Структура цивилизации (духовный мир человека)

Какова структура верхнего этажа пирамиды цивилизации — духов­ного мира человека, общественного сознания?

Это прежде всего область человеческого знания, которая приобрела со временем форму упорядоченного знания — науки, сперва чисто эмпири­ческой, а затем — абстрактной, изучающей закономерности развития при­роды, общества, самого человека. Общественное сознание начинается с той поры, когда человек (не как отдельный индивидуум, а как совокуп­ность индивидуумов) смог отделить себя от окружающего мира, осознать свое место и целенаправленно использовать это знание для самовыжива­ния и развития. Определенный уровень познания стал частью социально­го генотипа, обогащающегося от поколения к поколению. Сформирова­лось ветвистое дерево наук (общественных, естественных, технических), постоянно обновляемое и пополняемое. Могучая сила общественного ин­теллекта, ядром которого является научное познание, выступает в качест­ве первоисточника саморазвития человека и динамики общества, его дви­жения по виткам исторической спирали.

Если наука — накопленный результат деятельности левого полушария, то культура — плод деятельности правого полушария, конкретно-образ­ного, эмоционального восприятия окружающего мира. Она включает эс­тетические оценки, понятия прекрасного и безобразного, гармонии при­роды и красоты человека. К культуре относятся разнообразные виды ис­кусств (живопись, ваяние, зодчество, музыка, вокал, хореография, театр), некоторые из которых возникли еще в период палеолита (наскальные ри­сунки, танцы, пение); литература; кино- и видеоискусство, возникшие лишь в течение последнего столетия; книгопечатание и средства массовой информации. Богатство и разнообразие культуры, дополняя знания, поз­воляет разносторонне, объемно воспринимать окружающий мир, более эффективно его трансформировать.

В духовную сферу входит также совокупность норм нравственности, этических оценок поведения каждого человека, его взаимоотношений с другими членами семьи и социальными группами и т.п. Нормы нравст­венности дают критерии — что хорошо и что плохо в поступках каждого человека; без них невозможно функционирование общества. Эти правила поведения закрепляются в семейных и национальных традициях, религи­озных заповедях, а наиболее существенные для государства — в нормах права.

Наконец к общественному сознанию (духовному миру) следует отне­сти идеологию, выражающую мировоззрение человека, группы людей, политической партии, государства, совокупность целей их действия, ранжирование приоритетов, Идеология может приобретать религиозную форму, но ее сфера не ограничивается религией. В моем понимании (ибо понятие это неоднозначно) идеология выражает целеполагание, определяет волю, целенаправленные действия человека, которые опираются не только на сознание, но и подсознание, толкают его на величайшие подвиги, на само­пожертвование ради поставленной цели — либо на жуткое злодейство.

Все сферы духовной жизни той или иной цивилизации тесно связаны между собой, взаимно переплетены, выражают определенную ступень в поступательном движении общественного сознания. В переходные пери­оды происходит радикальная «расчистка» духовной сферы: терпят кру­шение устаревшие научные парадигмы и утверждаются новые, меняются художественные стили, содержание, методы и организационные формы образования, обновляются этические нормы, вытесняются старые и фор­мируются новые идеологические течения, религии и т.п. Хаос на время охватывает духовный мир, возрождаются некогда отброшенные заблужде­ния и суеверия, вспыхивает яростная борьба за то, чем заполнить внезап­но возникший вакуум в общественном сознании. Затем кризис духовной сферы преодолевается; утверждается, распространяется и совершенству­ется новое содержание общественного сознания, пока не пробьет его час и оно не окажется под ударами очередного кризиса.

Так в общем виде выглядит структура пирамиды цивилизации.


Китай Иркутск Байкал



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: