Обращение с жалобой в уполномоченный орган
Если вы не получили ответ от заведующего детским садом или не согласны с его ответом, то можно подать жалобу в один из уполномоченных органов. В частности, обращение можно подать:
- в органы контроля (надзора) в сфере образования (например, в департамент образования, в Рособрнадзор);
- в прокуратуру;
- в территориальное отделение Роспотребнадзора (если для этого есть соответствующие основания).
В жалобе, в частности, укажите:
- наименование органа, в который подается жалоба;
- свой почтовый адрес и/или адрес электронной почты, если хотите получить ответ в форме электронного документа;
- ФИО родителя;
- суть жалобы (в чем заключается нарушение прав ребенка);
- просьбу провести проверку и принять меры к устранению нарушений прав ребенка;
- личную подпись и дату.
К жалобе по возможности приложите доказательства незаконных действий в отношении ребенка (документы, фотоматериалы и видеозаписи, показания свидетелей).
Уполномоченный орган должен рассмотреть обращение с жалобой в течение 30 дней со дня его регистрации.
Если вы не удовлетворены ответом уполномоченного органа, то в случае причинения морального вреда ребенку и/или вреда здоровью ребенка вы можете обратиться в суд.
Как узнать, что ребенка в саду обижает воспитатель?
Много есть информации об адаптации малышей к детскому саду, но как быть родителям, когда адаптация уже завершается, а ребенок изменяет поведение и резко категорически отказывается идти в группу? Хорошо, когда он уже умеет разговаривать, и то, очень сложно получить ответы на свои вопросы, потому что порой не поймешь, то ли правду говорит, то ли в силу своего возраста фантазирует, но как быть родителям, чадо которых еще не заговорило?
Что делать, если ребенок еще не разговаривает?
Самое первое, что хочется сказать — просто будьте внимательнее, прислушивайтесь к своим ощущениям, Вы его родитель, видите каждый день и знаете как ведет себя и как реагирует на различные ситуации, и если заметили, что что-то изменилось, присмотритесь и попробуйте исследовать причину. Ведь каждый индивидуален и не все общие рекомендации могут подойти именно Вашему малышу.
Был случай, когда мальчишка 2,5-х лет уже полгода как ходил в сад, и однажды просто по дороге начал засыпать. Все, как обычно, собирается с утра спокойно, но именно перед воротами садика засыпает на руках. И через неделю такого поведения мама заволновалась, вроде бы ничего страшного, сын просто уснул, не плачет же, но было важно выяснить причину. Ложились они рано, ребенок спал достаточное количество часов для своего возраста. Значит что-то случилось, ведь неспроста малыш хочет»проспать» сад. Мама поговорила с воспитательницей, делая акцент на том, что она в курсе произошедшего, но хочет знать детали. Оказалось, мальчик испугался, когда его наказали, и не умея говорить, он с помощью реакций тела дал родителям подсказку.
Способы узнать о детском саде, если ребенок уже говорит:
1. Если Ваше чадо уже разговаривает, можно ему по дороге домой задать вопросы, например:»А если кто-то не слушается, что делает или говорит воспитатель?, «А что происходит, если кто-то не хочет кушать?» … Главное спрашивать так, чтоб малыш давал развернутый ответ, а не просто «да» или «нет», иначе он просто будет соглашаться с Вами, повторяя последнее слово.
2. Очень информативно поиграть в садик. Пусть он выберет игрушки и присвоит им роли. Важно, чтобы он еще и описал выбранного героя (например, выбрал в роли воспитателя мишку, для Вас это может быть образ доброго и наивного Винни-Пуха, а ребенок видит в нем всегда злого зверя). Просто пусть ответит на вопрос: «А какой он? Можешь мне его описать?» . Дальше начинайте саму игру, давайте пространство ребенку вести ее, и где-то в середине создайте импровизированный конфликт, например двое мальчишек подрались, и наблюдайте за реакцией выбранного воспитателя. Таким образом благодаря игре Вы сможете приоткрыть завесу событий, которые происходят с ребенком, когда Вас нет рядом.
3. Помогает еще выяснить некоторые моменты совместное составление сказки. Только сказки о малыше (одного пола с Вашим), который пошел в садик. И пусть помогает придумывать события, которые происходили с персонажем в течение дня. Или можно модифицировать этот прием, просто начиная предложение, предлагая ребенку его заканчивать.
4. И конечно же рисунок. Пусть нарисует свой садик, группу, воспитателей… А Вы внимательно изучите, какие они, другие персонажи, и где Ваше чадо находится по отношению к ним ? Может он нарисовал себя очень маленьким, спрятавшимся за стульчиком? Или вообще себя пропустил? Задавайте вопросы, они добавят ясности тому, что именно хотел передать малыш. Рисование полезно не только своей информативностью, но еще и помогает сбросить накопившуюся тревогу, страх, злость и прочее, благодаря тому, что эти чувства находят форму и выражение на листе. Ребенок еще не может полностью осознавать, что с ним происходит, зато ему будет легче, когда он выразит накопившуюся энергию таким способом.
