Художник Гирша Фирер. Московский ашкелонец или ашкелонский москвич?

Действительный член Израильской Независимой Академии Развития Наук, доктор филологических наук, искусствовед, писатель Галина Подольская, влюбленная в творчество Марка Шагала, выпустила альбом «Марк Шагал и Иерусалим». Она была вдохновителем, исполнителем, организатором издания этого замечательного альбома.

Почему замечательного? Потому что в нем прослеживается история взаимоотношения великого Марка с великим городом: фотографии, документы, его речи — огромное количество фактического, документального материала. Идея этого альбома была очень вдохновляющей: пройти вместе с Шагалом по Иерусалиму.

Безусловно, можно было это сделать с фотоаппаратом: проще, быстрее, с документальной точки зрения — надежнее. Но Марк Шагал — художник. Так неужели нет другого способа воплотить идею? Способ нашелся: зарисовать. Не сфотографировать, а зарисовать шагаловские места.

И вот тут Галина Подольская сделала неожиданный шаг: она пригласила художника Гиршу (Григория) Фирера выполнить эту работу. И он ее выполнил. И альбом, что называется, «прозвучал»!

Кто он — Гирша Фирер? Сегодня — житель израильского города Ашкелона. В прошлом — железнодорожник Советского Союза (и кавалер звания «Почетный железнодорожник СССР»). Его жизнь — почти обычная жизнь каждого советского человека такого возраста: родился за 10 лет до войны, бегство от немцев, эвакуация, возвращение. Потом была армия, учеба, напряженная офицерская служба в железнодорожных войсках.

И почти все это время Гирша рисовал. «Тетка меня записала в библиотеку, когда мне было 4 года. Я проглатывал то, что в библиотеке для детей давалось на неделю, за один день. Ходил в библиотеку сам и просил заменить. Сначала библиотекарша меня испытывала, чтобы я содержание рассказывал. А потом началась вторая волна. Мне не нравились картинки в книжке. Я их начал разукрашивать. Всеми доступными средствами. Тогда вызвали отца. Ему сказали, что меня исключат, что я порчу государственное имущество и все на свете. Вот этого я не мог понять: меня тянуло к этому делу. Тогда мне тетка начала покупать раскраски. Это было все по-детски».

Потом он закончил художественно-графический факультет Смоленского педагогического института, начал выставляться. На первой своей выставке в Баку он получил благословение Татьяны Яблонской, народного художника СССР: «Знаете что, у Вас есть изюминка. И я Вам желаю успехов. Только начинайте серьезно заниматься живописью».

После переезда в Москву в 1979 году Гирша продолжает образование: ходит на занятия в студию Юрия Александровича Буторова в Центральном доме культуры железнодорожников. И рисует. Ходит по Москве и рисует. Бесконечное количество шагов (он прошел по улицам Москвы 3500 километров) и немереное количество зарисовок.

В это время у него был и свой Арбат. Он ходил туда не только для заработка (и это было), но и для того, чтобы посмотреть на работы других художников. Два года Арбата дали ему не только деньги, но и возможность познакомиться с коллегами, поизучать их приемы работы.

Во время одной из прогулок Гирша увидел гончарную мастерскую Врубеля и «зафиксировал» ее. Необычный ракурс и точное воспроизведение особенностей передали сказочный, былинный характер домика.

В его багаже есть буквально исторические картины. «А вот это тоже интересно. Это — 1 мая, день моего рождения. Я был в Москве. Эта улица рядом с метро Кропоткинская. Я вышел на улицу, по которой во времена Советской власти 1 мая шли колонны демонстрантов. Они направлялись к Красной площади. И на этом переулке их останавливали (и довольно-таки надолго), пока по Красной площади шел парад войск. Здесь были и оркестры, и танцы, и песни пели, и пили — все, что хочешь. А тут я пришел — на улице тишина! И я написал картину „Весна на Пречистенке“».

