Питер де Хох. Дворяне развлекаются. Где и как?
У Питера де Хоха (голландский художник XVII века) есть картины — почти документальные свидетельства небезвинного времяпрепровождения его состоятельных современников — дворян. Некоторые из них как бы составляют череду событий.
«Музыкальный вечер во дворе». Просторный двор большого дома. За входной аркой, в которой видна мужская фигура со шляпой подмышкой, — канал, дома на другой его стороне, заходящее солнце.
Во дворе — полумрак. За столом — он и она, у нее в руке бокал, он что-то взял со стоящего перед ним блюда. Слева — женщина играет на альте, сопровождает свидание. Оба веселы, улыбаются. Вечер удался. И обещает быть еще более приятным…
«Карточные игроки». Как пишут искусствоведы, эта сцена — забавы в в доме удовольствия. Богатство дома очевидно: роскошные полы, камин с колоннами, картины, отделанные под золото стены. И женщины — они очень молоды и красивы.
Судя по всему, это — недешевые продажные женщины, и желающий получить свою дозу удовольствия не может сделать это походя (заплатил — получил — уходи). В этом доме есть правило: сначала вино и карты, а уже потом — все остальное.
Пара сидит возле камина: в доме не слишком тепло. Она показывает свои карты кавалеру, стоящему сбоку с бокалом, хвалится выигрышем — ей выпали тузы. У полуоткрытого окна (эти уже разогрелись) рыцарь плавно переходит от разговоров к натиску: правая рука на талии, вторая захватила руку дамы.
Возле двери стоит мальчик с кувшином вина и намерением наполнить опустошенный бокал.
Все обещает несомненное удовольствие…
«Приятная компания». В окно льется неяркий свет, скорее всего, день клонится к вечеру. Роскошно отделанная комната, шкаф из палисандрового дерева, орнаментированный пол, картина с эротической сценой.
За столом — молодая женщина, почти ребенок, протягивает наполненный бокал стоящей рядом красотке. Пустой бокал у нее в правой руке. Рядом с ней — мальчик, служка с кувшином вина.
Напротив девушки сидит длинноволосый дворянин с трубкой в руке и шляпой на коленях. В дверном проеме, ведущем в анфиладу комнат, видно другого гостя, который, как видно, пытается избавиться от нищего, стоящего у входа с протянутой шляпой.
Загадка картины: женщины пьют (или собираются выпить), а что же мужчины? Для них даже бокалы не принесли.
Сидящий мужчина, видимо, пришел недавно. Ему еще не совсем ясно, как будут развиваться события: шляпа на коленях, он не нашел места, куда ее положить. И как-то странно выглядит тот, который разговаривает с нищим. Как будто он пошел устранить какие-то помехи свиданию (мальчик с кувшином вот-вот уйдет).
Девушка в хорошем настроении, улыбается открытой улыбкой. У нее есть желание продолжить веселье. А что же стоящая рядом? Она явно старше. В комнате нет достаточного количества стульев, не хватает по меньшей мере двух. Может быть, они стоят в стороне, вышли, так сказать, за рамку.
Определенно смущает картина с обнаженными фигурами, висящая над шкафом. Это какой-то намек на атмосферу дома. Какой? Кто эти женщины? Чего вдруг среди бела дня пить вино? Что это за мужчины? Похоже, что сидящий — не свой, новенький. А тот, который вышел, ведет себя почти по-хозяйски.
Сейчас они выпьют, закусят и уйдут из большого зала в более уютные комнаты…
«Молодая пара в интерьере». Спальня. Через анфиладу просматривается богатая отделка стены — элемент, который соединяет в серию несколько картин.
Перед альковом, в глубине которого видны подушки, — мужчина и женщина. Женщина поправляет прическу, в ее правой руке — платок. Мужчина сидит (неизвестно на чем, он как бы повис в воздухе), перед ним — песик. Песик пришел за лаской.
У картины есть второе название — «После». Оно как-то не вяжется с аккуратно заправленной кроватью в алькове и очень аккуратно одетыми персонажами. Скорее всего, эта сцена — до, а не после. Женщина только что начала разоблачаться, сняла платок, а потом в раздумье, в сомненье, в нерешительности оттягивает развязку, поправляя прическу.
Тем временем мужчина пытается задобрить песика, успокоить его. У пса поджат хвост, он испуган, скорее всего, подвывает. А если он подаст голос — это может испортить все!
Продолжение вот-вот последует…
«Женщина с кувшином воды и мужчина возле кровати (Служанка)». Очень позднее утро. В центре картины на фоне солнечного света, отраженного золотистым покрытием стен (опять золотая окраска стен!), — служанка с кувшином воды на подносе. Она движется направо, к фигуре, которая, сидя на стуле, натягивает чулок (или гетру). Полотенце на ее руке говорит о том, что кому-то надо умыться. Скорее всего — мужчине, которому нужно стереть с лица следы ночи (у женщины еще будет время).
На покрытом ковром столе — куча одежды (вперемежку женская и мужская), сверху лежит шляпа. Пара спешила, но не очень — кавалер кинул было ее на пол, но потом решил поднять и водрузить наверх.
Картина выглядит неуравновешенной, как будто справа чего-то не хватает. У самого обреза на белых подушках виден локоть. И это — действительно обрез. Как пишут искусствоведы, в прежних каталогах было упоминание о лежавшей на кровати женщине. Ее обрезали (поэтому она — в прошедшем времени).
Мужчина обозначен несколько лучше, но все равно — как-то не очень четко. Он смотрит в сторону кровати, на женщину. Доволен ли он? Однозначно определить невозможно, но кажется, что не очень. То ли она его вымотала (он слегка сгорбился), то ли сейчас она говорит о деньгах.
Название картины дословно переводится так: «Женщина с кувшином воды и мужчина возле кровати (Служанка)». А можно — точнее и короче: «После».
Веселые дома: музыка, вино, карты, приятные и доступные женщины…