Обращение в суд с иском о возмещении вреда, причиненного ребенку
Если в детском саду вашему ребенку причинен моральный и/или физический вред, то вы можете обратиться в районный суд по месту вашего жительства или по месту нахождения детского сада. В исковом заявлении вы можете указать требования о взыскании расходов, понесенных вами на лечение ребенка, таких как стоимость лекарств, медицинских услуг, транспортировки, а также требования о компенсации морального вреда.
Если подается иск, не связанный с возмещением вреда, причиненного здоровью (например, иск о возмещении морального вреда), то надо уплатить госпошлину в размере 300 рублей.
При подаче иска о возмещении вреда, причиненного здоровью, госпошлина не уплачивается.
Если суд принял решение в вашу пользу, то вы можете получить решение суда о возмещении вреда и исполнительный лист.
Как понять, что ребенка гнобят в школе
Очень редко ребенок может рассказать родителям о своих проблемах в школе. Многие попросту бояться, что из-за вмешивания родителей может стать лишь хуже. Поэтому мамам и папам необходимо попросту дома больше уделять внимания ребенку, так сказать, «замечать» его, следить за поведением, эмоциональном состоянии. Чаще гнобят «новеньких» детей — тех, которые перешли в новую школу, или в новый класс.
Родителям, заметившим, что их ребенок подавлен, необходимо осмотреть его: если на теле если синяки с царапинами, и не может, или не хочет объяснять, откуда они взялись, лжет, то это повод для еще большей тревоги. Если ребенок «теряет» вещи, украшения, одежду, или приносит сломанные гаджеты, то это не всегда означает, что он виноват, «криворукий». Насторожить родителей должен тот факт, когда ребенок ищет повод не пойти на занятия, симулирует болезнь, ему стало не интересно учиться, или его успеваемость снизилась.
Тревожным сигналом является деструктивное поведение ребенка:
- он сам себя калечит;
- убегает из дому;
- агрессивен;
- не хочет учить уроки;
- закрывается в своей комнате;
- его самооценка снизилась.
В этих случаях можно предполагать, что его гнобят в школе.
Авторитет ребёнка среди сверстников
У каждого человека в любом коллективе есть свой авторитет. У детей авторитет либо есть, либо его нет вовсе. Авторитет складывается из самооценки. Только всё дело в том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребёнка самооценка формируется путём зеркального отражения. То есть «как меня видят другие, так я сам вижу себя». Если ребёнка постоянно забивают и обижают другие дети, то такой ребёнок будет считать себя ничтожеством. Другое дело обстоит со старшим школьным и подростковым периодом. Здесь всё меняется, и самооценка приобретает внутриличностный характер. Теперь уже сам внутренний мир подростка определяет его самооценку, или «как я вижу себя, так меня видят другие». Ребёнок, которого постоянно забивали, также не будет считать себя нормальным, и самооценка будет низкая.
На авторитет ребёнка большое влияние оказывает отношение к нему значимых взрослых (учителей, воспитателей и т. д.). Если они относятся к ребёнку неуважительно, то, глядя на взрослых, и дети начнут поступать так же.
Авторитет ребёнка страдает и в том случае, если он подвергается нападкам со стороны другого ребёнка (детей). К сожалению, плохой пример заразителен. Подрыв авторитета в некоторых случаях приводит к тому, что к травле подключается практически весь детский коллектив.
Почему-то считается, что наиболее остро проблема жестокого обращения между сверстниками обстоит у мальчиков. Глядя на современные сюжеты ток-шоу, где девочки толпой забивают свою одноклассницу, можно сделать выводы о том, что в женском коллективе проблема стоит не менее остро. Агрессивность по своей природе не присуща женщине. Но всё больше и больше девочек становятся жертвами своих же подружек. Эта тенденция прослеживается уже чуть более 10 лет.
Психологи приходят к выводу, что именно современная агрессивная обстановка в мире провоцирует жестокое поведение у молодых девушек. А последствия такого поведения удручающие: жертва издевательств порой попадает в больницу, а обидчицы, по меньшей мере, в комиссию по делам несовершеннолетних, в крайних случаях — в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Как решали проблемы в группе?
Активные обсуждения в родительской переписке вылились в реальные действия. Родители ходили к заведующей как группами, так и поодиночке, устно обсуждали возникшие вопросы.
Была составлена письменная коллективная жалоба, на которую администрация обязана была отреагировать. В коллективной жалобе родители указали все проблемы, с которыми столкнулись: антисанитария, отсутствие стульчаков, психологическое состояние детей, физическое воздействие со стороны воспитателя.
Кроме коллективной жалобы некоторые родители написали жалобы в Министерство образования. И родители добились своего: Анна ушла из садика по договоренности сторон. По словам родителей, в последние дни перед уходом поведение воспитателя не выдерживало критики.
— Несмотря на теплую погоду, дети ни разу не выходили на улицу. Она заявила, что будет выполнять только свои основные обязанности: принял и отпустил, а вытирать сопливые носы она не будет.
Как нам пояснила заведующая Мария Федоровна, доказательств неквалифицированной работы воспитателя родители так и не предоставили. Если бы они были, воспитателя уволили бы по статье.