В России он писал Россию (и продолжает писать), в Израиле он пишет Израиль, солнечный Израиль. «Я не люблю писать Израиль, когда он в тумане, когда он в дожде… Это нехарактерно для него. Характерно для него 8 месяцев жары».

И так же, как он ходил по Москве, он шел по улицам Иерусалима. Он рисовал места, где бывал Марк Шагал.

Картины Гирши, его рисунки вызывают желание рассматривать их еще и еще. Трудно сказать, что это: техника, какие-то цветовые и световые эффекты или нечто не поддающееся оценке и измерению. Может быть, это — энергетическое?

Вот эпизод из его жизни: «Я отдыхал в Прикарпатье, недалеко от Львова, брал этюдник и писал акварельки, маленькие акварельки. Возвращаюсь в Москву. Двухместное купе. Я сел вечером. А дело было на следующее утро, где-то около Полтавы. Разговаривают две женщины, одна из них едет из Вены, из Австрии. Получила какой-то очень высокой степени диплом среди экстрасенсов. На всемирном форуме. Она разговаривает с моей попутчицей. И разговор крутится около искусства.

Она рассказывает: «Я люблю картины ощущать руками. Не трогать картины, а через ладони. (В то время были очень модными Глазунов и Шилов. Женщины были не очень подкованы в живописи, но этих художников они знали.) От картин Шилова руки у меня мерзнут, отдает холодом. А от глазуновских картин — никаких эмоций».

И ваш покорный слуга свешивается с верхней этой полки и спрашивает: «А вот, дамы… У меня серия акварелей. Вы не хотите над ними руки погреть?» «Давайте!» Она начала смотреть: «О, Ваши акварели жарят руки!» «Как жарят?» «Они очень эмоциональны, у Вас аура очень положительная!» «Спасибо! Я этого показателя не знал. Но вы меня сравниваете с Глазуновым!» «Да что Вы! С Глазуновым никакого сравнения быть не может! У Глазунова не жжет и не холодит. А у Шилова — холодит!»

Гирше сегодня — 83 года. Он продолжает рисовать: в Москве — Москву, в Израиле — Израиль…


21:58 03.11.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Популярное

Вы нам писали? Не отпирайтесь! Мы прочли! Как нам

Мне уже случалось заклеймить тут неграмотных, квазиграмотных и псевдограмотных. Конечно, мне возража...

На что нужно обращать внимание при выборе продукто

Теперь стало нормальным читать надписи на этикетках. Выяснять, из чего сделан тот или иной продукт. ...

Скачать фильм без лишней суеты и затрат. Миф или р

Как хорошо посмотреть последнии новинки кинопроката сразу после выхода ее в кинотеатрах. А если за ...

Пироги на заказ: несколько вариантов полезного обе

При современных темпах жизни у работников офиса не каждый раз находится время на то, чтобы приготови...

Как бороться с претензиями?

Очень часто в любой бытовой ситуации или в конфликте люди предъявляют друг другу претензии. «Т...

Что такое царь-трава? Петров крест

В природе много загадочного и интересного. Вот например, Петров крест, который мало кому удается уви...

Как правильно сделать педикюр в домашних условиях?

Нередко, когда необходимо срочно сделать педикюр, можно столкнуться с проблемой: в салоне запись не ...

Что держат в своих руках финские атланты? Фонари ж

Первый раз я попал в Хельсинки в сентябре. Представляете? Бабье лето. Уже не жаркое, летнее, но ещё ...

Древнейшие антибиотики: пиво бывает полезно

Это действительно поражает: официально эра использования антибиотиков началась в 1928 г., с открыти...

Ремонт в квартире. Какие этапы он включает?

Начиная ремонт, необходимо четко понимать последовательность всех выполняемых работ. Независимо от т...



О портале:

Наш веб-сайт создан для читателей, желающих без остановки совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных рассказов делает наш веб-портал приятным для чтения.

Интересная и познавательная информация, которая сосредоточена на нашем веб-портале дает возможность ответить на отдельно интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет причины тратить солидное количество времени для поиска ответа на необходимый для тебя вопрос.