Питер де Хох. Дворики в Дельфте. Как в двориках живется?
«Картина «Вечерний дворик в Дельфте» приобретена английским королем Георгом IV (английский король — Б.Р.) в 1829 году, она является одной из самых ранних работ де Хоха в этом направлении и датируется 1657−1658 годами.
Зрителя приглашают погрузиться в то, что называется частной жизнью. Обе женщины заняты своими простыми домашними делами. Тем не менее это личное пространство существует в общественном контексте. Справа за пределами дома можно увидеть две башни: более высокая — Nieuwe Kerk, где похоронен Вильгельм Молчаливый (принц Оранский), основатель Голландской республики, а пониже — городская ратуша.
Еще одной важной особенностью «Вечернего дворика в Дельфте» является скрупулезное изображение зданий как с точки зрения материалов, из которых они построены, так и их расцветки". (Из сопроводительного текста к картине на сайте музея.)
«Вечерний дворик в Дельфте». Хотя картина называется «Вечерний дворик в Дельфте», на самом деле до вечера еще далековато. Но день идет к концу.
Дворик пустой совершенно — ни кусточка, ни цветочка. Голые стены. Часть стены красили очень давно: побелка местами пожелтела, местами облупилась (обнажена кладка). За забором — еще какие-то строения жилого вида.
Довольно полная тетушка сидит спиной к зрителю, что-то прядет. Служанка идет в дом с ведром и кувшином. У нее нерадостное выражение лица: видимо, устала за день.
Бедность. Единственная роскошь — служанка. Да и роскошь, скорее всего, вынужденная — у очень полной хозяйки нет сил делать все самой. Занятие, которое ей под силу — прясть и вязать. Может быть, она работает на заказ, чтобы как-то поддержать себя.
«Женщина и служанка во дворе». Вечереет, клонящееся к закату солнце отражается в низких облаках. Хозяйственный дворик: крыша над пристройкой потихоньку разрушается, черепица придавлена жердями (иначе — сползет). Дворик вымощен кирпичом, но мостовая настолько стара, что почва под ней просела и видны волны.
Хозяйка в черном жакете стоит спиной к зрителю, она дает указания служанке, которая сидит перед ней. В правой руке служанки — поварешка, она только что вынула рыбу из кастрюли, над кастрюлей вьется парок. Рыба готова, ждут гостя, который уже на подходе.
«Женщина и служанка». Рассеянный свет падает на аккуратный дворик с балюстрадой. За заборчиком — еще один дворик с выходом на канал. За деревьями — городское строение с башенкой и высокой каминной трубой.
Ставни дома и входная дверь открыты настежь. Возле входа на стуле сидит почтенная матрона в черном жакете. У нее на руках письмо, которое она достала из сумочки внушительных размеров. На лице — блуждающая улыбка. Похоже, что это послание от очень близкого человека, который уже покинул этот мир. Остались только воспоминания.
Рядом стоит плетеная корзина, сквозь прутья которой видно что-то вроде листов бумаги. Возможно, женщина перебирает старые письма и избавляется от пережитого.
Ее романтическое настроение портит служанка с недовольным лицом. Она показывает хозяйке ведро с рыбой: рыба начала портиться, ее надо выбросить. А что готовить на ужин? Дома ничего другого нет.
На дворики Дельфта опускаются сумерки…