В ее работе мне не к чему придраться. У нас в садике хорошая слышимость, и когда идешь по коридору, слышно, что происходит в группах. Я ни разу не слышала, чтобы в этой группе кто-то повышал на детей голос. Я также не раз наблюдала эту группу во время прогулки – опять же, никаких претензий к воспитателю у меня нет. Мне очень жаль воспитателя, на нее все налетели! Думаю, у бедной девушки осталась психологическая травма на всю жизнь.
Заведующая согласилась, что в последние дни воспитатель Анна не выполняла весь перечень своих обязанностей, за что была депремирована. Нам так и не удалось выйти на связь с воспитателем: ее телефон, а также социальные сети заблокированы.
Сейчас в группе работает новый воспитатель, который нравится детям и их родителям. У группы появилась няня, теперь у родителей не возникает вопросов по поводу антисанитарии. В туалете есть стульчаки. У родителей нет жалоб к руководству.
Источник фото: pixabay.com
Как помочь?
Описанный выше алгоритм устраняет внешние признаки проблемы, но необходимо также решить внутренние. Для этого воспользуйтесь следующими методами.
Поиск союзника
Метод заключается в умении нахождения союзника: обидчик не полезет, если получит достойный отпор сразу от нескольких человек. Научите проводить четкую грань, где заканчивается «ябедничество» и начинается просьба о помощи у взрослых.
Пограничник
Научите ребенка проводить личные границы между собой и обидчиком, он должен уметь смело говорить: «мне не нравится!», «ты мне делаешь неприятно!», «я с тобой не играю!».
Ни в коем случае не нужно молчать и не стоит заглатывать обиду – это лишь подначивает «нападающего».
Выход из конфликта
Вместо того чтобы выяснять отношения и ругаться, необходимо научится избегать конфликтов. Объясните, что агрессивных, невоспитанных и неадекватных лучше обходить стороной.
Аналогичное воздействие
Главная проблема метода заключается в том, что дети не способны контролировать применение силы: и на оскорбление жертва реагирует избиением обидчика.
Нужно ли родителям вмешиваться в ситуацию?
В первую очередь, взрослый должен осознать, что решение этой проблемы – ЕГО обязанность (обязанность родителя, а не ребёнка). Для детей такая ноша слишком тяжела и может иметь негативные последствия в будущем.
Прежде всего, родителям нужно постараться выяснить причину, из-за которой другие дети обижают ребёнка. Затем определиться со своими действиями, в зависимости от конкретной ситуации.
Действительно, активное вмешательство родителей требуется не всегда. Мелкий конфликт с другим ребёнком мог возникнуть случайно: в ходе общения, игры. Так уж получилось. Через пару дней всё забудется, и дети снова начнут нормально общаться. Но даже в таких «лёгких» случаях родители должны поддержать своего ребёнка, подсказать ему, как лучше себя вести в той или иной ситуации.
Другое дело, если у ребёнка систематически возникают конфликты со сверстниками, с ним не хотят дружить, он подвергается преследованию со стороны других детей, его унижают, оскорбляют, бьют. Здесь нужно срочно принимать меры. Без вмешательства взрослых тут не обойтись.
Помимо всех прочих действий желательно обратиться к психологу. Он поработает с ребёнком, поддержит и успокоит его, научит правильно общаться со сверстниками, подскажет, как поступить в той или иной ситуации, как завести друзей. Также специалист объективно оценит обстоятельства конфликта и сориентирует родителей, как действовать дальше.
Что делать родителям, если их ребенок — жертва буллинга
Если вы сами поняли, или ребенок рассказал, что его гнобят в школе, пришло время принять меры. В первую очередь родителям нужно показать, что ребенок ими услышан. Между мамой, папой и чадом должен произойти откровенный разговор. Дайте понять, что эта ситуация не останется без внимания, поблагодарите ребенка за откровенность, обнимите его, скажите, что проблема обязательно решится.
Родители должны объяснить ребенку, что его вины в сложившейся ситуации нет: не в нем причина оскорблений, унижений, побоев, игнорирования. Нельзя допускать, чтобы ребенок поступал также — травля не должна быть оправдана. Научите ребенка разово решать конфликт, а не подвергаться издевательствам, или издеваться самому. Поговорите с ребенком, узнайте, что могло стать причиной «травли», вместе подумайте, как можно решить сложившуюся ситуацию. К тому же ребенок поймет, что его проблема уже точно не решится без ведома родителей, и самостоятельно какими-то неправильными путями решать ее не будет, потому как не захочет разочаровать маму с отцом.
После выяснения причин конфликтной ситуации родителя должны поговорить с классным руководителем, рассказать о проблеме и спросить, какие лично его будут действия, чтобы «травля» прекратилась. Говорить с педагогом стоит спокойно, не оказывать на него морального давления. Если классный руководитель избегает решения проблемы, значит необходимо обращаться к школьной администрации или директору. Не лишним будет поговорить с родителями ребенка, который гнобит вашего. Скажите им: если ситуация не разрешится, буллинг продолжится, данный вопрос придется поднять на родительском собрании. Не исключено, что помимо вашего ребенка «жертвами» агрессора стали и другие дети.