Пневматические винтовки Квакенбуш 308 (Quackenbush .308). Почему эти «адские творения» запрещены в большинстве стран мира?
Боятся. Политики, спецслужбы, полицейские… А чего именно боятся? Давайте разберёмся.
Винтовка из штата Миссури, выпускаемая семейным предприятием Денниса Квакенбуша, похожа на пехотное оружие начала двадцатого века. Никакого пластика и алюминия, только сталь и благородное дерево. Этакий современный пневматический мушкет.
Винтовка сделана по технологии PCP. «Пневматика с предварительной накачкой (англ. Pre Charged Pneumatics PCP). Обычно — пневматическая винтовка с расположенным под стволом или в прикладе резервуаром для воздуха или другого газа. Воздух в резервуар нагнетается при помощи насоса высокого давления или с помощью предварительно заправленного баллона». Википедия.
Внешний вид винтовки несколько необычен: во-первых, из-за «соска» заправочного порта резервуара; во-вторых, из-за двух рычагов — болтового затвора, который досылает пулю из магазина в ствол, и второго прямого рычажка взвода боевой пружины. Именно так делались «древние» английские PCP винтовки далёких 80-х годов прошлого века. В настоящее время такие конструкции редкость: нетехнологично, неэргономично, да и вид несовременный. Хотя кому-то нравится.
Но это не главное… Главное отличие винтовки Quackenbush .308 — калибр: 0.308-дюймовый, или 7,62 мм, метрический, а главное достоинство — это специальные стволы, рассчитанные на длинные низкоскоростные полностью свинцовые пули. Хотя и обычной пулей для огнестрельного оружия стрелять можно.
Ну, вроде бы и всё… Почему же эти винтовки называют не иначе, как «адские творения»?
Ну, а как иначе назвать мощную (под 300 джоулей) длиннющую винтовку (самая короткая 90 см, самая длинная 120 см) с пятилитровым баллоном высокого давления под стволом, из которого можно сделать максимум четыре полноценных выстрела? Из собственных оружейных запасов извлекаю свою «крюгерку» (ИЖ-60 PCP) калибр 4,5 мм, баллон 0.18 л, при давлении 200 бар, более 40 полноценных выстрелов. Мощность 16 джоулей. Утка-кряква, не самая мелкая птица, при попадании в убойное место 0.91 г пулей погибает сразу, если расстояние не превышает 30 м. Сравним с винтовкой Quackenbush .308: калибр всего в 1,7 раза больше, а мощность выше почти в 20 раз! Кстати, расход воздуха при повышении мощности возрастает непропорционально, по экспоненте и после всего 4-х выстрелов 5-литровый подствольный резервуар необходимо снова заправлять сжатым воздухом. Резервуар, кстати, тяжеленный, штатное давление 300 бар, это очень много.
Вопрос: зачем, кого стрелять из такой «пушки»? Явно не утку и зайца. Тогда кого? Койота, оленя, кабана, медведя? Да! Именно для охоты на этих зверей покупают дорогущие «Квакенбуши». Если поискать в Сети фото на тему «самая мощная пневматика», то у тушек оленей, медведей, кабанчиков и прочей крупной живности чаще всего позируют охотники с винтовкой Дениса Квакенбуша.
А не проще ли взять обычное огнестрельное ружьё и пойти пострелять койотов или медведей, если уж так хочется?
Не проще… Потому как: «У амеров есть достаточно много территорий, где охота разрешена только с так называемыми „примитивными“ видами оружия — луками, арбалетами, пневматикой, дульнозарядным огнестрелом и прочими „рогатинами“. Из-за этого они и развиваются, и у них есть достаточно большое количество любителей. Которые со своими любимыми игрушками охотятся везде». С форума аиргун.орг.ру.
Выбор калибра .30 (7,62 мм) и близких к нему для таких охот не случаен. Это только кажется, что чем больше калибр, тем проще застрелить крупное животное. Да, с тировой винтовкой на медведя не пойдёшь. Но и пневматические монстры .80 калибра (примерно 20 мм) тоже не прижились даже в американской охотничьей среде, где полно любителей запредельной «мощи».
У длинных пуль калибра .30 практически идеальное соотношение: длина настильной траектории-мощность, при скоростях, которые чаще всего используют пневматические винтовки. Т. е. длина настильной траектории, при которой пуля летит почти прямо и практически не теряет скорости, максимальна. Оптимальной для пневматики считается скорость примерно 280 м/с. Именно при этой скорости вылета пули выстрел получается достаточно мощный и относительно тихий, не пугает осторожную дичь. Пулю более мелких калибров на этой скорости сильно задерживает сопротивление воздуха, более крупные калибры из-за большого веса пули имеют крутую, «миномётную» траекторию, чем сильно снижают расстояние и точность прицельного выстрела.
А вот пуля, выпущенная из винтовки Quackenbush .308., летит практически по прямой линии, практически не теряя энергии на расстояние примерно 150 м. Охотятся из «Квакенбуша» примерно так же, как из огнестрельных винтовок, не подходя близко к крупному и опасному зверю, точно попадая в убойное место.
А что ещё следует из рассуждений, описанных выше? А то, что, по мнению полицейского начальства многих стран мира, 7,62 мм пневматические винтовки Дэниса Квакенбуша — идеальное оружие для проведения диверсионных и террористических операций вплоть до убийства первых лиц государства. Бред, конечно. Любое современное оружие можно сделать практически бесшумным. Например, английская снайперская винтовка L115, прицельная дальность стрельбы которой более 2 км, так и называется «молчаливый убийца». Ну разве может потягаться с такой пневматическая винтовка, дальность точного выстрела которой максимум 150 м? Однако пневматические винтовки калибра 7,62 мм во многих странах законодательно запрещены для продажи гражданскому населению. В том числе и в России.
Все эти запреты, как ни странно, не распространяются на винтовки .357-го (9 мм), .45-го (11,7 мм) или .50-го (12.7 мм) калибра. Хотя мощность таких винтовок в два и более раза выше пневматического оружия .308 калибра, пули для таких винтовок настолько тяжелы, что дальность полёта и точность попадания у них гораздо меньше. Кроме того, после одного, максимум двух выстрелов приходится закачивать резервуар винтовки заново. Поэтому «идеальным диверсионным оружием» такие винтовки, по мнению полиции и спецслужб, не считаются.