эркюля Пуаро, Лорэн Бэколл, Ванессой Редгрейв, Джоном Гилгудом, Шоном Коннери и Ингрид Бергман.
Мне только приходится констатировать: для Пенелопы Крус все возвращается на круги своя.
В четырнадцать лет на одном из кастингов она отыграла роль Ингрид Бергман из «Касабланки» – «стоя рядом с фортепиано», и вот сейчас она уже полноценно отыгрывает роль своей именитой предшественницы. Пенелопе явно понравилась моя мысль, ведь она об этом даже не думала. И тут же уточняет, что самому Пуаро точно бы понравилась ее роль в новой экранизации.
Я абсолютно уверен – лучшие роли Крус еще впереди, потому как с возрастом ее талант становится только ярче и пламеннее. Возможно, сам Альмодовар еще не раз напишет роль для своей любимицы, и она станет для нее еще значимее, чем все остальные. А пока я стою и наблюдаю за удаляющейся фигурой восхитительной женщины и до сих пор не могу перевести дух от общения с той, чье имя так пленительно и великолепно.
Записал Алекс Билмс
Перевод Юлии Беляниной
Фотографы Мерт Алас и Маркус Пигготт
Впервые материал «Золотая Пенелопа» вышел в журнале Esquire в 2018 году.
Ранняя жизнь
Пенелопа Крус Санчес родился 28 апреля 1974 года в Алькобендасе, Мадрид, Испания. Крус родился как старший из трех и естественный исполнитель; ее отец, Эдуардо, работал автомехаником, а ее мать, Энкарна, была парикмахером. Как ребенок,Крус развлекала свою семью, воспроизводя телевизионные рекламные ролики. Хотя натуральная актриса, она взяла танец для ее выбора исполнительных видов искусства. В течение девяти лет она изучала классический балет в Национальной консерватории Испании, а затем переехала в Нью-Йорк, чтобы потанцевать под серией выдающихся исполнителей.
я сильный и самоуверенный. Эти качества принесли мне много проблем, так как я была маленькой девочкой в школе, говоря: «Я не согласна» и борьба с детьми. Это часть моего любопытства на всю жизнь. «
Когда ей было 15 лет, Крус нашла свое истинное призвание после избиения 300 других девушек на конкурсе агентства талантов. После этого ранний успех,она получила несколько ролей в качестве танцовщицы для музыкальных клипов, а также выступила на канале La Quinta Marcha испанского телевидения. Кроме того, Крус исследовал ее более чувственную сторону во французском эротическом сериале Serie Rose.
Испанское кино
Пенелопа Крус дебютировала в кино в 1992 году в мрачном фильме Хамон Хамон. Режиссер фильма, который из-за своего юного возраста не смог сыграть Круса в главной роли в другом фильме, подождал, пока она не станет достаточно взрослой для его следующего фильма. Ее выступление принесло ей номинации как на премию испанского Союза актеров, так и на премию Гойи (испанская академия) за лучшую женскую роль. Год спустя Крус сыграл Луз в «Эпохе красоты» (1992). Фильм получил Оскар (лучший фильм на иностранном языке),фактически завоевал награды Гойи и получил Крус Испанскую премию Союза актеров за лучшую вспомогательную роль.
С впечатляющим обучением ремеслу Крус заработала свое место в испанском кино как ведущая леди. Ее резюме продолжало расти в течение следующих нескольких лет, составляя три или четыре фильма каждый год. В 1997 году Крус взял на себя роль Изабель Плаза Кабальеро в Carne Tremula в первый раз она работала с всемирно известным режиссером Педро Альмодоваром, который, в свою очередь, стал другом на всю жизнь, а также ее проводником мировой славы. Крус получил дальнейшее критическое признание за ее работу в фильме.
Два года спустя, в 1999 году, Крус получил роль в другом фильме, снятом Альмодоваром, Тодо Собре Ми Мадре,который получил премию Оскар и BAFTA (лучший фильм на иностранном языке). С серией хорошо зарекомендовавших себя фильмов за это время Крус был востребован по обе стороны Атлантического океана.
Голливудские фильмы
В возрасте 25 лет Крус принял смелое решение переехать в Голливуд, штат Калифорния. Полностью командуя и достигнув вершины своей карьеры, она взяла на себя роль фаната контроля и успешного шеф-повара в фильме «Женщина сверху» (2000). В том же году она сыграла романтическую роль в фильме Билли Боба Торнтона «Все милые лошади». Оба фильма получили критический успех.
Следующий фильм Круса, Abre Los Ojos, привлек внимание режиссера Кэмерона Кроу и иконы фильма Тома Круса. Под впечатлением от сценария и актрисы, дуэт создал американский римейк фильма: Vanilla Sky (2001).Фильм помог сделать Круса кроссоверским успехом, и ее последующие отношения с коллегой по фильму Томом Крусом твердо поставили ее в американские заголовки.
Крус продолжил, чтобы доказать, что она может удержать себя среди тяжелых актеров в 2001, когда она снялась вместе с Джонни Деппом в фильме «Удар». В том же году она появилась в «Мандолине» капитана Корелли; ее выступление принесло ей номинацию Европейской кинопремии за лучшую женскую роль. В следующем фильме Круса «Пробуждение в Рино» (2002) ее сняли вместе с Билли Бобом Торнтоном и Патриком Суэйзи. Романтическая комедия о двух парах, направлявшихся на шоу Monster Truck, получила мало кассовых сборов.
В 2005 году Крус появился в Сахаре, комедийном приключенческом фильме. Вскоре после съемок актриса начала годичные отношения со своей коллегой из Сахары,Мэттью МакКонахи. Позже пара рассталась, по сообщениям, ссылаясь на противоречивые расписания фильмов.
Личная жизнь
Пенелопа редко говорит о своей личной жизни. Известно, что она находится в дружеских отношениях с режиссером Педро Альмодоваром больше 20 лет.
Лучшей подругой Крус является Сальма Хайек. Женщины нередко пересекались на съемочных площадках и в компании общих знакомых. Дружба завязалась легко. После съемок в картине «Ванильное небо» во всех печатных изданиях появилась история, в которой были описаны отношения Пенелопы со своим партнером по фильму Томом Крузом. Роман продолжался около трех лет. После расставания актриса подала в суд на одно из печатных изданий, утверждая, что журналисты неверно изложили информацию о ее отношениях и разрыве с Томом Крузом.
После этого Пенелопа около года встречалась с Мэттью Макконахи, но роман также не увенчался свадьбой. В интервью в 2007 году Крус рассказала, что мечтает о рождении ребенка, а также хочет усыновить несколько детей.
В 2007 году стало известно о начале отношений Пенелопы с Хавьером Бардемом (актер родом из Испании), который принимал участие в нескольких картинах, где также играла Крус. В 2010-м пара обвенчалась на Багамских островах. В следующем году у пары родился сын, через 2 года появилась на свет дочь.