Ключевые этапы карьеры
Актер дебютировал в кино в 1980 году. Свою первую роль он получил в военной драме «Жду и надеюсь». Настоящим прорывом для него стала лента «Покровские ворота». В ней артист предстал в образе обаятельного аспиранта Константина. Благодаря этой работе ему удалось заслужить поистине всенародную любовь. Следующий важный проект в творческой биографии Олега Меньшикова – оскароносные «Утомленные солнцем», вышедшие в 1994 году. Впоследствии актер не слишком много снимался, стараясь ответственно подходить к выбору проектов. Для него всегда качество было важнее количества. Ему не хотелось впустую растрачивать талант. Среди фильмов с Олегом Меньшиковым:
- военная драма «Кавказский пленник» (1996);
- историческая мелодрама «Сибирский цирюльник» (1998);
- биографическая лента «Легенда № 17» (2012);
- фантастический блокбастер «Притяжение» (2017).
Успешно сложилась и сериальная карьера актера. В частности, он успел сыграть Остапа Бендера и Юрия Живаго – роли, о которых мечтают многие артисты. Меньшикова можно увидеть в сериале Гоголь канала ТВ-3. В нем он перевоплотился в одаренного следователя Якова Петровича Гуро.
Занятость в кино и на телевидении не мешает актеру находить время для театральных подмостков. За свою долгую карьеру он сменил несколько театров. В 2012 году Олег вступил в должность худрука театра им. Ермоловой, который благодаря его руководству стал более популярным среди зрителей, чем прежде.
Магия «Ворот»
— В «Гоголе» ваш герой вдруг, потирая руки, произносит: «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?» Этакий привет от вашего же Костика из «Покровских ворот». И зрители начинают улыбаться. Объясните, наконец, что скрыто такого в этом фильме, что любая цитата из «Покровских ворот» рождает в душе какие-то тёплые чувства?
— Я сам не знаю! Мы в театре совместно с агентством «Эффект Бабочки» решились на эксперимент под названием «Кино на сцене». Собрали актёров, поставили на сцене пюпитры с текстом, стулья, посадили оркестр — и начали читать «Покровские ворота». Вы не представляете, что это такое было. Я в жизни своей был участником многих успехов, но то, что творилось тогда в зале театра Ермоловой… Таких глаз, таких человеческих реакций я не видел очень давно. Моя жена мне говорит: «Олег, сзади нас сидел человек, он, видимо, поклонник „Покровских ворот“, потому что он повторял каждую фразу за секунду до того, как она была произнесена, он пел все песни!» А сзади Насти сидел Александр Кибовский, глава Департамента культуры. И это не только он так реагировал: на песне «Часовые любви» зал плакал. Миша Ефремов читал ту роль, которую играл Леонид Сергеевич Броневой, там вообще на каждой фразе были аплодисменты. Я не знаю, какую заразу вселил в нас Михаил Михайлович Казаков, это из серии необъяснимого.
Статья по теме
30 лет у «Покровских ворот». Знаменитая комедия отмечает юбилей!
— Когда это снималось, вы понимали, что творите реально на века?
— Нет, не понимали. Более того вам скажу: когда фильм вышел, ничего особенного не произошло. И не проснулся я знаменитым: каким был, таким и проснулся, и вышел на улицу. Я-то думал, что на меня все будут смотреть, тыкать пальцем: ах, Костик! Никто!.. Я шёл по улицам, ехал в метро — ноль внимания на меня! Видимо, это с годами количество показов перешло в качество, и фильм стал неким символом поколения. Такой символ возникает у любого поколения, даже у тех, кто сейчас не знает автора «Войны и мира». Из их жизни тоже что-то будет уходить, и появится какой-то объект, который будет, словно магнит, тянуть тебя в твоё прошлое. «Покровские ворота» стали своеобразным островом воспоминаний о том, что ушло. Островом радости, островом молодости, беззаботности, безответственности, граничащей практически с хулиганством в хорошем смысле этого слова. Это остров того, чего никогда у тебя в жизни уже не будет. Казакову же тогда ещё и 50 лет не было, когда он снимал «Ворота», но он смог почувствовать, что этот остров обязательно когда-то образуется у всех, — где-то в памяти, в подсознании — и ты всё время будешь туда возвращаться.
Мистика в летнюю ночь. Репортаж с премьеры фильма «Гоголь. Начало» Подробнее
Биография
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от ОЛЕГ МЕНЬШИКОВ.RU (@olegmenshikov.ru) 10 Окт 2019 в 12:03 PDT
Олег Евгеньевич Меньшиков — популярный российский актер, Народный артист России. Художественный руководитель театра имени М.Н. Ермоловой. Известен ролями в таких фильмах как: «Утомленные солнцем», «Кавказский пленник», «Сибирский цирюльник».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от ОЛЕГ МЕНЬШИКОВ.RU (@olegmenshikov.ru) 2 Сен 2020 в 12:12 PDT
Олег Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в семье интеллигентов: отец был военным инженером, а мать — врачом-невропатологом. Когда мальчику исполнилось пять лет, родители отдали его в музыкальную школьную, где он учился играть на скрипке. Тогда отец и мать даже предположить не могли, к чему все это приведет.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от ОЛЕГ МЕНЬШИКОВ.RU (@olegmenshikov.ru) 17 Окт 2019 в 12:03 PDT
Актерский талант у Олега проявился в 9 классе, когда на свадьбе дочери сотрудницы Малого театра он стал настоящим заводилой: плясал, пел песни, пародировал. Мог ли он в тот момент подумать, что скоро и сам будет служить в этом театре?
Но тогда Олег уже знал, что непременно будет поступать в театральный институт. Изначально он собирался стать артистом оперетты, но практически в самый последний момент передумал и сделал выбор в пользу драматического (и не прогадал). Зато родители не были в восторге от решения сына:
«Когда они поняли, что я в результате решился пойти туда, куда я пошел, они пришли в ужас. В особенности мама. Потому что я хотел пойти в артисты оперетты. Это для нее была просто катастрофа. Ну ладно, хотя бы драматический артист, но артист оперетты», — вспоминает артист.
Вступительные испытания в Щепкинское училище он прошел блестяще, и уже на первом курсе его ждал успех. Олега пригласили сниматься сразу в нескольких картинах. Роль Костика в фильме Михаила Козакова «Покровские ворота» прославила его на всю страну.
Энергичный и необыкновенно музыкальный Меньшиков любил удивлять: его студенческие номера всегда были неожиданными и оригинальными. Чего только стоит его дипломный спектакль, на который собралась вся театральная Москва.
«Когда я смотрел дипломный спектакль «Без вины виноватые», то в конце уже после поклонов вдруг заиграл канкан. Все выбегают и делают соответствующие движения под эту музыку. Я явно понимал, что такое не могли придумать педагоги. Я спросил у кого-то из однокурсников, откуда это взялось. Они мне сказали, что это Меньшиков предложил», — рассказывает актер Андрей Ташков.