Мировой экономический кризис для России - проблема, благо или шанс измениться?
Экономический кризис, охвативший многие страны, не прекращается до сих пор. Развитые страны страдают от спада производства и фактических условий для работы предприятий. Корень проблем не совсем ясен, но можно полагать, что высокие цены на нефть в эти годы тоже играют свою роль. А Россия, как известно, является одним из экспортеров этого вида сырья.
Мы слышим, что бюджет нашей страны в последние годы бывал профицитным (доходы больше расходов) и стремится к сбалансированному в 2015 году. Сбалансированность, как известно — лучшее, что может быть для благополучия экономики. Для справки: постоянный профицит бюджета граждан Японии вызывает у местных экономистов не меньше разговоров о необходимости стимулировать производство. Накопление больших сбережений граждан на счетах в банках у них замедляет кругооборот денег как таковых.
Поэтому излишки доходов в России наполняют разные фонды — и резервный на случай резкого падения цен на нефть, и фонд национального благосостояния. Последний дает возможность удвоить дополнительные добровольные пенсионные взносы граждан (программа государственного софинансирования).
В общем, жизнь у нас сейчас должна быть самой лучшей. По крайней мере, о таком факте нас твёрдо уверяют министерства. Почему-то наши полицейские не закупают служебные Lamborghini, как это якобы собираются делать власти Дубаи, но о том, как в этих странах доводят деньги до общественных благ, ещё скажем позже. Главное, что ситуация в нашей стране сейчас действительно не выглядит катастрофической, как в 90-е годы.
Тем не менее расслабляться из-за сегодняшней стабильности не стоит. Опасность и негативные последствия зарубежного кризиса остаются таковыми и для нас. Увеличение цен на топливо для промышленных стран повышает цену их продукции, поэтому в случае импорта товаров из тех же стран мы платим им больше.
Экономическая нестабильность производственного сектора этих стран вызывает финансовую нестабильность банков и валют. Не совсем самостоятельные валюты, включая нашу, связаны с ними через финансовый сектор и могут тоже колебаться вместе с ними, а иногда и сильнее. Поэтому говорить об однозначном благе в эти годы нам всё равно не приходится. Особенно если учесть, что упомянутые выше «суверенные фонды» хранятся в валютах тех же развитых стран.
Но это всё разговоры о том, что хорошо или плохо с пассивной точки зрения. Идеология проста: продали нефть и положили деньги в сохранное место. На сегодняшний день мы только продолжаем продавать ресурсы, закладывая вырученные средства на валюты своих покупателей.
Политического курса на налаживание хозяйства и реального сектора экономики в нашей стране никто не задавал. Поэтому никто этим не занимался. Вот и развиты у нас только банковская, торговая сферы, связь и IT (программные компьютерные технологии). И то последние работают на иностранные заказы, сдавая написанные программы в собственность заказчиков. Поэтому программы для расчётов и управления производством приходится зачастую покупать у зарубежных коллег за особые деньги, хоть они и разработаны нашими организациями.
Рыночную экономику нужно не просто объявить, но и начать её понимать. В командно-административном устройстве СССР управление было грубее, но оно осуществлялось. В других системах мы ещё не так хорошо разобрались, чтобы сразу видеть завуалированные интересы зарубежных коллег и умело продвигать свои собственные интересы. Да чего уж продвигать интересы — нам для начала хорошо бы ясно сформулировать цели нашего реального хозяйства.
Мировой экономический кризис продолжается, а как Россия могла бы активно использовать нынешние обстоятельства в свое будущее благо?
Варианты вполне можно найти. Например, пока развитые державы страдают от замедления роста производства, а Россия получает значительные доходы от продажи дорогой в эти годы нефти, можно подумать и о собственном производстве. Только, конечно, не просто вкладывать деньги в существующую технологическую базу (то есть несуществующую).
Даже при наличии такой же системы телесных наказаний за воровство, как в арабских странах, снижение налогов на производство не даст возможностей для его развития. Если спросить любого предпринимателя по поводу условий ведения бизнеса, то окажется, что условий для производства у нас сейчас не существует.
Кроме высоких налогов, на которые обязательно пожалуется любой бизнесмен в любой стране, есть и другие сложности. Административные барьеры в виде больших организационных и законодательных требований, согласований, разрешений и просто уловок коррумпированных чиновников рано или поздно дают о себе знать. С этой «наукой» сталкивались почти все, кто хотя бы задумывался стать самостоятельным экономическим объектом.
С одной стороны, эти барьеры создают естественный заслон от мелкого аферизма в самом бизнесе. С другой стороны, они остаются большой проблемой для добросовестных организаций и не дают эффективно работать. Наконец, недобросовестные бизнесмены всё равно находят лазейки и делают свои дела даже при таких барьерах.
Ослабление административных барьеров при сохранении действующей сегодня системы обязательного аудита (финансовых проверок всех организаций) тоже не последнее, что нужно для запуска отечественного производства подобно ракете.
Пока наша страна второе десятилетие осваивала с переход на рыночное устройство, отставание в технологиях и инфраструктуре промышленного производства стало большим. Таким большим, что догнать самостоятельно зарубежных конкурентов в обозримом будущем стало нереально. Поэтому технологии нужно покупать и пробовать их поддерживать хотя бы готовые. Естественно, покупать придется за немалые средства. Потому что делиться ими с будущим постоянным конкурентом в нашем лице никто особенно не захочет.
Речь не идёт о строительстве заводов по сборке изделий. Хороший пример — автомобили отечественной сборки и якобы отечественных марок. На нашей территории появились дополнительные рабочие места и неплохие недорогие автомобили. Но сами технологии производства, проектирования и изготовления узлов нам бесплатно не дают. То же касается как бы отечественной разработки экспресса «Сапсан», который можно было не переименовывать из Siemens Velaro, слегка адаптированного для условий России.
Но ситуация сейчас очень располагает нас к покупке актуальных технологий. У нас есть деньги, а зарубежным коллегам сейчас очень не помешал бы дополнительный доход от лёгкой продажи технологий в условиях сокращения их производства.
Бумаги и биржи в 90-х годах можно было создать быстро, но реальных экономических проблем, послуживших поводом для распада СССР, это не решило до сих пор. В новой экономической системе всё равно нужно хорошо ориентироваться, уметь по её правилам оборачивать проблемы во благо.